Гольбах О нравственности атеиста



Философия как наука. Критерии научности в философии.

Философия возникла в Древней Греции в 7-6 вв. до н.э. и переводится с греческого как «любовь к мудрости». Но научный характер приобретает только в трудах Маркса и Энгельса в 19в.

Наука – адекватное отражение действительности (смыслово не противоречащее действительности). Любая наука имеет свой объект – действительность, изучаемая данной наукой, и предмет– область, сторона действительности, изучаемая данной наукой (физич, химич, биологич, социальная).

Философия – наиболее общее учение о мире и человеке. Объект философии – вся действительность в целом. Предмет философии – наиболее общие стороны действительности, процессы ее познания и развития. Философия призвана научно объяснить не какую-либо частную область мира или человеческого существа, а сущность мира как целого, сущность человека, его место в мире, смысл существования.

Возникает вопрос: является ли философия наукой?

Существует несколько критериев научности:

1) наличие достаточного числа фактов, т.е. эмпирической базы, полученной путем наблюдения и экспериментов; 2) наличие адекватных методов сбора и обобщения эмпирического материала; 3) практическая проверка знаний; 4) наличие строгого категориального аппарата (общих понятий); 5) наличие строгих логических процедур выведения знаний (+наличие доказательств научных утверждений).

Философия и частные науки.

Предметом философии является всеобщее, а предметом частных наук – частная, особенная область действительности. Частные науки делят на 3 группы: естественные, общественные и технические науки. Также различают фундаментальные науки, к которым относят математику, физику, химию, биологию, социальные науки.

А) Зависимость философии от частных наук.

Совокупный теоретич. и фактич.материал частных (особенно фундаментальных) наук – первичный материал, из обобщения которого философия выводит свою теорию. Философское исследование производит дальнейшую глубокую проработку материала науки. Философия идет дальше частных наук, формулируя понятие о всеобщих чертах, свойствах, законах реального мира. Философия исходит не из всего массива фактов и теории частных наук, а из основного и обобщенного совокупного фактич. и теоретич.материала науки. То есть, философская теория создается на основе глубокого анализа материала частных наук. Такой анализ должен иметь критич.характер, философия не должна принимать полностью на веру все факты и заключения частных наук.

Б) Зависимость частных наук от философии.

Смысл этой зависимости в том, что особенное, как предмет частных наук, существует только в связи со всеобщим и поэтому не может быть понято вне связи со всеобщим. Т.е. частнонаучное описание и объяснение должно дополняться философским объяснением. Так или иначе, ученый исходит из представления о целостном внешнем мире, а значит он не может изучать предмет своей науки изолированно, а должен учитывать его взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Например, такие часто употребляемые в частных науках термины, как развитие, материя, реальность, бесконечность, существование, необходимость, заимствованы ими из философии. Язык и категории философии уже давно и глубоко вплетены в язык и понятийный строй частных наук. Кроме того, любая частная наука так или иначе приходит к проблеме человека, но она должна учитывать отношения человека с обществом, окружающей средой и т.д., т.е. пользоваться опытом и знаниями философии.

Основной вопрос философии.

Это вопрос об отношении сознания к материи (или духа к природе, мышления к бытию). (Сознание – свойство, функция человека.) Данный вопрос имеет 3 уровня:

1. Фундаментальный уровеньвключает 2 стороны:

Первая сторона – вопрос о первичности/вторичности (производное, зависимое). Понятие первичности – 1) что существует первым, т.е. что чему предшествует, что порождает другое? 2) что является свойством или проявлением другого? (сознание принадлежит материи или материя есть проявление сознания) 3) что отражает другое? (сознание отображает внешний матер.мир или материя есть отображение духа)

Возможны 2 подхода к решению вопроса о первичности/вторичности: монистический и дуалистический.Монизм кладет в основу мира одно из двух «начал»: материализм(Гераклит)материю,идеализм (Платон, Гегель) сознание. При этом различаютобъективный идеализм (Платон, Гегель, неотомисты) – мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, независящего от человека, и субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, экзистенциалисты, неопозитивисты) – первичной реальностью являются человеческие ощущения; «все, что мы знаем о мире, мы знаем с помощью наших ощущений». Дуализм (Декарт, Кант)кладет в основу мира и материю, и сознание.

