Этапы становления и характерные особенности



Педагогико - риторического идеала

 

Одним из аспектов педагогики является выработка у учителя педагогико - риторического идеала, составляющего основу мировоззрения учителя. Вспомним определение и классификацию риторического идеала, перенесем эти знания на понимание педагогико -риторического идеала. Считается, что важной характеристикой идеала является отношение говорящего к собеседнику, Но восприятие идеала неоднозначно. Его рассматривают как самоценного, самостоятельного субъекта, со своим взглядом на мир, со своей системой ценностей, признание за ним собственного мнения или восприятие его как объекта манипулирования, применительно к ученику – некоего «сосуда», который надо наполнить знаниями, некую «чистую доску» - tabula raza, на которой можно начертать свои письмена. От того, как учитель воспринимает ученика, зависит вся система обучения, сам характер коммуникации – монологический или диалогический по существу. Также важны и другие характеристики этого идеала: монологичность или диалогичность по форме, агональность или гармонизация по цели общения, онтологичность или релятивизм по отношению к предмету речи.

Уровень речевой реализации риторического и педагогико - риторического идеалов определяется посредством таких категорий, как риторическая стратегия (понимаемая как структурный организующий принцип речевого поведения), риторическая тактика (способ осуществления той или иной риторической стратегии), риторический стиль (специфическая система риторических приемов, форм и средств, организованная для реализации определенной риторической тактики и стратегии) (Иосилевич Н. В. [79]).

Этапы становления и характерные особенности педагогико-риторического идеала. В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала.

Риторический идеал античности характеризуется следующими чертами:

1) Действенность ораторской речи, возможность ее применения с целью изменения окружающей действительности;

2) Высокая разработанность и ценность языковой составляющей, что положило начало филологическому и собственно риторическому знанию;

3) Стремление к соединению, синтез и в то же время разделение философского и «технического» риторического знания;

4) Слияние эстетики и этики речи: «что благостно, то и красиво»;

5) Космос как системообразующий принцип, легший в основу эстетических представлений о речи, частные его категории – мера, симметрия, ритм и гармония.

Сущность античного представления о красоте выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты античного речевого идеала. Гармония понималась как «согласие разнообразного», «согласие разногласного». Сформулированные Аристотелем требования к качеству речи являются актуальными и сегодня:

ü «насыщенность, понимаемая как содержательность, мудрость, емкость;

ü краткость, ясность и простота, воплощенные в принципе «прозрачности выражения» (sopheneia);

ü симметрия как «равенство всех элементов», расположенных вокруг одной общей точки;

ü бодрость и жизнеутверждение как создаваемое в процессе общения чувство воцаряющейся уравновенности, равновесной упорядоченной гармонии, побеждающей горе и смерть, вражду и месть; радость от общения как психологическое проявление гармонии».

Заметим, что для современной педагогической риторики категория радости как эмоционально-психологического результата успешного речевого общения ученика и учителя имеет особое значение (Волков А. А. [30]).

Профессиональные учителя красноречия, софисты «поставили слово и словесное воздействие на небывалую высоту…», отсюда их преклонение перед умением убедить адресата речи в чем угодно. По сути, риторика софистов – это искусство манипулирования слушателем – в этом ее смысл, и цель, и ее специфика:

- умение возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое их них, сделать ясным предмет поучения, и, наоборот, умение разделять и сводить в одно целое, используя силу логического доказательства;

- требование ясности и непротиворечивости речи.

Риторический идеал Средневековья характеризуется следующими качествами:

 1) Преемственность речевого идеала Античности;

 2) Наиболее важной чертой хорошей речи Средневековья можно считать главенство христианской этики над техникой (аргументацией) и эстетикой речи;

3) Неизвестный античности жанр проповеди требует особенного подхода к техническому и словесному оснащению речи; ораторская речь отныне начала служить задаче распространения истины христианской веры, развития и утверждения духовной морали;

4) Основным требованием к эстетической и языковой стороне речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но и так же правильность, безошибочность, ибо «душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками» (так говорится в Указах Карла Великого)  Космос сменяется Богом, господствует концепция божественного происхождения красоты, который проявляется в эстетическом аскетизме; речь хороша, если она проста и ясна;

 5) Эстетика Возрождения продолжает античные традиции; прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Внешняя красота считается атрибутом добродетели (Михальская А. К. [129].

