Типология культуры. Критерии и основания типологизации.



 

Типология — научный метод, позволяющий систематизировать какие-либо объекты на основе обобщающей модели или типа. Каждая конкретная культура уникальна, и отнести ее к тому или иному типу можно только с упрощениями.

В качестве критериев, или оснований, типологии культур были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территория, принадлежность, этническое своеобразие, хозяйственный уклад, историческая периодизация.

1. Историческая

Выделение отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры.

-каменный век (зачатки искусства, неолитическая революция, анимизм)

-медный век (укрепление родового слоя, изобретение колеса)

-бронзовый век (шумерская и древнеегипетская цивилизации, письменность, наука)

-железный век (античность)

 

2. Формационная

Способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. Тип культуры совпадает с типом общественной экономической формации.

 Выделяют следующие типы культур:

1)первобытный

2)рабовладельческий

3)феодальный

4)капиталистический

5)коммунистический

 

3.Цивилизационная (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин)

Идея одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, порождаемых многообразием природно-климатических зон.

Существование культурно-исторических типов - доказательства того что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной жизнью.

Тойнби: 37 цивилизаций;

Сорокин: идеациональный, чувственный, идеалистический типы культуры;

 

4.Линейная (К.Ясперс)

Идея «осевого времени». Настаивает на идее единства мирового исторического процесса. Осевое время - великое переселение.

-доисторическая (доосевой): мифология созерцания, единение с природой.

-осевой: постижение себя как личности

-мировая история (единение культуры)

 

5. Типология Маклюэна

Основание - средства и способы общения.

-дописьменные (ритуалы, язык)

-письменные (первые цивилизации Древнего Востока)

+++книги (развитие техники и промышленная революция)

-информационные

 

6.Традиционные и модернизированные культуры.

-традиционные (замкнутость, изолированность)

-модернизированные (16 век, современные европейские культуры)

 

7.Восточные и Западные культуры

Способы и формы познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в обществе.

Специфика России

 

Основные критерии:

1)связь с религией (религиозные светские)

2)региональная природа

3)регионально-этническая

4)исторический тип общества

5)хозяйственный уклад

6)сфера общества или вид деятельности

7)связь с территорией (сельская (город) )

8)специализация

9)этническая природа

10)уровень мастерства и тип аудитории

 

29)Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры». Все имевшие место в истории человечества культурные системы философ делит на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период. Предложенную типологию суперсистем культуры философ наполняет фактическим содержанием, выделяя основные ее составляющие — искусство, истину, мораль, право — и давая им характеристики.

В своих многочисленных трудах (например, «Динамика общества и культуры» (1937—1941), «Общество, культура и личность» (1947), «Власть и нравственность» (1959) и др.) он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. В отличие от Гегеля, который рассматривал исторический процесс, как прямое поступательное движение, он трактовал его как «циклическую флуктуацию», т.е. идущую законченными циклами смену перетекающих друг в друга типов культурных общностей, каждая из которых имеет в основе собственное отношение к действительности и методам ее познания. Исходя из двойственной психобиологической природы человека — существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры: а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения; б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума».

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 4338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!