Вторая сторона – вопрос о познаваемости мира:как познать бесконечный мир конечным человеческим опытом? Гносеологический оптимизм (Гегель, Маркс, Орлов) говорит о познаваемости мира. Агностицизм (Кант, Юм) утверждает, что мир непознаваем.

 

2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.

3. Модификационный вопрос: о сущности мира, о сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. (т.е. миру противопоставляется не абстрактное сознание, которое мы не можем видеть, а целостный человек, который является материальным существом, обладающим сознанием)

I. Фундаментальный уровень

Вопрос о первичности

Вопрос о познаваемости

Монизм

Дуализм

Гносеологический оптимизм

Агностицизм

Материализм Идеализм

II. Тройственный вопрос о сущности мира, сознания, отношения сознания к материи

III.Вопрос о сущности мира, человека, его месте в мире, перспективах существования

         

Второй вопрос философии.

Это вопрос о движении и развитии. Возникают 2 противоположные концепции: диалектика (Гераклит, Платон, Гегель) – учение о развитии и метафизика(Парменид)– отрицание развития. В своем чистом виде метафизика отрицает даже реальное движение, представляя бытие как абсолютно неподвижное. Однако существование движения и развития настолько очевидно, что наибольшее распространение получили метафизические концепции, которые в той или иной мере признают движение и развитие, но дает им упрощенное, одностороннее истолкование. Поэтому обычно говорят о двух концепциях развития – диалектической и метафизической.

 

Вопрос о соотношении движения и развития.

Движение – это изменение вообще; снятие абстрактного тождества предмета с собой.

Развитие – движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Оно непостоянное скачкообразное, разнонаправленное.

Московская школа философии считает, что движение включает развитие; развитие – вид, частный случай движения. Но развитие предполагает постоянное появление чего-то нового. А если развитие – частный случай движения, то оно должно возникать, но возникновение развития – есть уже развитие, => развитие возникать не может, оно есть всегда => оно не частный случай движения. Значит движение и развитие примерно равны. Движение – сторона развития.

Регресс – момент усложнения; исчезновение старого во время появления нового; составная часть прогресса.

Развитие выступает в 2х формах:

- объективное – действительный процесс развития мира, в т.ч. человека, не зависящее от нашего сознания;

- субъективное – процесс развития мышления человека.

Античный материализм.

Философия возникает вместе с рабовладельческим обществом. Ее соц.предпосылками выступают появление эксплуататорского класса, отделение умственного труда от физического, отделение города от деревни (в общем – смена образа жизни людей). Источниками формирования философии являются первоначальные наблюдения над природой и обществом; мифология– система образных фантастических представлений о мире, основанных на одушевлении природы; религия – система фантастических представлений, базирующихся на вере в Бога. В рабовладельческом обществе еще не существовало системы наук, общество располагало преднаукой с первоначальными зачатками математики, физики, химии, биологии и т.д. Особое положение в этой преднауке занимала философия, опиравшаяся на зачатки других наук.

Философские взгляды первоначально возникают в странах Древнего Востока – Вавилоне, Египте, Лидии, Персии. Однако наибольшее развитие и свою классическую форму они приобретают в Древней Греции и Риме (конец 7в. до н.э. – начало 6в. н.э.)

 

Во взглядах милетской философской школы ОВФ выступал в форме вопроса о первооснове вещей. С точки зрения основателя милетской школы Фалеса (6в. до н.э.) материальная первооснова вещей – вода, его последователь Анаксименпервоосновой вещей считал воздух, Анаксимандр– неопред.материю апейрон. Вода Фалеса и воздух Анаксимена понимались не как буквально вода и воздух, а как некое «водоподобное» и «воздухоподобное» начало. В основу таких заключений философы положили ряд наблюдений и некоторые абстракции: вода присутствует везде, без нее нет жизни, вода подвижна, переходит из одного состояния в другое. Первоначальные абстракции материи имели еще довольно простой, наивный характер, не шли дальше наблюдаемых свойств вещей.

Гераклит Эфесский (6-5в. до н.э.) считал первоосновой огонь. Гераклит был первым крупным диалектиком античности, основателем диалектики в ее первоначальной форме. Ему принадлежит известный афоризм «всё течет, всё меняется». Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»: поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в другую реку. Но это была диалектика движения, круговорота, а не развития.

