Природа общества, его структура. Соц. институты, как центры внимания соц. школ.



 

Представители социологичской школы ищут истоки и объяснения культуры в общественной природе. В центре их внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Общество-продукт совместной деятельности людей.

 

Элементы общества. Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Человек является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы). Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку». Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование –общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

 Социальный институт - единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Социальный институт представляет собой: ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы; совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий. Свойства социальных институтов:

1. Установки и образцы поведения;

2. Символические культурные признаки;

3. Унитарные культурные черты;

4. Устный и письменный кодексы.

5. Идеология.

Главные институты:

1. Экономический.

2. Политический .

3. Семейный.

4. Военный.

5. Религиозный.

(По Милсу). Удовлетворяют основные потребности: воспроизводство, безопасность, средства существование, духовную, знаний.

 

 

Структура культуры.

 Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную - входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.

Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Художественная культура - это особая целостная культура: в вей органически соединяется материальное и духовное производство. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.

Но есть виду культуры, которые невозможно определенно отнести ни к материальной ни к духовной, они как бы пронизываю все ее уровни. К ним относится экономическая, политическая, эстетическая, экологическая культуры.

Также культуру принято с точки зрения осуществления ценностей. Различают ценности позитивные и негативные, специфические и вечные, внутренние и внешние. По последнему признаку культуру подразделяют на субъективную(мнение 1 человека) и объективную.

Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалии, наиболее общие понятия, присущие всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

 Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами (это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства).

Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками), доминирующую культуру (ценности, которыми руководствуются большинство членов общества), субкультуру (национальную, профессиональную, возрастную), контркультуру (культуру, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями).

С точки зрения творящего субъекта культуру делят на индивидуальную (культура личности), групповую (той или иной социальной общности) и общечеловеческую (или мировую).

Культура делится на прогрессивную и реакционную (по содержанию и степени влияния на человека). Прогрессивную культуру связывают с понятием гуманизма.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 896; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!