Позитивизм, махизм, нео- и постпозитивизм.
В начале 19в. возникает течение позитивизма, основанное О.Контом. Его последователями позднее были Спенсер, Милль, Льюис.
Позитивизм исходил из отрицания философии как самостоятельной формы знания. «Каждая наука сама себе философия». Если мир – целостная система, то исчерпывающее знание о мире дает система частных наук, не оставляющая никакого места для философии. Исходная ошибка позитивизма: мир рассматривается как механический агрегат частных областей, который не содержит никаких целостных, всеобщих свойств и законов, для познания которых нужна была бы наука о всеобщем – философия. [По сути, считали, что целое равно сумме частей; когда это не так] Поэтому позитивизм отвергал важнейшие вопросы философии, деление философии на материализм и идеализм.
Позитивизм исходил из утверждения, что последней реальностью, в существовании которой мы можем быть убеждены, являются ощущения; а для проверки того, существует ли что-нибудь за ощущениями, у нас просто нет средств. Таким образом, позитивизм полностью заимствовал логику субъективного идеализма, заявляя в то же время о том, что он стоит «выше материализма и идеализма». Отрицая философию, позитивизм всегда ставил на ее место какую-либо частную науку. Для Конта это были механика и математика.
Субъективный идеализм и механицизм – вот 2 главные отличительные черты классич.позитивизма.
В 1870е гг. возникает 2ая форма позитивизма – махизм, основателями которого были физик Мах и философ Авенариус.
|
|
В 1920е гг. после исчезновения махизма возникает неопозитивизм, основателями которого были Рассел, Витгенштейн, Карнап. Продолжая традиции позитивизма, неопозитивизм также отрицал ОВФ, деление философии на материализм и идеализм, но в сущности оставался в пределах субъективного идеализма. Утверждая, что человек не может выйти за рамки ощущений, неопозитивисты считали единственной реальностью, о которой мы имеем право говорить, это «капли опыта», в качестве которых выступают сложные совокупности ощущений.
В 1950е гг. после распада неопозитивизма возникает постпозитивизм, основателями которого были Кун, Поппер. Они развивали концепцию роста научных знаний, развития научных революций.
Неотомизм.
Неотомизм является крупнейшим течением совр.религиозной философии Запада, представителями которого в 20в. были Маритен и Жильсон. Неотомизм – попытка обновления философии Фомы Аквинского. Основное понятие неотомизма – понятие бога как бесконечного и абсолютного бытия. Бог – творец всего сущего, форма форм. При этом доказательства бытия бога полностью совпадают с доказательствами, сформулированными Фомой Аквинским еще в 13в. (космологическое и телеологическое).
|
|
Главные отличия неотомизма от томизма связаны с тенденцией модернизации философских взглядов Ф.Аквинского, попытками их согласования с данными совр.науки. Согласно томизму, религия дает абсолютную истину, а наука – относительную истину. Абсолютная истина, таким образом, выражена в Библии, под положения которой пытаются подогнать данные совр.космологии. Например, Большой Взрыв трактуется как акт сотворения мира; а библейские «дни творения» рассматриваются как этапы расширения Вселенной.
Предмет, структура и функции научной философии.
Каждая наука имеет свой предмет, содержание, структуру и метод. Предмет науки – сторона, область действительности, которая изучается данной наукой. Предметом науки может быть область объективной действительности (физич, химич, биологич, социальная) или субъективной действительности (психич.процессы, духовная культура общества).
Предмет философии – наиболее общие стороны мира в целом и его познания; или наиболее общая сущность мира и сущность сознания; или сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования.
|
|
Предмет научной философии определяет ее структуру. Научная философия – это система философских наук. Главными являются общая философияисоц.философия. В марксизме эти науки выступают как диалектич.материализм и историч.материализм. Общая философия изучает наиболее общие стороны мира в целом и процесса его познания. Соц.философия – наиболее общая философская наука об обществе. Различие между ними можно определить как различие между наукой о всеобщем и наукой об особенном. Основной вопрос диалектич.материализма – об отношении сознания к материи – может быть решен только в связи с основным вопросом историч.материализма – об отношении обществ.сознания к обществ.бытию.
К общей и соц.философии примыкает ряд других более частных философских наук: история философии, философия природы, философия человека, этика, эстетика, логика; методология – общая теория метода, аксиология – теория ценностей, праксеология – теория деятельности.
В рамках диалектич.материализма можно провести 2 структурных рассечения: вертикальное на материализм и диалектику, горизонтальное на теорию и метод.
Диалектич.материализм – единство двух филос.концепций – материализма и диалектики. Причем они становятся научными, только когда развиваются в единстве. Материализм решает ОВФ, а диалектика 2й вопрос философии. Следовательно, они не являются равноправными концепциями; материализм является ведущим, а диалектика зависимой. Материализм выясняет сущность мира – его материальность, а диалектика раскрываетсущественную сторону мира – его развитие. Материализм – это целое, а диалектика – неотъемлемая сторона, атрибут. Материализм включает в себя диалектику.
|
|
Всякая наука представляет собой единство теории и метода. Теория– описание и объяснение действительности. Она отвечает на вопрос что? – что такое действительность; почему? – почему изучаемые объекты таковы, каковы они есть. Метод – это способ познания и практическое действие по изменению вещей и явлений. Он отвечает на вопрос как познавать и изменять действительность? Марксистская философия имеет диалектико-материалистич.теориюи диалектико-материалистич.метод.
В целом философия выполняет следующие функции:
1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
2. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
3. Функция соц.критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политич. и обществ.устройстве.
5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
6. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретич. исследования.
7. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1092; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!