Проблема сущности сознания. Структура сознания.



Разл.философские концепции в разл.времена подходили к понятию сознания по-разному.

Религиозная философия считала, что сознание – это душа. Душа – частица Бога, т.е. у души божественная сущность. Однако не раскрывается сущность бога и следовательно сущность души, сознания.

Идеализм считал сознание первоосновой реального мира. Т.о., превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным научное объяснение сознания; поскольку в основе идеалистич. и религиозного объяснения мира и сознания лежит весьма древнее и упрощенное представление о том, что материя есть нечто неизменное, простое, а мысль и духовное – активное, сложное. Это убеждение с возникновением науки было отодвинуто в сторону.

Материализм прошлого считал, что сознание – это свойство человека как природного существа, возникающее в ходе развития природы и отражающее природу; сформулировал, в общем, верную идею производности, вторичности сознания по отношению к материи. Однако незавершенный и недиалектич.характер этого материализма не позволил создать научную философскую концепцию сознания.

 

С точки зрения психологии сознаниевысшая форма психич.деятельности, связанная с трудом и речью. Психика (инстинкты, ощущения, восприятия, представления, чувства и т.д.) есть широкое понятие, включающее как биопсихику – психику животных, так и психику человека. Психика человека сложнее, чем психика животных, связана с соц.образом жизни. Природной основой, базой психики выступает физиологич.деятельность животных и человека, высшим уровнем которой является высшая нервная деятельность.

Психика человека включает 1) биопсихику; 2) под-, бессознательное, которое отражает стихийные обществ. и природные процессы – процессы, которые порождаются человеч.деятельностью глубоко опосредованно, т.е. непосредственно не осознаются; 3) сознание. Сознание – единство чувств, разума и воли.

Чувства (свободы и ответственности, добра и гуманизма, дружбы и любви, патриотизма и т.д.) – отражение внешних сторон действительности.

Разум (интеллект, логическое, абстрактное мышление) – отражение внутр, сущностных сторон действительности.

Воля– императивная сторона сознания, побуждающая человека к деятельности.

Все 3 стороны взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Чувства дают разуму первоначальный материал в виде ощущений, восприятий, оценки мира; разум обобщает информацию; воля обеспечивает переход между разумом и чувствами, приводит их в движение.

Но все-таки ведущую роль в системе сознания принадлежит разуму, т.к. он выявляет сущность вещей, событий.

 

В философской концепции сознание выступает как явление, вторичное, производное от материи. Абсолютным и независимым является лишь материя. Философское определение: Сознаниевысшая универсальная форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется (является свойством) наиболее высоко организованной материей – человеком. Высшая форма, потому что человек – предельно высшее матер.существо, вряд ли может что-то возникнуть сложнее человека. Универсальная форма, потому что человек обладает универсальным характером, всеми свойствами мира.

Сознание как продукт развития материи. Концепция отражения.

Происхождение сознания – это вопрос, который относится к компетенции целой системы наук: эволюционной биологии, физиологии и психологии. Философия выясняет наиболее общие стороны этого процесса.

Марксистская концепция возникновения сознания рассматривает его в качествезакономерного продукта развития материи, необходимость которого заложена в самой природе материи. Исследуя эту способность далее, научная философия ввела понятие отраженияспособность взаимодействующих субстратов воспроизводить свойства друг друга; всеобщее свойство материи, закономерным этапом развития которого является возникновение ощущений, становление психики и ее высшей формы – сознания. Философское понятие: отражение – глубокое сопоставление сущности человека и окр.мира, мыслящей материи и природы.

3 закономерности отражения:

1. Полнота отражения зависит от характера субстрата отражения. Чем сложнее, богаче содержанием является субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести.

2. Субстрат способен отобразить только те свойства, которые присущи ему самому.

3. Высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей. Человек может понять химич, физич. и биологич.законы.

 

В развитии психики можно выделить 2 ступени: животная психика и психика человека. Если животная психика отображает внешние качества вещей, то сознание отображает не только явления, но и их сущность. Возникновение такой формы психики, главным для которой становится отображение существенных свойств, сущностей, законов, связано с производящим характером человеч.существования (трудом). Сознание человека имеет не приспособительную, а производящую природу, ибо человеч.сознание – мысленное производство человеч.существования и человеч.сущности.

 

Материализм заключается в выведении сознания из предшествующих способов существования и развития форм материи. Включая в себя «опыт», итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутр.природой. Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 393; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