Материалистическая школа атомистов (5-4в. до н.э.) – Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар в основу вещей положили атомы и пустоту. Атомы – невидимые неделимые частицы; они бескачественны, различаются лишь по форме, порядку и положению. Согласно Демокриту, вещи – различные соединения атомов; пространство – великая пустота, вместилище атомов. Демокрит считал, что человеческая душа имеет вещественный характер и состоит их атомов. Атомизм создал свою теорию познания. Демокрит различал «существование по истине» (атомы) и «существование по мнению» (цвета, запахи, вкусы). Соответственно было 2 рода познания – темное (ощущения) и истинное (разум).

Для материалистов античности человек – микрокосм, составляющий частицу и подобие космоса. В силу этого он способен к познанию космоса. Человек – телесное существо, подчиненное законам природы и космоса.

 

В античности материализм стоял выше идеалистических и религиозных концепций мира. В античной философии возникла также первая форма диалектики, носившая стихийный характер. Но эта первая форма материализма имела существенные недостатки. Он был наивным, т.к. еще не мог опираться на данные строгой науки, исходил из довольно простых представлений о материи. Этот материализм не распространялся на общество, т.к. оно не могло быть объяснено водой Фалеса или атомами Демокрита. Но данный материализм послужил началом процесса, который привел к появлению научного материализма.

Античный идеализм.

Философия возникает вместе с рабовладельческим обществом. Ее соц.предпосылками выступают появление эксплуататорского класса, отделение умственного труда от физического, отделение города от деревни (в общем – смена образа жизни людей). Источниками формирования философии являются первоначальные наблюдения над природой и обществом; мифология– система образных фантастических представлений о мире, основанных на одушевлении природы; религия – система фантастических представлений, базирующихся на вере в Бога. В рабовладельческом обществе еще не существовало системы наук, общество располагало преднаукой с первоначальными зачатками математики, физики, химии, биологии и т.д. Особое положение в этой преднауке занимала философия, опиравшаяся на зачатки других наук.

Философские взгляды первоначально возникают в странах Древнего Востока – Вавилоне, Египте, Лидии, Персии. Однако наибольшее развитие и свою классическую форму они приобретают в Древней Греции и Риме (конец 7в. до н.э. – начало 6в. н.э.)

 

Пифагор (6в. до н.э.) – создатель первых матем.представлений и идеалистической философии, в которой он пытался использовать зачатки математики. По его мнению, в основе мира вещей и мира людей лежат числа и числовые соотношения.

Элеаты(6-5в. до н.э.) – Ксенофан, Парменид, Зенонрассматривали наглядный мир как мир чувств, который искажает действительный мир.

В 5-4в. до н.э. идеалистические взгляды были развиты СократомиПлатоном. Ядро учения Платона – о мире идей и мире вещей было связано с концепцией развития, согласно которой идеи (формы) воплощаются в пассивную, аморфную материю, благодаря чему возникают вещи различной сложности. Согласно Платону, человек – соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей.

Наиболее крупным философом древности был Аристотель(4в. до н.э.). Он колебался между материализмом и идеализмом, склоняясь больше к объективному идеализму. В главном своем труде «Метафизика», в противоположность Платону, Аристотель доказывал, что вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Однако он рассматривал материю как пассивное, а форму – как активное начало. «Вещь вещью делает форма».

Для идеалистов античности человек – это душа, которая является проявлением или частицей потусторонних непознаваемых духовных сил, предопределяющих судьбу человека. Земная, телесная жизнь – тень потусторонней «реальной» жизни.

7. Философия Средних веков.(5-13в.)

В феодальном обществе главной формой осознания мира и самого себя стала религия. Период феодализма характеризуется безраздельным господством религии и церкви в духовной жизни общества. Материализм, как система философских взглядов, исчезает в Западной философии на тысячу лет. Средневековье знает только одну философию – религиозную. Это была своеобразная «проба истории» построить человеческое существование на идейных началах религии и идеализма.

Господствующее положение в философии феодализма занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения Бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Характерной чертой схоластики была слепая вера в «авторитеты». Источники схоластики – учение Платона; идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды; Библия.

