Культура. Общество. Личность. Социализация и икультуризация



 

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы ученых, которые пытались определить место личности в обществе.

Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу существования. Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием общества. Личность динамическая относительно устойчивая целостная система интеллектуально культурных, морально-волевых качеств человека выраженные в индивидуальных способностях. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой. В современных условиях роль личности в обществе становится все значительнее. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Интересы личности и общества не всегда совпадают, и личность должна поступать так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае наказание общества. При гармоничном развитии общества, общество все делает во имя человека и для его блага, а личности служат общественным интересам, повышая свой профессиональный, общекультурный уровень социальную ответственность. Общество формирует личность, а личность общество.

Личность-Культура

Культура - обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых им в процессе развития.

Индивид выступает по отношению к культуре:

-продукт культуры(личность-общество, социализация и инкультуризация)

-потребитель культуры(использование норм и правил во взаимодействии)

-производитель культуры

-транслятор культуры(передача)

Культура и общество

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей и т.д.). данному обществу. Социализация выполняет в обществе три основных задачи:

1)интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2)способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3)сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Процесс социализации соответствует 4 жизненным циклам:

-детство и юность ( первичная стадия)( Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

-зрелость и старость (вторичная) (Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта.)

Социализация- процесс усвоения социальных ролей, благодаря которому происходит превращения в социального индивида. Человек формируется, как личность, социально и культурно адекватная обществу.

Социализация- гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. Институт социализации то что формирует личность(семья, школа и т.п.)

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между личностью и его культуры, при которых культура определяет основные черты личности и личность влияет на культуру.Включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения, контроль эмоциями).Процесс инкультуризации более сложен ,чем социализация. Инкультуризация, также как социализация имеет 4 цикла:

1)Детство, юность(изучение норм через игры)- первичная

Игры- компьютерные,физические, стратегические, логические, ролевые.

2)Вторичная, зрелость и старость-изучение по своим интересам (чтение, смотреть кино)

Социальные институты культуры - музей, театр и т.п.

Инкультурация и социолизация- идут параллельно

 

Ленни-Стросс и Кассирер о системо образующих факторах кульуры.

 

Ленни-Строс и Кассирер являются представителями символической школы в культурологи. В понимании представителей данной школы культура понимается, как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущих только ему способности символизации. Человека окружает не только реальный, естественный мир, но и искусственная информационная вселенная, созданная развитием языка, других знаковых систем. Поэтому, например призрачный мир инвалида, прикованного к постели, запертого в 4 стенах, но окруженного соответствующей литературой и техникой, может оказаться гораздо шире и богаче, чем мир путешествиника.

Все это натолкнуло ученых на мысль, что у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовало и развитие уже упоминавшихся нами новейших наук: семиотики, информатики и кибернетики.

Эрнст Кассирер (1874—1945) — немецкий философ, автор монументального труда «Философия символических форм» (1923—1929)

В основе его концепции культуры — человеческая способность к массовой, систематической и постоянной символизации, иными словами, подход к культуре преимущественно с позиций семиотики. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени И пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры. Культура-отличие человека от животного, также как и способность творить искусственный мир знаков. Человек- символическое животное.

Клод Леви-Строс (создатель структурной антропологии)

Верил в существование коллективного бессознательного, ограничивающего людей от животного мира и представляющего первооснову любой культуры. Мы живем условностями и мифами, все больше отдаляющими нас от реального мира. Миф - фундаментальное содержание коллективного (бессознательного) сознания. Культурообразующая специфика мифа определяется так: миф объясняет в равной степени, как прошлое, так и настоящее и будущее.

несмотря на плодотворность семиотического подхода к культуре, позволяющего так или иначе объяснить ее происхождение и одну из ее главнейших функций, а именно информационно-коммуникативную, невозможно отрицать, что культура и изучающая ее наука отнюдь не могут быть сведены к всеобщему символизму.

 

Лесли Уайт

Предлагая свое понимание того, что такое культура, Уайт возрождал традицию, основанную Тайлором и про­долженную многими другими антропологами.

