Политическая система общества.
Общество как сложный коллектив индивидов всегда нуждается в контроле, управлении, власти. Власть – это способность подчинять поведение и деятельность людей воле и интересам общества в целом (самоуправление) или отд.класса (государство).
Политич.организация обществавключает: государство, партии, профсоюзы, церковь и др.организации и движения, которые преследуют политич.цели.
Государство возникает там, где классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Сущность государства – это орган, машина подавления одного класса другим. При помощи государства экономически господствующий класс становится также политически господствующим и тем самым приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.
Признаки государства:Разделение по территориальному принципу; Наличие публичной/обществ.власти – армия, полиция и т.д. (и Суверенитет)
Тип государства определяют по тому, какой класс стоит у власти и осуществляет диктатуру. Выделяют 4 осн.типа: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое – новый высший тип государства, в задачу которого входит уничтожение эксплуатации, построение общества без классов и государства.
Формы государства (правления): Монархия – власть одного; Республика – выборная власть; Аристократия – власть небольшого меньшинства; Демократия – власть народа.
Формы гос.устройства: Унитарные – единые государства; Федерации – союз относительно самостоятельных гос.образований: штатов, земель, республик, областей и т.д.; Конфедерации – союз полностью независимых гос.образований, которые имеют спец.объединенные органы для координации действий.
|
|
Политич.режим – система методов осуществления политич.власти, степень реализации демократич.прав и свобод личности, отношение власти к праву и т.д.: президентский, парламентский, демократический, авторитарный, тоталитарный, фашизм, диктатура и т.д.
Сущность и законы развития общественного сознания.
Обществ.сознание как сознание общества является совокупностью индивид.сознаний. Активность сознания вторична, производна от общественного бытия. Сознание, идеи, принципы – всегда есть осознание объективного мира и жизненного процесса человечества, их приблизительно верное отражение. Обществ.сознание развивается через развитие индивид.сознания. Каждое индивид.сознание формируется под влиянием индивид.бытия, образа жизни и обществ.сознания.
Законы развития обществ.сознания.
Главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в обществ.бытии, в историч.практике людей.
|
|
Выделяют 3 закона:
1) Зависимость обществ.сознания от обществ.бытия, т.к. сознание отражает бытие, причем всегда неточно, неполно, приблизительно верно; при этом сознание всегда содержит в себе иллюзии, заблуждения, ошибки. Сознание есть осознание связи индивида с вещами и др.индивидами.
2) Относительная самостоятельность обществ.сознания. Как производное от бытия обществ.сознание не может обладать абсолютной, а только относит.самостоятельностью, которая означает, что сознание имеет собств.закономерности, присущие его собств.природе и выраженными в ряде тенденций:
· Отставание от обществ.бытия обусловлено консервативностью идей, традиций, чувств, их способностью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответствуют изменившейся действительности.
· Преемственность идей, традиций: каждая эпоха не создает на пустом месте свою науку, мораль, искусство, культуру в целом, а использует достижения предшествующих эпох. Люди творят историю при обстоятельствах, которые к ним перешли от прошлого.
· Неравномерность развития уровней и форм сознания: экономич, политич, правового, экологич, нравственного, эстетич, научного, религиозного, философского. Эта неравномерность зависит от степени близости формы сознания к экономич.базису; поэтому экономич, политич, правовое сознание изменяются быстрее остальных форм.
|
|
3) Активное влияние обществ.сознания на матер.процессы, в т.ч. на экономические. Материалистич.понимание истории признает активную роль идей (научных и религиозных) в обществе. Наибольшая активность сознания вообще проявляется в его способности предвидеть будущее: результаты и последствия своей деятельности.
Формы обществ.сознания.
Форма сознания – система опред.взглядов и идеологич.отношений, которые складываются на основе опред.взглядов, идей, теорий, в которых отражается обществ.бытие. Формы сознания различают по предмету и способу отражения обществ.бытия, по содержанию. Отражение обществ.бытия формами сознания осуществляется посредством понятий, кроме эстетич.сознания, отражающего бытие в худож.образах.
Различают след.формы обществ.сознания: экономическое, нравственное, правовое, политическое, научное, эстетическое, философское, религиозное.
1) Экономич.сознание отражает хоз.деятельность людей и их взаимоотношения в процессе этой деятельности.
2) Мораль регулирует поведение людей, их отношения друг к другу и к обществу. Мораль включает нравств.чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Важнейшими понятиями являются понятия добра и зла, справедливости, нравств.долга, совести – внутр.голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали. Главным вопросом нравств.сознания является вопрос о смысле жизни. Мораль имеет историч.характер, т.е. каждая ОЭФ характеризуется своей специфич.нравств.жизнью.
|
|
3) Право– совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, которые определяются юр.законами. Право возникает из нравств.взглядов и норм. Однако в отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право. Важнейшими понятиями являются справедливость и законность.
4) Политич.сознание отражает и регулирует отношения между классами, этнич.общностями, государствами. Оно включает политич.идеологию – система взглядов господствующего класса и политич.психологию – несистематизированные политич.взгляды, чувства и настроения классов. Политич.сознание обладает своеобразной универсальностью: политика выступает в качестве важнейшего регулятора всех сторон обществ.жизни.
5) Наука – адекватное отражение действительности в системах понятий. Любая наука имеет свой объект – действительность, изучаемая данной наукой, и предмет– область, сторона действительности, изучаемая данной наукой (физич, химич, биологич, социальная). Науки делятся на естеств, обществ. и технич, фундаментальные и прикладные.
6) Эстетич.сознание – отражение реального мира в худож.образах. Худож.образ – сложное образование, в котором содержание понятия выражено не в явной вербальной форме, а скрыто в формах сложных чувств.образов. Высшей формой эстетич.сознания является худож.сознание, выражающееся в искусстве. Важнейшими понятиями являются прекрасное и безобразное. Мир прекрасен, однако он содержит в себе также и безобразное, которому человек должен противостоять. Сделать окр.мир и самого себя прекрасным – одно из величайших стремлений человеч.духа. Эстетич.сознание имеет историч.характер.
7) Философия – система всеобщих взглядов на мир и человека. Объект философии – вся действительность в целом. Предмет философии – наиболее общие стороны действительности, процессы ее познания и развития. Она делится на 2 противоположных направления: материализм и идеализм.
8) Религия– фантастич.представление о мире, основанное на понятии сверхестеств.духовного существа – бога. Религия включает религиозное учение (идеологию), мифы, веру в сверхестественное и культ – система религиозного поведения. Религия имеет свое учреждение – церковь.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 810; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!