Место культурологии в системе социогуманитарного знания.



 

Культурология (лат. cultura + греч. logos) - раздел социогуманитарного знания, охватывающий вопросы определения сущности, закономерностей развития и функционирования, типологии и морфологии культуры. В настоящее время происходит формирование категориального аппарата, определение границ предметной области и внутренней структуры к-ры. Вместе с тем, к-ра выступает в качестве учебной дисциплины, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров. К-ра исследует взаимосвязи и взаимодействие культуры материальной, культуры духовной и культуры человеческих отношений. Объектом к-ры выступают любые виды, формы и результаты человеческой деятельности: трудовой, познавательной, художественной и т.д.

Выделение культурологии в самостоятельную область знаний произошло в середине 20 века. Термин ввел Лесли Уайт, выделив предметом культурологи осмысление взаимосвязи культурных явлений: обычаев, традиций и идеологий. Процесс самоопределения культурологи как научной, так и образовательной дисциплины не завершен. Культурологическая наука находится в процессе становления.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования.

- Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры;

- социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп;

- Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности;

-история-общие закономерности исторических процессов.

Место культуры в системе социогуманитарного знания определяется,

- во-первых, как его относительно самостоятельная область с определенными выше объектом и предметом. Объединяющим началом в данном случае следует полагать анализ социокультурной динамики процессов и явлений, присущих основным сферам общественной жизни.

- во-вторых, культура выступает как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. Культура предстает здесь в виде "теории среднего уровня".

В культуре следует выделять два уровня исследований: фундаментальный и прикладной. На первом из них формируются три основных направления исследования:

- антропология культурная,

- антропология психологическая и семантика культурная,

- философия культуры и общая теория культуры.

 

Уровень прикладных культурологических исследований связан с изучением и формированием принципов и технологий управления культурными процессами (институциональными и внеинституциональными). Методы и принципы культурологических исследований заимствуются из наук, на которых базируется к-ра; в настоящее время происходит формирование собственной методологии, определяемой предметом, целями и задачами культурологических исследований.

 

Культурная проблема Восток – Запад.

 

 

Разделение культуры на западную и восточную имеет многовековую традицию. В культурологии это деление учитывает не только географическое и территориальное положение, но прежде всего характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

В понятие «западная культура» вкладывается европейская и американская культуры. Страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока. Долга время культуры З и В представлялись полярными друг другу.

Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; Западное наоборот нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека природному началу, которое здесь активно сакрализируется. Для Запада более предпочтительна преобразующая сила человека. Восточная культура ценит молчание, погружение в себя. Западная более словоохотлива, в ней более всего ценится умение убеждать. На Востоке в противоположность индивидуализма. Сохраняется привязанность к идее общности, единства людей. В этических установках Востока сохраняется консерватизму, тогда как западная этика больше нацелена на активность, либеральность, стремлению к счастью . Восточная культура более склонна к нормативной избыточности, в то время как западная – к нормативной ?               , в то время как западная- к нормативной независимости.

Основа Восточной культуры - традиция. Для Западного характерно преодоление всякого рода ритуальности вследствие ускорения темпов жизни.

В настоящие время в науке сложился другой взгляд, согласно которому взаимодействие западной и восточной культурами не только возможно, как необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Это взаимодействие не исключит принципиальных различий данных культу, но взаимно обогатит их


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!