Состав и структура культурологического знания.



 

Структура культурологического знания:

 - Теория культуры (осмысление культуры, описание и развитие культуры)

- Философия культуры (открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры)

- Социология культуры (концепция культурной политики, социокультурное прогнозирование, охрана культурного наследия)

-Историко-культурные исследования (история культуры)

- Культурная антропология (этнические элементы культуры)

Находится в постоянном развитии.

Современное культурологическое знание складывалось как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы.

-психология культуры (личность как создатель и потребитель культуры, механизмы социализации и инкультурации)

 

Теоретическая культура:

-Культура во всей ее полноте и сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования.

-опирается на глубокие философские традиции, которые генетически ее связывают с философией культуры.

 

Прикладная культура:

-описание и осмысление культурной конкретики

-сближение с социологией культуры

-находится в сфере единичного

-занята проблемами культурной конкретики

-использует общетеоретические выводы и обобщения для объяснения конкретных явлений, что предполагает и выработку соответствующих практик.

Разделы культурологи:

Фундаментальная

- Гносеология (основание знания и его место,структура и методы)

- Онтология культуры(многообразие определений)

-Морфология

-Семантика

-Социодинамика

 

 Прикладная

Прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов.     

Соотношение понятий Культура и Цивилизация, как культурологическая проблема.

В научной литературе существует три позиции по этому вопросу: отождествление, противопоставление, взаимообусловленность.

Отождествление: еще философы Просвещения настаивали на том, что только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация является показателем культурной развитости и состоятельности. (работы А. Гумбольдта, Э.Тайлора: культура ~ цивилизация). Фрейд настаивал что именно культура и цивилизация отличают человека от эивотных. Культура и цивилизация схожи по множеству параметров: имеют социальную природу, существуют только в результате человеческой деятельности, образуют «вторую природу», искусственную среду обитания человека, противостоящую природному миру.

Противопоставление: Германия (конец 18 века) И.Кант: Культура-совокупность духовных ценностей; Цивилизация-синоним материальной культуры, достаточно высокой степенью овладения силами природы.

Культура - внутреннее достояние самого человека, его духовная экзистенция, достигнутая степень внутренней свободы.

Цивилизация - это созданный и преобразованный человеком мир внеположных ему вещей, степень их доступности в данном обществе для различных социальных групп. Направлена на воспитание идеального законопослушного гражданина, т.к. она связана с стандартизацией мышления, ориентацией на абсолютную верность общепринятым истинам. Синоним урбанизации, скученности, источник дегуманизации мира.

Представители:

Шпенглер: Цивилизация = упадок и гибель культуры (упадок религиозной веры, вырождение искусства, рационализм и матереолизм).

Маркузе: Цивилизация = жестока, холодная, повседневная реальность; культура- вечный праздник.

Бердяев: Цивилизация = родилась в борьбе человека с природой вне культа, несвященное происхождение; культура- качественность, выразительность, стремление к стабильности и консерватизму.

 

Взаимообусловленность: изучение их взаимодействия и взаимопроникновения.

Морган- Культура шире, существует столько же сколько и человечество, цивилизация- определенный этап развития культуры.

Спенсер, Вебер- Культура- гуманитарная ценность и духовный мир; культура и цивилизация друг друга

Этнологическая точка зрения: цивилизация- совокупность культур регионального уровня. Культуры могут отличаться друг от друга, но принадлежать одному этносу. Цивилизация- процесс эволюции культур к более сложным состояниям.

Культура - своеобразный код, механизм наследственности цивилизации, в котором записаны все главные моменты его жизни, передающиеся из поколения в поколение.

Культура обеспечивает устойчивость социального организма, а также адаптацию и динамику цивилизации. Культура и цивилизация могут существовать только в единстве.

Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества. Оно является подлинно гуманистическим, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики.

Если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, можно говорить о духовном оскудении.