 

Наиболее крупным идеологом схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Его основные труды – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Развивая взгляды Аристотеля, Фома рассматривал Бога как «чистую форму», первопричину и конечную цель всего существующего. В его взглядах важное место занимает учение о божественном творении мира. Вещь– единство материи и формы; при этом материя – результат божественного творения. Вещи становятся вещами только благодаря форме.

Фома Аквинский делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, душа бессмертна) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеч.разуму (сотворение мира, троичность бога). Характерно, что непостижимыми оказались такие догматы, в которых в наибольшей мере проявлялись противоречия понятия бога.

В противоположность античным оптимистическим представлениям о человеке как телесном земном существе, микрокосме, способном к познанию мира, теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа.

 

В Средневековье вызревает также и материалистическая тенденция, которая нашла свое первое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты 2 осн.противоположные концепции. С точки зрения реализма(Фома Аквинский) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеч.сознания и вне вещей. Универсалии есть только названия, даваемые нами сходным вещам. Существовал также концептуализм, согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и большие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.

8. Философия эпохи Возрождения.(14-16в.)

Эпоха Возрождения – поздний период феодального общества. Зарождение новых производит.сил и производств.отношений обусловливает возникновение и развитие естеств.наук. Это выражается, прежде всего, в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный и антицерковный характер.

Новый социально-экономический уклад обусловил усиление материалистической тенденции, выразившейся в появлении пантеизма. Он отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму.

 

Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, которая пришла на смену геоцентрической системе Аристотеля и составила целую революцию в естествознании. Коперник считал, что Вселенная конечна, ее совершенная форма – сферическая, а естественное движение – круговое. В первой своей фундаментальной книге "Об обращениях" Коперник отстаивает следующие тезисы: 1) мир сферичен; 2) Земля также сферична; 3) движение небесных тел единообразное, круговое и постоянное, т.е. состоит из круговых движений; 4) Земля движется по круговой орбите вокруг центра, одновременно вращаясь вокруг своей оси; 5) пространство небес огромно в сравнении с размерами Земли.

Один из крупнейших философов-пантеистов Н.Кузанский утверждал, что земля не является центром мира, а природа бесконечна. С его точки зрения, человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений.

Материалистическое содержание имела и пантеистическая философия Джордано Бруно, основывающаяся на учении Коперника. Он считал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. Она не перемещается в пространстве, ибо не имеет вне себя ничего, к чему она могла бы переместиться, потому что она - все. Она не возникает, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать или ожидать, поскольку она охватывает все бытие. Она не разлагается, потому что нет другой вещи, в которую бы она превратилась, поскольку она - всякая вещь. Она не может уменьшаться или расти, поскольку она бесконечна. Она не материя, ибо не имеет и не может иметь очертаний, не имеет и не может иметь границ. Она не есть форма, потому что не дает форм и очертаний ничему другому, поскольку она - все. Она не поддается измерению и не является мерой. Она недоступна постижению. Она не познана.Она не сравнима ни с чем, ведь она не есть то и другое, но одно и то же. Поскольку она - одно и то же, она не имеет разных сущностей, не имеет и разных частей, она не есть сложное. Это род термина, не являющегося термином; форма, которая не является формой; такая материя, что уже не материя; и такая душа, которая скорее не душа: потому что это - неразличимое все, и вселенная есть единое". Считал, что Вселенная состоит из бесконечного множества миров.

Жизнь бесконечна, в нас бесконечна индивидуальность, как и во всех сложных вещах. Умереть не означает испариться, ибо "ничто не исчезает совсем"; умереть - это только измениться случайным образом. Но почему происходит это изменение? Почему материя всегда ищет другую форму? Возможно, она ищет другой способ бытия! И именно в этом заключается различие между вселенной и отдельными вещами во вселенной: "Вселенная включает все бытие и все способы бытия; из вещей каждая имеет бытие, но не все способы бытия".

Философия 17в.

В 17-18в. в Западной Европе буржуазный уклад получил уже значительное развитие, что обусловило глубокий кризис феодального общества. Совершаются первые буржуазные революции в Нидерландах, Англии. Быстрыми темпами начинает развиваться естествознание, прежде всего механика и математика. Появляется первая фундаментальная научная физическая концепция – механика Ньютона. Материализм становится главной формой философских взглядов нового революционного класса – буржуазии.

