В зависимости от назначения и задач различают общегеографическое и тематическое дешифрирование.
Общегеографическое дешифрирование подразделяется на топографическое иландшафтное.
Топографическое дешифрирование является одним из важных процессов создания иобновления топографических карт.
Ландшафтное дешифрирование осуществляется для решения многочисленных задач,связанных с географическим изучением территории.
Общегеографическое и тематическое дешифрирование снимков выполняются различными методами. К ним относятся:
- полевой метод – это дешифрирование непосредственно на местности. При этом одновременно наносятся на снимки не изобразившиеся на них объекты. Полевой метод дешифрирования характеризуется высокой точностью и объективностью результатов, но требует значительных затрат времени и денежных средств;
- аэровизуальный метод дешифрирования – может быть отнесен к числу полевых. Он заключается в распознавании изображений объектов на снимках с самолета или вертолета.
- камеральный метод дешифрирования снимков – состоит в получении информации об объектах местности в камеральных условиях без полевого изучения. При камеральном методе дешифрирования снимков широко используется способ дешифрирования по эталонам. Эталонами называются снимки, на которых показан пример дешифрирования территории с характерными особенностями ландшафта для данного участка.
Дешифровочные признаки.
Дешифрированию объектов местности способствуют изобразительные свойства фотоснимков, складывающиеся из прямых и косвенных дешифровочных признаков.
|
|
Прямые дешифровочные признаки присущи практически всем объектам местности, изображающимся на снимках данного масштаба. Они характеризуют объект непосредственно и включают форму, размер, тон, цвет, тень, структуру и др.
Форма – один из основных дешифровочных признаков, по которому устанавливается наличие объекта и его основные свойства. Именно очертания объекта, или его форма, воспринимаются при дешифрировании в первую очередь.
Различают геометрически определенную и неопределенную форму объектов. Определенная, геометрически правильная форма является важнейшим признаком искусственных сооружений, в то время как неопределенная форма характерна для природных объектов как площадного характера (луга, леса), так и линейного (ручьи, бровки оврагов и др.). Так, профилированные дороги чаще всего изображаются чередованием прямолинейных участков, сопряженных плавными кривыми. Хозяйственные постройки, теплицы, мосты и др. имеют прямоугольную вытянутую форму.
Форма, однако, не является решающим дешифровочным признаков: извилистый контур может быть речкой и полевой дорогой; круглый контур может быть изображением бассейна и стога сена и т. п.
|
|
Размер уточняет сведения, которые дает его форма. При этом важно знать масштаб снимка, определяющий размер изображения, либо иметь некий эталон, позволяющий сравнивать размеры изображений леса и озера, отдельной постройки и стадиона, и т. п. Обычно для дешифрирования планового снимка достаточно знать средний масштаб фотографирования. Для выявления типа объекта всегда, часто подсознательно, выполняют оценку его размеров, площади, периметра, отношение площади к периметру и т. д.
Минимальные размеры изображения объектов на аэроснимке определяются его разрешающей способностью, зависящей от разрешающей способности объектива и фотоэмульсии и определяемой формулой (1.7, § 6). При разрешающей способности современных съемочных камер на краю изображения не менее 30 линий на 1 мм (§ 8, табл. 1.2), а фотоэмульсии – порядка 150–200 линий на 1 мм, получим суммарное разрешение около 0,02 мм в масштабе снимка.
Фототон – это степень почернения фотоматериала в соответствующем месте изображения объекта, зависящая от целого ряда факторов – отражательной способности объекта, его внешнего строения, освещенности, времени съемки, влажности, режима фотопечати и т. п.
|
|
Так, сухие дороги и каменные заборы изображаются почти белыми линиями. Светло-серыми, почти белыми, изображаются освещенные скаты крыш строений, сухая земля, мосты и пр. Водные пространства, поглощающие свет, изображаются темными тонами, и чем больше глубина, тем чернее.
Учитывая нестабильность показателя, при дешифрировании фототон оценивают только в сочетании с другими дешифровочными признаками (например, структурой). Тем не менее именно фототон выступает как основной дешифровочный признак, формирующий очертания границ, размеры и структуру изображения объекта.
Тень объекта является одним из существенных дешифровочных признаков. Различают тени собственные, образуемые в результате различной освещенности поверхности объекта в сочетании с ее неровностями, и тени падающие. Так, различные части кроны дерева, скаты крыши, овраги, насыпи, и др. получают различное количество солнечных лучей на единицу поверхности, что определяет их плотность и структуру. Форма отбрасываемой предметом тени и ее размер позволяет судить о высоте дерева, башни или глубине ямы, канавы, и, следовательно, и о содержании объекта. Падающие тени отображают вытянутую форму силуэта объекта. Это свойство используют при дешифрировании изгородей, телеграфных столбов, водонапорных и силосных башен, наружных знаков пунктов геодезической сети, отдельных деревьев, а также резко выраженных форм рельефа (обрывов, промоин и пр.).
|
|
Цвет и его насыщенность является наиболее достоверным признаком, так как при съемке с натуральной цветопередачей цвета объектов местности соответствует цветам фотоизображения. Наилучшие результаты получают при дешифрировании спектрозональных аэроснимков с более высоким цветовым контрастом.
Структура изображения – наиболее устойчивый прямой дешифровочный признак, практически не зависящий от условий съемки. Структура представляет собой сложный признак, объединяющий некоторые другие прямые дешифровочные признаки (форму, тон, размер, тень) компактной группы однородных и разнородных деталей изображения местности на снимке. Повторяемость, размещение и количество этих деталей приводят к выявлению новых свойств и способствуют повышению достоверности дешифрирования. Важность этого признака повышается с уменьшением масштаба снимка.
Имеется достаточно большое число структур, образованных сочетаниями точек, площадей, узких полос различной формы, ширины и длины. Некоторые из них рассмотрены ниже.
Зернистая структура характерна для изображения лесов. Рисунок создается серыми пятнами округлой формы (кронами деревьев) на более темном фоне, создаваемом затененными промежутками между деревьями. Аналогичную структуру имеет изображение культурной растительности (садов).
Однородная структура образуется однотипной формой микрорельефа и характерна для низинных травянистых болот, степной равнины, глинистой пустыни, водоемов при спокойном состоянии воды.
Полосчатая структура характерна для изображений огородов и распаханных пашен и является следствием параллельного расположения борозд.
Мелкозернистая структура характерна для изображения кустарников различных пород.
Мозаичная структура образуется растительностью или почвенным покровом неодинаковой влажности и характерна для беспорядочно расположенных участков различного тона, размеров и форм. Аналогичная структура, создаваемая чередованием прямоугольников различного размера и плотности, характерна для изображения приусадебных участков,
Пятнистая структурахарактерна для изображений садов и болот.
Квадратная структура характерна для некоторых типов лесных болот и населенных пунктов городского типа. Она образуется сочетанием участков леса, разделенных светлыми полосами болота, и читается как сочетания площадей однородного тона. Такую же структуру создают изображения многоэтажных зданий (относительно крупные прямоугольники) и элементов внутриквартальной застройки в населенных пунктах.
Косвенные дешифровочные признаки возникают из закономерностей взаимного расположения объектов местности в силу природных условий, их назначения, хозяйственного использования и т. д. К косвенным признакам относятся существующая в натуре и отразившаяся на снимках взаимосвязь, взаимозависимость или взаимообусловленность различных объектов и явлений и сопутствующих им характеристик.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1064; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!