Определение Уайта опирается на способность, прису­щую только человеку, придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать сим­волы.

К классу явлений, названному символатами, Уайт от­носил идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произ­ведения и формы искусства, язык, инструменты, ору­дия труда, механизмы, утварь, орнаменты, фетиши, за­говоры и т.д., и предложил определить контекст их изу­чения — соматический или экстрасоматический. В том слу­чае, когда символизированные предметы и явления рассматриваются во взаимосвязи с организмом челове­ка, т.е. в соматическом контексте, их взаимодействие следу­ет называть поведением человека, а науку, изучающую их, — психологией. В экстрасоматическом контексте взаимо­связь этих предметов и явлении может быть названа культурой, а изучающая их наука — куль­турологией.[1]

Уайт видел преимущество этого подхода в том, что он давал возможность четко и по существу провести разли­чие между культурой и поведением человека. Культура в данном случае, определяется таким же образом, как и объекты исследования других наук, т.е. в терминах ре­альных предметов и явлений, существующих в объек­тивном мире.

Между поведением и культурой, психологией и культурологией Уайт проводил точно такое же различие, какое существует между речью и языком, психологией речи и лингвистикой.

по определению Уайта, культура представляет со­бой класс предметов и явлений, зависящих от способ­ности человека к символизации, и рассматриваемых в экстрасоматическом контексте. Это определение вооружило антропологов действительным, материальным, позна­ваемым предметом исследования.

5)Теория культуры Лесли Уайта.

ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ особенностью концепции Л. Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Он не согласен с точкой зрения, существовавшей в антропологии первой половины XX в., что есть только два способа исследований социокультурных явлений и процессов: исторический (анализ уникальных явлений в хронологической последовательности) и функциональный (изучение общих свойств процессов и явлений культуры). Предлагал различать три вида процессов в культуре:

-временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных событий; их изучение есть история;

-вневременные, структурные и функциональные аспекты исследуют в рамках функционального анализа;

-формально-временные процессы, в которых явления предстают как временная последовательность форм, рассматриваются эволюционным методом.

Эволюция-слияние элементов культуры.

Свою теорию культуры Лесли Уайт назвал культурологией. “Культурология, – отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по своим законам.

Культурный процесс определяется как самостоятельный и независимый. Вариативность в культуре объясняется в культурных терминах, предпочтительных по сравнению с терминологией биологии или психологии.

 

Теоретическая концепция Лесли Уайта “берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия”. В предложенном Уайтом “культурологическом” подходе культура рассматривается как “внешняя” по отношению к self.

К культуре Лесли Уайт относит класс предметов и явлений, имеющих символическое значение. Это может быть произнесенное слово, каменный топор, фетиш, отношения с тещей, произнесение молитвы, святая вода, участие в голосовании, соблюдение субботы и т.д. Эти предметы и явления могут быть рассмотрены в различных контекстах: в физическом, химическом, анатомическом, физиологическом, психологическом, культурологическом и даже астрономическом. Нас интересует в данном случае то, что любой из них может быть рассмотрен с точки зрения отношения к анатомическим, физиологическим, психическим процессам, происходящим в человеческом организме, т.е. в соматическом контексте. Культуру можно назвать формой социальной наследственности.

Решающим для уайтовского понимания культуры является понятие "символ". Эту проблему ученый подробно разработал в статьях начала 60-х годов. “Символ – это предмет или явление, значение которого определяет тот, кто использует его в качестве средства коммуникации. Символ может иметь любую распознаваемую форму: жест, звук, очертание, цвет, вкус или запах. Однако наиболее важной формой символического выражения является членораздельная речь. Человек наделил звуки – или письменные значки – смыслом и с их помощью начал обмениваться идеями с себе подобными. Человек может придумывать и навязывать значения и ценности вещам по своему выбору. В мире символов человек может действовать по своему усмотрению, он может чему угодно придать любое значение. И ни одно другое существо на это не способно.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 966; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!