В Новое время материализм представлен трудами английских философов Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Д.Локка; голландца Б.Спинозы и франц.дуалиста Р.Декарта.

 

Бэкон считается родоначальником англ.материализма. Он подверг глубокой критике основы схоластической философии, которая, по его мнению, основана на 4х «идолах», «призраках», т.е. заблуждения, ложные понятия,которые мешают поиску истины.

1.Идолы роды, которые вскормлены самой человеч.природой, семьей, или родом; это особенности разума человека, которые искажают природу вещей, делая их такими, какими их хотят видеть, а не какие они есть на самом деле. Человек считает верным предпочтительное и отвергает трудное.

2.Идолы пещеры, которые исходят от отдельного человека ввиду индивидуальных особенностей физиологии, воспитания и влияния других людей. «Они берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей».

3. Идолы площади – идолы, зависящие от взаимных контактов человеческого рода. В самом деле, связь между людьми осуществляется при помощи языка, но иногда люди дают вещам неадекватные, несоответствующие им имена и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это названия несуществующих вещей (например, «ангелы», «судьба», и т.д.), или это названия вещей существующих, но путаные и неопределенные.

4. Идолы театра – слепая вера в авторитеты; они проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин. Бэкон считал «все философские системы сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене».

Чтобы избежать, обмануть идолы, человек должен опираться на опыт. Далее восходить от единичных фактов к общим понятиям, т.е. Бэкон применял метод индукции.

Бэкон сформулировал понятие материи как природы, или совокупности вещей. По Бэкону, материя обладает движением, которое он понимает как активную внутреннюю силу. Бэкон, а вслед за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи. Это ставило философию перед трудноразрешимой проблемой: как чистый, абсолютный покой превращается в движение, а чистое, абсолютное движение – в покой? Признавая движение, все материалисты 17-18в. отрицали развитие материи, оставались метафизиками.

 

Гоббс считается систематиком бэконовского материализма. Он был атеистом, враждебно относился к схоластике. Гоббс переходит на позиции механицизма, сводя все формы движения к механической. Гоббс считал геометрию образцом логического мышления, а механику Галилея – идеалом естествознания.

Политическая философия начинается с работы Гоббса «О гражданине» (1642). В «Левиафане» он рассматривает сущность государства и его происхождение и разрабатывает теорию естественного происхождения государства (теория обществ.договора): общество в своем развитии проходит 2 ступени: естественную (война всех против всех, человек человеку волк) и общественную (государство, которое появляется, потому что людям надоело жить в состоянии войны и они договариваются отдать часть своих естеств.прав монарху).

 

Локк разработал и обосновал принцип сенсуализма: он доказывал, что все человеч.знания имеют чувственное происхождение (в разуме нет ничего такого, что не содержалось бы первоначально в ощущениях). Локку принадлежит теория «первичных» и «вторичных» качеств, которыми обладают вещи. Первичные – объективные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя); это в сущности геометрические и механические свойства вещей, поддающиеся количественному измерению. Воздействуя на наши органы чувств, они вызывают вторичные, субъективные качества – комбинации первичных качеств (цвет, вкус, запах). Т.е. мир обладает только количественными различиями, качество имеет чисто субъективную природу. Первичные качества представляют собой свойства самих тел, а вторичные возникают из встречи объекта с субъектом.

Материализм Спинозы выступает в своеобразной теологической или пантеистической форме: мир – это бесконечная природа, или материальная субстанция, или бог. Согласно Спинозе, субстанция – то, что является своим собств.основанием; то, что ни в чем не нуждается для существования, кроме себя самой (причина самой себя). Субстанция обладает бесконечным множеством всеобщих свойств – атрибутов, из которых нам известны 2 – протяженность (пространство) и мышление. Философ стоял на позиции гилозоизма – учение о всеобщей одушевленности мира. Движение Спиноза рассматривал как модус – частное проявление субстанции, ее атрибутов. Субстанция вечна и неизменна, бесконечна. Вечность и несотворимость для Спинозы означают всесовершенство субстанции. Субстанция (бог) всесовершенна, ибо иначе она должна была быть зависимой и сотворенной.

Но если субстанция всесовершенна, бесконечна, то все должно было уже возникнуть, существовать в субстанции неизменно; но поскольку что-либо возникает, то субстанция оказывается неполной и несовершенной.

