Теория локальной цивилизации. Концепция культурно-исторических типов Данилевского.



Согласно этой теории, в мире существует бесконечное многообразие уникальных культур. Каждый народ имеет свой собственный облик, вносит свой вклад в развитие культуры всего человечества. Все культуры автономны, а единство человечества заключается в многообразии локальных цивилизаций. Концепция основана на отрицании линейного движения во времени единой культуры. Основные идеи изложены в книге «Россия и Европа»; он предложил естественную систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, считая временную квалификацию второстепенной.

Исходный путь теории - отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса, как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока. Данилевский отвергает европоцентрическую точку зрения на мировую историю, согласно которой она делится на древнюю, среднюю и новую.

Реальными носителями исторической жизни выступают естественные системы- культурно-исторические типы. Главным критерием выделения типов является языковая близость составляющих его народов, а сам культурно-исторический тип понимается им как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Данилевский утверждает, что нужно рассматривать отдельно историю каждого народа как самостоятельного культурно-исторического типа. Говорить о всемирной истории и мировой цивилизации бессмысленно.

Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом. Полноценное ее развитие и будет прогрессом для типа. Ход истории - смена сменяющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 12 типов, полностью или частично прошедших весь цикл своего развития: египетский,

китайский, ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, Германо-романский, европейский.

Эти народы создавшие цивилизации- положительные. Отрицательные: гунны, монголы и турки.

Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:

1) Наличие объединяющего языка

2) Политическая независимость.

3) Невозможность передачи достижений

 

Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:

1. Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств..

2. Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.

3. Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ.

 

4) Тип достигает вершины развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей самостоятельностью

5)Развитие по этапам (около 1500 тыс.лет)

 

а) этнографический

б) государственный

в) цивилизационный= культурный

г)упадок

 

Классификация культурно-исторических типов (основные направления деятельности человечества):

1)Религиозная

2)Культурная(промышленная, народная, художественная)

3)Политическая

4)Общественно-экономическая

 

Виды культурно-исторических типов:

-первичные (деятельность смешана) Индия, Египет, Китай, Иран.

-одноосновные (Еврейская - религия, Рим-политика)

-двухосновные (Европа – наука + экономика)

-четырехосновные (задача для России)

 

 

25)Субъект культуры- конкретный индивид, созидающий культурные ценности, нормы, ценности, правила, обычаи, социальные стандарты, а также потребляющий и личностно усваивающийся объекты культуры. Формирование субъекта культуры определяется воздействием целостного влияния различных культурных форм и образов сознания.

Могут быть- человек, общество и т.п.

 Социальный институт - единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий. Свойства социальных институтов:

1. Установки и образцы поведения;

2. Символические культурные признаки;

3. Унитарные культурные черты;

4. Устный и письменный кодексы.

5. Идеология.

Главные институты:

1. Экономический.

2. Политический .

3. Семейный.

4. Военный.

5. Религиозный.

(По Милсу). Удовлетворяют основные потребности: воспроизводство, безопасность, средства существование, духовную, знаний.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 780; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!