Древнерусский риторический идеал отличался следующими чертами:

1) Преемственность античной и византийской риторической традиции с существенным добавлением оригинального компонента;

2) Как и в Европе, древнерусская риторическая традиция опирается на христианскую веру и берет ее этические и эстетические принципы за руководство, «Божественная природа» слова;

3) Гармония без излишней украшенности как ведущий эстетический принцип, действенность как ведущий технический принцип;

4) Правдивость и утверждение истины в основе этики древнерусского оратора;

 5) Диалогичность как проявление национально специфических черт взаимодействия русского народа (соборность).

Риторический идеал XVII – нач. XX вв.:

1) Высокий престиж национального риторического знания, научное обоснование речевого идеала и вместе с тем критика традиционной риторики из-за ее бессилия удовлетворить новым требованиям речевой практики;

2) Усиление требований убедительности и действенности слова в связи с развитием новых форм и жанров речи;

3) Риторика становится сферой кодификации языковой нормы, пуристические тенденции в риторике: «борьба за «чистоту» и благородство стиля против орнаментальности стиля гуманистической литературы» (Безменова Н. А. [16]).

Риторический идеал советского времени:

 1) Идеологический и популяризаторский характер риторики, который выливался в развитие жанра пропаганды; простота и доступность аргументации, рассчитанные на массового слушателя; 2) Ритуализированность и «церемонизированность» советской ораторики, которые не требовали от речи действенности, но только утверждения марксистких догм, «спускавшихся свыше»;

 3) Иерархизированность и агональность речевого взаимодействия;

4) Требования простоты, ясности и доступности речи, которые отвечали задачам пропаганды; обширная замена словаря и упрощение языка, «политит» речи.

5) Влияние пропаганды на эстетику речи: красиво то, что утверждает требуемую идею.

Основные черты современного риторического идеала:

1) Под влиянием общего прагматизма современной эпохи усиливаются требования к действенности речи, в связи с этим особую разработку получает аргументация, техническая сторона речи обогащается знаниями из психологии, социологии, философии, логики и др.

2) Эстетика подчинена принципу прагматизма: отсутствие «украшенности», простота стиля и ясность изложения – основные эстетические требования;

3) Языковой стиль современной ораторской речи также формируется под влиянием прагматизма, а также подчиняется требованиям кодифицированной литературной нормы. Важнейшие языковые качества хорошей речи – ясность, правильность, чистота, выразительность;

4) Этическая сторона речи выдерживается менее строго и в современном российском обществе опирается на индивидуальную мораль; западное общество контролируется речевым правом;

5) Разнообразие риторических моделей: от агональной манипуляционной риторики до утверждающей традиционные принципы истинности, добра и справедливости (Пестерева Е. Д. [156]).

Поскольку основная цель современного образования – целостное и одновременно многоаспектное развитие личности обучающегося в преподавании курса практической риторики следует исходить не только из понимания риторики как узкоконкретной научной дисциплины, но и из представления о риторике как о метапредметной интегрирующей дисциплине, призванной развивать у обучающихся способности к речемыслительной деятельности. Иначе говоря, риторическая компетентность – это не только одно из направлений обучения, но одновременно и средство постижения других учебных дисциплин, необходимое условие успешности интеллектуального и эмоционального развития обучающегося, а также необходимое условие его успешной социальной и профессиональной адаптации. В таком случае, основная цель педагога-ритора – содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной на понимании правил функционирования языка, знании ведущих законов риторики и норм родного языка, способности адекватно и по возможности объективно оценивать свою и чужую риторическую деятельность. В одной из книг В. Ф. Шаталова [206], обобщающей его педагогический опыт, учитель утверждает: «Одно только искусство слова – основное оружие педагога, незаменимое по силе воздействия средство общения с учениками и их родителями… Вяло безжизненно и художественно-беспомощно прочитанное учителем условие задачи, будь то по физике, математике или химии, порождает у учащихся ответную вялость мышления, дистрофию заинтересованности и апатию чувств». Необычайная усложненность языка учебников, отсутствие теоретически обоснованных рекомендаций, касающихся ключевых проблем речевого педагогического общения – как устного в ситуации урока, так и особенностей организации текста учебной книги или анализа письменной работы обучающегося – множество открытых вопросов, решаемых и педагогами, и авторами учебных и учебно-методических материалов относятся именно к компетенции современной педагогической риторики. Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки исследования только начинаются.

