Сущность культурологии как науки, особенности ее предмета
Сегодня существует целая совокупность наук — философия, история, социология, антропология, — которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако этоне решает проблему понимания еекак целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения иприменяет для ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного количества дефиниций культуры, которые отражают только еечастные моменты. Кроме того, накопленное иными науками знание о культуре трудно совместимо друг с другом как необладающее атрибутом системности и носящее отрывочный характер. Культурология и направлена на то, чтобы привести эти разнохарактерные данные в систему и синтезировать различные подходы. Кроме того, существует обширное поле проблем, решение которых может быть найдено только культурологией, так как эта наука занимается изучением культуры как сверхсложного системного объекта, состоящего из множества подсистем; как глобального феномена, изначально связанного с развитием человека.
Появление культурологии было обусловлено следующими причинами:
1) необходимостью выработки такого понимания культуры, которое может способствовать связи теоретических представлений о ней и практического ее воплощения во всех сферах человеческой деятельности;
2) стремлением к выработке в условиях глобализации наиболее объективного понимания культуры, основывающегося не на особенном, а на общем, которое может способствовать диалогу культур (в том числе европейских и неевропейских);
|
|
3) необходимостью целостного анализа культуры как объекта государственной политики для принятия в этой сфере всесторонне обоснованных решений;
4) необходимостью формирования культурных потребностей человека в потребительском обществе;
5) стремительным развитием информационных технологий, приводящим к росту рационализма и технократизма.
Исследовательским предметом культурологии является:
♦ изучение закономерностей развития культуры как сверхсложной- системы — ее содержания, структуры и функций;
♦ раскрытие динамики и технологий ее функционирования, .транслирования и интерпретации;
♦ прояснение смысла понятий «диалог культур», «взаимодействия культур», «культурный кризис», «тип культуры», «массовая культура», «элитарная культура», «динамика культуры», «культурный регресс», «культурная политика» и многих других;
♦ изучение генезиса и процесса взаимодействия культуры и цивилизации;
♦ поиск общего и особенного в исторических судьбах различных культур;
|
|
♦ выявление смыслов каждого исторически сложившегося типа культуры;
♦ прояснение смысла таких понятий, как «диалог культур», «духовность», «тип культуры»;
♦ соотношение культуры и науки, культуры и религии, культуры и природы, культуры и морали, культуры и идеологии;
♦ выявление специфических особенностей и базовых ценностей русской культуры.
Более подробно см.: Шендрик AM. Теория культуры. М., 2002.
Обобщая сказанное, отметим, что культурология — это:
♦ наука, которая предметом научного анализа видит культуру — уникальный, сложный объект, глобальный феномен, неимеющий локализации во времени и пространстве;
♦ интегративная наука, метанаука, которая систематизирует и интегрирует то знание о культуре, которое накоплено различными частными науками о культуре: философией культуры, социологией культуры, историей, искусствознанием, литературоведением, семиотикой, этнологией и др., и осмысливает накопленные знания о культуре на более высоком, по сравнению с частными науками о культуре уровне.
27)
Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера «Закат Европы» открывается словами: «В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее». Действительно, немецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности, и на основе проводимых им параллелей с современностью пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к своему творению Шпенглер говорит о важности использования аналогий, замечая при этом, что «Техники сравнения еще не существует», и утверждает, что «здесь-то и скрыт корень. из которого только и может последовать широкое решение проблемы истории».
|
|
Культура в Шпенглеровском понимании - это символически выраженная смысловая целостность (система) в которой естественно реализует себя соответствующая душа.
Отрицая культурное единство человечества и целеноправленность; автор рассматривал отдельные культуры как изолированные друг от друга организмы каждый из которых наделен своей «прадумой». Из них развивается, проходит все стадии развития и угасает .
неповторимая культура. Шпенглер называет культурами определенные общественные образования с их характерными особенностями. Каждая нация наделяет своей идеей, своими страстями, жизнью, и все культуры строго привязаны на протяжении своего существовании к тем странам, которые послужили основой для их возникновения.
|
|
Всякая культура имеет свою цивилизацию. «Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть за жизнью. Она неотвратимый конец; к ней приходят с глубокой внутренней необходимостью все культуры». Кризис культуры, по Шпенглеру, — это простое вхождение ее процветания в заключительную цивилизационную стадию. Вот почему римляне были варварами, не начавшими великий подъем культуры, а завершившими его.
К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.
Каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 761; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!