Реальные связи культуры и цивилизации

-генетическая

-структрно-функциональная (разные стороны человеческой деятельности)

-Дисфункциональная (цивилизация стремится подчинить себе культуру- появление новых ценностей; основа новой культуры- новая цивилизация)

 

Существенные отличия цивилизации

-имеет как позитивные так и негативные условия бытия человека. Не все цивилизованное культурно, цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человека

Субкультура и контркультура.

Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

Субкультура с точки зрения культурологии — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Субкультуpы в извeстнoй мepe автoнoмны, закpыты и нe пpeтeндуют на тo, чтoбы замeстить сoбoю гoспoдствующую культуpу, вытeснить ee как даннoсть. Мы мoжeм гoвopить oб oсoбoм кoдeксe пpавил и мopальных нopм внутpи этнoса. Цыганe, к пpимepу, нe считают зазopным вopoвать у «чужих», oднакo вopoвствo внутpи табopа oцeниваeтся как пpeступлeниe. Здeсь нe пpактикуeтся такжe стpoгo пpавoвая жизнь. Судьбу чeлoвeка, кoтopый наpушил завeты, peшают стаpeйшины, pукoвoдствуясь тpадициями, сoбствeнным pазумeниeм и жизнeнным oпытoм.

Этнические, корпоративные, религиозные, возрастные субкультуры и т.п.

Контркультуiра — специфический вид субкультуры.

Контркультура с точки зрения культурологии — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.

Контркультура явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

 

 

 

23)

ПРОГРЕСС (в культуре) - процесс постулат, развития, движения вперед, истор. эволюции культуры. В антропологии и социологии наиболее значит, разработки по теории социокультурного П. были сделаны представителями школы эволюционизма (Спенсер, Тайлор), определившими это явление как процесс последовательного усложнения структуры социокультурных систем с одновременным усилением дифференцированности и специализированности ее отд. функциональных подсистем и элементов. П. может быть определен как комплексный лишь при рассмотрении процессов социокультурной эволюции в самом крупном историческом масштабе, на материале значит, отрезков истории. В масштабе жизни одного или даже нескольких поколений людей темпы и ритмы развития в разных специализированных областях деятельности, как правило, не совпадают; само это развитие имеет по преимуществу волновой характер, где всплески инновационной активности сменяются периодами освоения этих инноваций; на отдельных этапах в некоторых областях деятельности может наблюдаться стагнация или даже опр. регресс и т.п. Помимо этого каждое историческое сообщество (или цивилизац. общность) развивается в своем собств. темпе и ритме, нередко не совпадая по этим показателям даже с ближайшими соседями, а многие сооб-ва, достигнув опр. уровня развития (видимо, предельного для тех природных и истор. условий, в к-рых они существуют), вообще останавливаются в своей социокультурной эволюции. По самой приблизит, оценке (точный подсчет здесь вряд ли возможен), число сооб-в, совершающих эволюц. "скачок" с более низкого уровня социальной организации на более высокий, примерно на порядок ниже числа тех сооб-в, к-рым не удается перейти этот порог (из нескольких тыс. первобытных коллективов менее одной тыс. развилось до уровня раннеклассовых доиндустр. цивилизаций, из них не более сотни сооб-в достигли стадии индустр. развития и лишь малую часть последних можно отнести к категории постиндустриальных). Социокультурный П. возможен, но отнюдь не предопределен. Реализация этой возможности зависит от множества факторов, благоприятное сочетание к-рых, судя по всему, случается не часто. Остановившиеся в своем развитии сооб-ва либо консервируются в качестве истор. реликтов, либо дезинтегрируются, растворяясь в более развитых и утрачивая свою социальную целостность и культурную самобытность

 НТП ускорил процесс культурного сближения народов, их коммуникативного взаимодействия. Экономические, политические и культурные различия не мешают общекультурному прогрессу.

Компьютерная революция еще более ускорит процесс сближения культур, позволит человечеству выработать общие, необходимые для выживания принципы жизни. Культура в новых условиях сохранит свои функции.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!