Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы современной социологии.



План:

1. Понятие «парадигма» в работе Куна.

2. Три признака парадигмы.

3. Мультипарадигмальность в социологии.

4. Основные парадигмы в социологии: макросоциологические концепции, микросоциологические концепции, интегративная парадигма.

Полный ответ:

Парадигма– это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательских проблем.

Понятие «парадигма» (от греч. «парадигма» - пример, образец) в социологию было введено американским историком и социологом науки Томасом Куном (1922–1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентные, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников и в то же время достаточно открытые, чтобы новые поколения ученых могли в их рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида. В истории физики, например, Кун выделяет в качестве парадигм классические труды Аристотеля и Ньютона. Труды Аристотеля служили в Античности и Средневековье непререкаемым образцом постановки и решения проблем при изучении природных явлений, а в Новое время их заменили в качестве образца труды Ньютона. Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Увлеченные новой парадигмой ученые получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций ученые видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Смена парадигмы приводит к тому, что ученые видят мир их исследовательских проблем в ином свете. Можно даже сказать, что после научной революции они имеют дело с иным миром.

Ситуация в современной социологии несколько отличается от модели развития науки, предложенной Куном.

Руководствуясь данным им определением, можно выделить три главных признака существования парадигмы:

1) наличие оригинальной концепции, которая служит универсальным инструментом описания и объяснения исследуемых явлений;

2) наличие классиков, труды которых служат образцом разработки концепции и ее применения в исследовании конкретных явлений;

3) наличие научного сообщества, которое использует концепцию и опирается на труды классиков при формулировке и решении новых исследовательских проблем.

В социологии существует сразу несколько научных направлений, характеризующихся этими тремя признаками. На этом основании некоторые исследователи считают, что социология находится в кризисе, переживает период научной революции. Однако другие исследователи полагают, что одновременное существование множества парадигм не является свидетельством кризиса, что социология – это мультипарадигмальнаянаука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии для социологии впервые обосновал в середине 1970х гг. известный американский социолог Джордж Ритцер.

Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы созданные раньше не исчезают, а увеличивающееся концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Из общего множества парадигм, существующих в современной социологии, можно выделить основные, наиболее часто применяемые в социологических исследованиях и привлекающие наибольшее число ученых:

1. Макросоциологические парадигмы (объективистская): социальные явления рассматриваются как объективно существующие, не зависящие от идей и мнений членов общества. В анализе общества сторонники подобного подхода главное внимание уделяют выявлению социальных структур, определению характера их взаимодействия. К макросоциологическим парадигмам относят:

 - Теорию структурного функционализма (Герберт Спенсер), которая акцентирует внимание на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы, преодоления дисфункциональности в деятельности социальных институтов.

- Теорию конфликта, которая считает движущей силой социального прогресса конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер такого противоборства объясняются по-разному, поэтому существуют различные версии конфликтологической парадигмы. Основоположник теории социального конфликта Маркс рассматривал общество как целостность, состоящую из классов, интересы которых не совпадают, что порождает классовый конфликт, который должен быть разрешен с помощью социальной революции; Социология конфликта Р. Дарендорфа основана на тезисе о том, что каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом. Существование конфликтующих групп связано с наличием у одних возможности властвовать и господствовать над другими, поэтому и структурирование общественных групп основано на отношениях господства и подчинения.

- Социологизм Дюркгейма.

2. Микросоциологические парадигмы: общество интерпретируется как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируется внимание на специфичности социального поведения человека. Эта парадигма трактует социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.

 К данным парадигмам относятся:

- Теория социального действия немецкого социолога Макса Вебера. Социальными он называет такие действия, которые содержат субъективно подразумевающийся смысл, доступный пониманию других индивидов. Действия и взаимодействия людей всегда сознательны, опосредованы определенными мотивами или намерениями;

 - Теория символического интеракционизма (Джордж Мид), которая исходит из того, что в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и происходит становление индивидуального сознания. Люди наделяют воздействующие на них стимулы значением и реагируют на эти значения или символы;
 - Теория социальной феноменологии (Альфред Щюц), которая акцентирует внимание на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явлений;
 - Этнометодологическая парадигма (Гаральд Гарфинкель), которая при анализе общества акцентирует внимание на методах, используемых индивидами для воспроизводства социальной жизни. Упорядоченность межличностных взаимодействий достигается с помощью принятия на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их взаимодействия.

3. Выделяют также третью группу парадигм в социологии – интегральную, которая пытается бесконфликтно совместить две предыдущие группы парадигм.

К данной парадигме можно отнести концепцию Питирима Сорокина, который рассматривает общество в контексте его культурно-обусловленных взаимоотношений с индивидами и группами; концепцию П.Бурдье, называвшего себя структурным конструктивистом или конструктивным структуралистом, Э.Гидденса с его теорией структурацией.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!