Предмет, структура, функции научной соц.философии.



Научная соц.философия – это наиболее общая теория общества, объектомкоторой является соц.действительность (человек, общество), предметомкоторой являются наиболее общие стороны соц.действительности, обществ.жизни: отношение обществ.сознания к обществ.бытию (ОВСФ), общие законы развития человеч.сущности, смысл и перспективы человеч.существования.

ОВСФвопрос об отношении обществ.сознания к обществ.бытию. Обществ.сознание – совокупность идей, отражающих обществ.бытие – люди как соц. и матер.индивиды. 2й вопрос соц.философиивопрос о развитии человеч.сущности.

Предмет соц.философии определяет ее двухуровневую структуру: 1) Первый уровень образует концепция «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к соц.явлениям – труду, собственности, классам и т.д. Это изложение иерархической системы сфер обществ.жизни: материальной, социальной, духовной, политической и т.д. Причем для Маркса, в конечном счете, все сферы зависят от материальной сферы, или способа производства, т.к. главное в нем – производство человеком самого себя, своей сущности и бытия. 2) Второй уровень определяется идеей единого закономерного историч.процесса. Все сферы обществ.жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса.

Функции: 1. Прямое участие в теоретич.объяснении действительности и ее преобразовании; 2. Футурологическая: предвидение, предсказание будущего;

В целом философия выполняет следующие функции:

3. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.

4. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

5. Функция соц.критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политич. И обществ.устройстве.

7. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретич.исследования.

8. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.

Идеалистическое понимание истории.

В объяснении общества все философы до Маркса оставались идеалистами: они считали собственно человеческим в человеке его разумность, нравственность и т.д. (т.е. духовные и моральные качества), а на историю смотрели как на постепенное осуществление идей.

Идеалистич.понимание истории (ИПИ) основано на 3х идеях: 1) обществ.сознание определяет обществ.бытие; 2) обществ.сознание определяет характер обществ.отношений (экономич.строй общества); 3) историю творят великие личности или вечный разум (великая личность – тот, у кого возникла великая идея).

Главный аргумент в пользу ИПИчеловеч.деятельность управляется мыслью, ибо все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову.

Главная причина ИПИ заключается в разделении труда на материальный и духовный и превращении последнего в привилегию господствующего класса (пролетариата), т.е. относительная самостоятельность продуктов мышления предстает как абсолютная.

Люди, руководствуясь в своей деятельности сознанием, ставят перед собой опред.цели и добиваются их осуществления, т.е. материальная деятельность становится средством осуществления намеченных целей.

Отсюда идеалисты делают вывод о первичности сознания и вторичности материи.

Материалистическое понимание истории.

МПИ основано на 4х идеях: 1) Обществ.бытие определяет характер обществ.сознания (первично); 2) обществ.бытие определяет характер обществ.отношений (экономич.строй общества); 3) историю творят народные массы; 4) развитие общества – закономерный объективный процесс развертывания человеч.сущности.

Аргументы МПИ: Маркс исходил из факта, что действительные (а не воображаемые, не мыслимые) индивиды живут. А для того чтобы жить, люди должны трудиться. Также есть факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д. Т.е. они исходили из первичности материальных потребностей и вторичности духовных потребностей.

Проблема сущности человека.

Сущность – внутр.определенность предмета; - наиболее важное в предмете; - то, что отличает предмет от других.

Человек – социально-матер.существо, производящее себя, свое бытие и свою среду посредством преобразования природы. (Социальное – не общественное, а сверхприродное, сверхбиологич.) Человек осуществляет трудовую (матер.) и мыслительную (духовную) деятельность. Если все предшествующие формы материи имеют приспособительскую сущность, то человек имеет производительную, преобразовательную сущность.

Человек имеет обществ.сущность. Общество – сложноорганизованный коллектив людей, находящихся в соц.отношениях друг с другом.

 

Человеч.сущность выражена в«сущностных свойствах»: труд– преобразовательная материальная деятельность человека, мысль – универсальная и неограниченная способность познания мира, общение – соц.связь с себе подобными; сознание; способностии потребности; коллективность и индивидуальность, свободаи ответственность. Развитие человеч.сущности происходит на основе ее внутр.противоречий между трудом и мыслью, трудом и формами общения, способностями и потребностями, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью.

 

Смысл человеч.существования. Научная философия показала, что смысл человеч.существования нельзя искать вне человеч.жизни – в природе, боге, идее и др. Смысл заложен в самом человеч.существовании. Смысл заложен в человеч.творчестве – труде и мысли, т.е. в матер.преобразовании мира и самого себя и в познании. Смысл существования состоит в углублении, движении человека в свою собственную бесконечную человеч.сущность.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 395;