Таким образом, педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика её оптимизации. Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения педагога, последствия его умения (или неумения) владеть словом, трудно переоценить. За рубежом педагогическая риторика возникает во второй половине CC в., складывается как научная дисциплина к 70-м гг. CC века. Области теории и практики, относящиеся к педагогической риторике, могут иметь разные названия – «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение) и пр. Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга, в основном – лингвопрагматики, неориторики. коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и других. Педагогическая риторика находит практическое применение при подготовке учителей. Так, в педагогических университетах, пединститутах, колледжах США. Англии и многих других стран будущий учитель проходит курс специального профессионально- речевого мастерства. В нашей стране осуществлять профессионально речевую подготовку педагога призван курс культуры речи учителя и педагогической риторики. Применительно к педагогике риторика - система воздействий и взаимодействий, характеризующих как жанры учебной речи, так и ситуации, возникающие в процессе учебного общения. Всякий педагог стремится «овладеть» аудиторией и в риторическом смысле слова: он выискивает формы воздействия, которые могут изменяться, «колебаться» в зависимости от ситуации занятия, личности ученика, апперцептивного фактора (психологического контекста) речи, навыков и умений, сформированных у обучающегося к моменту конкретного общения с педагогом [154].

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Как развивалась риторика как наука в период античности. Кто такие софисты и их вклад в развитие ораторского искусства?

2. Расскажите о риторической деятельности Аристотеля и его вкладе в становление риторики как науки.

3. Квинтилиан и Цицерон как мастера античного красноречия. Их вклад в становление риторики как науки.

4. Как Демосфен добился успехов и преуспел в ораторском мастерстве?

5. Дайте представление об ораторах средневековья и смене акцента в развитии риторических знаний в средние века.

6. Докажите, что педагогическая риторика является наукой (предмет, объект, задачи и т. д.).

7. Зачем современному педагогу владеть основами педагогической риторики? Приведите свои аргументы и примеры необходимости для педагога знаний и практических навыков в области ораторского искусства для его профессиональной деятельности.

8. Перечислите этапы и характерные особенности педагогико-риторического идеала.

9. Что изменилось в понимании педагогико-риторического идеала в конце XX начале XXI вв., чем это обусловлено?

 

Практикум

1. Подготовить сообщения:

ü Демосфен – величайший оратор Древней Греции (Плутарх. Сравнительные жизнеописания [Текст]   — М., 1968. —Т.3; Кохтев Н. Н. Риторика. [Текст] / Н. Н.   Кохтев — М., 1994; Демосфен. Речи [Текст]   — М., 1994).

ü Марк Тулий Цицерон – вершина риторического мастерства Древнего Рима (Гаспаров, М. Л. Цицерон и античная риторика [Текст] / М. Л. Гаспаров.– М., 1972; Кузнецова, Т. И., Стрельникова, И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. [Текст] / Т. И. Кузнецова, И. П. Стрельникова.  — М.. 1976; Три трактата об ораторском искусстве [Текст].  — М., 1994).

ü «Риторика» Аристотеля как изложение научных основ красноречия (Аристотель. Риторика [Текст]  // Античные риторики. — М., 1978; Аристотель и античная литература [Текст] — М., 1978; Кохтев, Н. Н. Риторика. [Текст] / Н. Н.  Кохтев.— М., 1996).

2.Прочитайте выше приведенный раздел: История развития риторики как науки. Выступите перед аудиторией в роли оратора (перескажите данный фрагмент).

 

Литература

Основная

1. Иванчикова, Т. А. Речевая компетентность в педагогической деятельности  : учеб. пособие [Текст] / Т. В. Иванчикова. — М. : Флинта: Наука, 2010. —  223 с.

2. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие [Текст] / А. К. Михальская. — 2-е изд. — Ростов н /Д: Феникс, 2015. — 380 с. — (Высшее образование).

3. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. К. Михальская. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 380 с. — (Высшее образование).

4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Ипполитова [и др.]. — Москва: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — 254 с. On-line.

 

дополнительная

1. Аннушкин, В. И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие для практических семинаров и краткосрочных курсов [Текст] / В. И. Аннушкин. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 180 с.

2. Безменова, Н. А. Очерки по истории и теории риторики [Текст] / Н. А. Безменова.–  М., 1991. – 214 с.

3. Кириллова Н. Н. Критерии оценки риторического идеала: от классики к современности [Текст] / Н. Н.  Кириллова // Интерактивная наука. – 2017. –№13. – С.126 – 132.

4. Михальская, А. К. Основы риторики: Мысль и слово. Учеб. пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Учеб. издание [Текст] / А. К. Михальская – М.: Просвещение 1996, – Глава I.– 416с.

5. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика [Текст] / А. А. Мурашов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 480 с.

6. Панов, М. И. Риторика от античности до наших дней [Текст] / М. И. Панов // Антология русской риторики. – М., 1997. – 180 с.

7. Тимонина И. В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность. Учеб. пособие [Текст] / И. В. Тимонина — ФЛИНТА, 2014. –240 с.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 299; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