 

В философских взглядах Декартавыделяются 2 раздела: физика (учение о природе) и метафизика (учение о сверхприродном). Декарт признавал существование 2х субстанций: материи, обладающей атрибутом протяжения, и духа, обладающим атрибутом мышления. Материя – это бесконечная Вселенная, состоящая из корпускул, делимых до бесконечности. Декарт рассматривал механическое движение как проявление жизни материи.

Как и Бэкон, Декарт выступал с глубокой критикой схоластики и теологии. Однако, если Бэкон делал это с позиций сенсуализма, то Декарт – с позиций рационализма – представление о разуме (логич.мышлении) как высшем способе постижения истины. Центральное место занимал прием сомнения: подвергай все сомнению, не принимай ничего на веру. «Я мыслю, следовательно я существую». Рационализм Декарта был связан с открытием и разработкой важного метода науки – дедукции.

Философия 18в.

Более последовательный и развитый характер получает франц.материализм 18в., который представлен в трудах Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха.Они развили дальше концепцию материи как природы, бесконечной совокупности вещей (Бэкон). С их позиций материя обладает формами бытия: пространством, временем, движением. Они рассматривали движение как абсолютное, а покой как относительное, как момент движения. Материалисты 18в. открывают важный элемент диалектического мышления, правда, диалектики движения, а не развития.

 

Ламетри анонимно опубликовал труд «Человек-машина» (1748) - самое знаменитое из его сочинений. В работе он излагает свои взгляды: «Человек - настолько сложная машина, что невозможно сразу составить о нем ясное представление и суметь его определить»; «душа - всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала». Между человеком и животным он видел только количеств.различие: человек обладает большей степенью чувственности. «Не стоит мучиться из-за проблем теологии, поскольку нет достаточно убедительных доводов ни "за", ни "против"; тем не менее, мир не будет счастлив до тех пор, пока ни станет атеистическим, ведь тогда не будет теологических войн и борцов за религию».

 

В «Философских мыслях» Дидро выступает как против атеизма, так и против религии и церкви. Начиная с «Письма о слепых», философская позиция Дидро начинает меняться: порвав с идеализмом,он стал материалистом и атеистом. Нет никакого Бога, существует только мир – материя в движении. Дидро верил в разум, но не в его всемогущество. Поэтому необходимы сомнение и истинный скептицизм.

 

Самой известной работой Гельвеция стала работа «Об уме», направленная против основ феодального порядка, феодально-религиозной идеологии и католической церкви.

 

«Система природы» - главный труд Гольбаха, это синтез всех древних и новых доводов в пользу материалистического и атеистического объяснения действительности. Это философский гимн природе, понимаемой только в физическом смысле. Человек - творение природы, существует как часть природы и подчинен ее законам, от которых не может освободиться даже в мыслях. Нет и не может быть ничего за пределами природы. Различия между физическим человеком и человеком духовным нет. Человек является чисто физическим существом; духовное существо - всего лишь то же самое физическое существо, рассматриваемое с особой точки зрения. Теологические понятия представляют собой всего лишь пустые слова, призраки, искаженные больным воображением. Бессмысленно говорить о душе, отделенной от тела. Точно так же бессмысленно говорить о свободе человека: Человек не может быть свободным, любой его шаг необходимым образом управляется реальными или кажущимися преимуществами (или пользой, выгодой), которые он приписывает предметам, возбуждающим его страсти.

Гольбах О бессмертии души

«Когда мое тело движется, моя душа отнюдь не остается позади. Следовательно, душа имеет некоторое свойство, общее ей с телом и с материей вообще, поскольку она перемещается в пространстве вместе с телом. Таким образом, будучи целиком подчинена движениям тела, она оказалась бы без него мертвой и инертной».

Гольбах О нравственности атеиста

«Если атеист отрицает бытие божье, то он не может отрицать своего собственного бытия, а также бытия окружающих его и подобных ему существ; он не может сомневаться в отношениях, существующих между ними и им, в необходимости обязанностей, вытекающих из этих отношений, а следовательно, и в принципах нравственности».

 

Франц.материалисты определяли движение как способ существования материи. Оно понималось как трансформация, например, неорганической природы в органическую. Они создали яркую форму атеизма. В области общественно-политических взглядов франц.материалисты выступали как просветители. Они считали, что просвещение, критика феодализма, религии и схоластики приведут к созданию «царства разума».

