Научное познание, его уровни, формы и методы.
Научное познание – высший уровень логич.мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.
1) Эмпирич.уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента: чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретич.осмысление, первичную понятийную обработку.
Эмпирич.познание использует 2 осн.формы изучений – наблюдение и эксперимент. Осн.единицей эмпирич.знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент – 2 источника этого знания.
Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным, производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным, осуществляться с помощью приборов.
Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).
Источником научного знания являются факты. Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление.
2) Теоретич.уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирич.материала, выведении новых понятий, идей, концепций.
|
|
Научное познание имеет 3 осн.формы: проблема, гипотеза, теория.
1) Проблема – научный вопрос. Вопрос представляет собой вопросит.суждение, возникает только на уровне логич.познания. От обыденных вопросов проблема отличается своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы спец.научные средства познания – научная система понятий, методика исследования, технич.оснащение и т.д.
Проблема имеет свою структуру: предварительное, частичное знание о предмете и опред.наукой незнание, выражающее осн.направление познавательной деятельности. Проблема – противоречивое единство знания и знания о незнании.
2) Гипотеза – предположительное решение проблемы. Ни одна научная проблема не может получить немедленное решение, она требует длит.поиска такого решения, выдвижения гипотез как разл.вариантов решения. Одним из важнейших свойств гипотезы является ее множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых выбираются наиболее вероятные, пока ни производится окончат.выбор одной из них или их синтез.
|
|
3) Теория – высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отд.область действительности. Теория включает свои теоретич.основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирич.базу. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части. Описание– характеристика соответствующей области действительности. Объяснение отвечает на вопрос почему действительность такова, какова она есть?
Научное познание имеет методы исследования – способы познания, подходы к действительности: наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфич.частные методы отд.наук.
1) Человеч.познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т.е. должно опираться на всеобщий метод познания. В совр.науке это диалектико-материалестический метод.
2) К общенаучным методам относятся: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Логич.обобщение опирается на полученное на уровне представления и далее выделяет все более существенные признаки.
Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Все человеч.понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существ.признаки вещей.
|
|
Анализ– мысленное расчленение целого на части.
Синтез– мысленное объединение частей в единое целое. Анализ и синтез – противоположные мыслительные процессы. Однако ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и противоречий.
Индукция– движение мысли от единичного к общему.
Дедукция– движение мысли от общего к единичному.
3) Каждая наука обладает также своими специфич.методами, которые вытекают из ее осн.теоретич.установок.
Истина.
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действит.знания о мире и человеке. Вопрос об истине – форма вопроса о сущности человеч.познания и способности человека познать мир и самого себя.
С позиций объективного идеализма Гегеля истина – объективный процесс самопознания логич.идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей.
С позиций субъективного идеализма истина – лишь осознание человеком своих собств.ощущений.
С позиций научной философии истина (объективная истина) – адекватное, соответствующее действительности отражение внешнего мира и человека.
|
|
Далее существуют 2 понятия относительной и абсолютной истины.
Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно, по частям.
Относит.истина – это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира и ограниченности человеч.познания достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует также рассматривать в том, что они всегда отнесены к опред.условиям, месту и времени. Относит.истина – это достоверное, адекватное знание конечного – отд.предмета, явления, свойства, области действительности.
Абсолютная истина – знание о бесконечном мире в целом, во всем его многообразии. Абсолютная истина никогда не может быть достигнута, познана, т.к. мир бесконечен, однако она постоянно познается нами по частям. Абсолютная истина – сумма бесконечного числа относит.истин.
Практика.
Стремление к бесконечному познанию – только одна из сторон человеч.сущности. Знание само по себе еще ничего не меняет в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеч.познания служит применение знаний для преобразования мира в направлении, необходимом для человеч.существования.
Средством и процессом преобразования мира является общественно-историч.практика. Сущность человека и смысл его существования – в познании и практич.преобразовании мира и самого себя.
Практика – это материальная трудовая деятельность людей. Практика выступает в разл.формах. Осн.форма практич.деятельности – материальное производство; далее мед.практика, физкультурно-спортивная, художественная, политическая, военная и т.д.
Практика как материальный труд есть высшая и универсальная форма матер.активности. Практика отличается от всех других видов матер.активности – физич, химич, биологич. – тем, что она в принципе приложима к любым материальным объектам, явлениям, отношениям бесконечного мира.
Практика выступает основой всего процесса познания. Понятие основы познания означает, что 1) практич.отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя; 2) практика порождает потребность в знании; 3) практика создает матер.средства познания; 4) практич.применение – конечная цель познания.
Практика вооружает процесс познания технич. и др.матер.средствами, без которых развитие науки принципиально невозможно. В свое время полученные в результате познават.деятельности знания воплощаются в опред.практич.действия, служат средством практич.переделки реального мира.
Практика – критерий истины. С точки зрения научной философии никакие утверждения науки не могут быть доказаны чисто теоретич.путем. Разумеется, всякое утверждение доказывается с помощью теоретич.аргументов, однако, в конечном счете все доказательства должны быть основаны на фактах, полученных посредством практич.деятельности. В этом смысле практика выступает в качестве конечного и решающего критерия истинности человеч.знаний.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 989; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!