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах» выделил 3 недостатка франц.материализма, которые определяют его донаучный характер: механистический характер, т.е. сведение всех форм движения к чистой механике; метафизичность, неизменность, т.е. трансформация, но не развитие; незаконченность: это был материализм в объяснении природы, тогда как в объяснении общества философы оставались идеалистами.

Философия Канта.

В творчестве Канта (1724-1804) различают 2 периода: «докритический» и «критический». В первом Кант выступает как материалист и создает теорию возникновения Солнечной системы из первичной туманности, всецело опираясь при этом на материалистические представления теории Ньютона. Эта теория привела в движение развитие других наук – геологию, химию, биологию.

Во втором Кант выступает как субъективный идеалист и агностик. В основе философии Канта лежат 2 понятия: вещи-в-себе и вещи-для-нас. Вещь-в-себе – ноумен, сущность, объективное существование вещи. Но эта вещь остается для нас принципиально непознаваемой, трансцендентной. Мы же знаем вещь такой, какой она нам является – вещь-для-нас – феномен, субъективное выражение сущности вещи (цвета, запахи, вкусы). Переход явление-сущность (т.е. по сути познаваемость вещей) невозможен, т.к.: 1) существует ощущение-перегородка между человеком и миром (мир – комплекс наших ощущений, а не действит.реальность); 2) мир бесконечен, а человеч.опыт конечен.

Агностицизм Канта (3 довода).

1) Когда объективно существующие вещи действуют на наше сознание, оно изменяется в соответствии со своей природой. Т.е. мы знаем вещи не такими, какими они являются сами по себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. (Ошибка Канта – представление о предмете и сознании как двух изолированных реальностях)

2) Второй довод связан с решением Канта проблемы ощущения. Человеческие ощущения – есть нечто «закрытое» и непроницаемое для свойств внешних вещей.

3) Ограниченность и конечность человеч.опыта.

С этих позиций и материализм, и идеализм – произвольные заключения о мире. Действительное мировоззрение принципиально невозможно.

 

3 крупнейших работы Канта: «Критика чистого разума», «Критика практич.разума», «Критика способности суждения».

В «Критике чистого разума» Кант пишет, что процесс познания проходит 3 ступени: созерцание, рассудок и разум.

1) на ступени созерцания хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных (доопытных, субъективных) форм созерцания – пространства и времени. С помощью пространства и времени человек создает чувственную картину мира, не имеющую сходства с действительным миром.

2) на ступени рассудка чувственная картина мира подвергается новому упорядочиванию с помощью априорных форм мышления – единство, множество, реальность, ценность, отрицание, качество, количество. С помощью этих категорий мышление создает науку и ее законы, которые не принадлежат природе, а «приписаны» ей человеком.

3) Разум не создает ничего нового, он обобщает материал, полученный рассудком. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологической (идеей о внешнем мире), психологической (идеей о душе) и теологической (идеей о боге). В основе космологической идеи лежат 2 фактора: с одной стороны, человеч.природе, сознанию свойственно стремление знать сущность внешнего мира; с другой стороны, существует пропасть между нашими ощущениями и действит.миром. В результате действия этих противоположных факторов разум запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях чистого разума.Кант выделил 4 антиномии:

мир конечен – мир бесконечен;

мир состоит из простых вещей – мир делим до бесконечности (сложный);

в мире все существует по необходимости – в мире есть свобода;

в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира – в мире нет такого существа.

Значит познающий субъект заходит в тупик, но ведь он должен как-то действовать, совершать моральный выбор. Отсюда Кант критикует практич.разум (моральное поведение, выбор) (как человек может делать объективный правильный выбор, не имея объективного знания о мире?). Он обнаруживает категорический императив: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» (поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Признание существования бога Кант считал нравственной потребностью человека; это существование доказать нельзя.

Философия Гегеля.

Гегель (1770-1831) – крупнейший объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия – абсолютной логической идеи и развития. Логическая идея – мысль, существующая объективно, сама по себе и порождающая природу и человека; они – результаты, ступени мышления, логической идеи.

По Гегелю, развитие – движение от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому содержанию. Развитие идеи – это процесс ее самопознания, движения к истине. Каждая последующая ступень познания выступает в качестве истины предыдущей и находит свою истину в последующей ступени.

Согласно Гегелю, идея проходит в своем развитии 3 осн.ступени: Логику, Природу, Дух. Эти ступени анализируются Гегелем в произведениях: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Развитие идеи в целом и на каждой более частной ступени определятся логикой отрицания отрицания, ко­торая образует последовательность: тезис-антитезис-синтез. «Триада» отрицания отрицания формирует всю логику системы философии Геге­ля. Так, Логика есть тезис, Природа - антитезис, Дух - синтез.

На ступени Логики идея, существуя до природы, пространства и времени, развивает из себя свое собственное богатство содержания. Развитие идеи Гегель начинает с чистого бытия,которое есть чистая мысль как таковая, лишенная каких-либо определений, каких-либо характеристик. Поскольку бытие «совершенно лишено определе­ний», оно есть ничто. «Бытие и ничто суть одно и то же». Борьба бытия и заложенного в нем небытия (ничто) создают становление, в результате которого рождается наличное бытие, в свою очередь переходящее в качество, количество и меру.

На ступени Природы идея переходит в свое инобытие. Природа включает 3 «царства»: механика, физика, органика, которые суть выражения развития идеи.

Исчерпав возможности развития в форме Природы, идея «возвращается в самое себя», переходя в Дух – идея, выраженная в человеч.обществе. Пройдя ряд последовательных этапов развития, на этой ступени идея приходит к осознанию самой себя в целом («абсолютный дух»).

Гегель утверждал, что развитие абсолютное идеи бесконечно. Однако фактически из его философии следовал вывод о конечном характере развития идеи, вершиной или конечным результатом которого выступают его философия (поскольку она объяснила логическую идею) и прусская сословная монархия.

 

Развитие Гегелем понимается как порождение единичных вещей общим (субстанцией), что совершенно неверно. В реальной жизни ничто единичное не рождается из общего как такового.

В системе Гегеля человеку отведено весьма важное место. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является закономерным этапом единого мирового процесса, логическим, разумным результатом развития идеи. Однако люди в системе развивающейся идеи оказываются лишь пассивным проявлением мирового духа.

 

Философия Гегеля содержит неразрешимое внутр.противоречие междуидеалистической системой и диалектическим методом. Как только в основу развития Гегель кладет логическую идею, диалектика приобретает непоследовательный, ограниченный характер, т.к. развитие должно прекратиться, когда идея познает самое себя. В философии Гегеля диалектика достигла наивысшего уровня, который был возможен в рамках идеалистич.концепции мира. Исторический урок философии Гегеля заключается в том, что диалектика не может стать научной и последовательной, если она развивается на базе идеализма.

Философия Фейербаха.

Первоначально Фейербах (1804-1872) был последователем Гегеля. Однако в 1839-1841гг. Фейербах порывает с философией Гегеля и переходит на позиции материализма. Фейербах рассматривает материю как бесконечную природу. Материя существует в своих формах бытия – пространстве, времени и движении. Человек – часть природы.

Фейербах называл свою философию антропологической, т.е. в центре философии находится человек. Однако человек трактовался им как чисто биологическое существо. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего — природа, тело, чувственность и потребности. Идеализм надлежит отвергнуть, ибо он упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога.

Религия как проблема проходит через все творчество Фейербаха. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной идее. Религия не может быть отвергнута философией, её следует понять. Понять религию можно лишь тогда, когда будет понято: «То, что человек думает о Боге, — это осознание человеком самого себя». Свойства, приписываемые богу – разум, любовь, всемогущество – по сути человеч.качества. Истина религии — в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека.

Итак, по Фейербаху, религия — это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, — таков его Бог. Отсюда вывод Фейербаха: скрытое ядро теологии есть антропология.

Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность — человека.

 

Философия Фейербаха во многом была похожа на франц.материализм 18в. и обладала теми же осн.ограниченностями. Однако механицизм, как сведение всех форм движения к чистой механике, им оказался преодоленным. Подвергнув яркой критике идеализм Гегеля, Фейербах также упустил суть диалектического метода. Материализм Фейербаха остался материализмом «внизу», в объяснении природы, когда «вверху», в объяснении общества по-прежнему сохранялся идеализм.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!