Драматургия Гоголя: «Ревизор».



· Г. любовь театр

· СЮЖЕТ подсказан АСП. Г. просит «чисто русский анекдот (рассказ)»

· премьера в Алекс-м театра, царь: «Ну и пьеса, всем досталось, а мне больше всех»

· герой(персонаж): «корпорация разных служебных воров и грабителей» (Бел)

хлестаковщина- закономерное порождение сословно-бюрокр-го строя

Драматургия Гоголя: «Женитьба», «Игроки».

· 33-41: изменяет некот-е стороны содержания (помещица→куп. дочка) + убирает эл-ты водевиля, от приемов внешнийго КОМЕДИЯ-ма и углубляет значение смеха над невестой и женихами

· цельГ.-СЮЖЕТ, на который никто бы не обиделся→семейно-бытовая тема

женихам нужна невеста не как чел, а как приданое, франц. яз, полнота; ей-внешнийть. Брак- купля-продажа, неожид-я развязка- бегство герой(персонаж) через окно

Мертвые души».

· 35-подсказан СЮЖЕТ АСП

· тема о русском помещ-м классе как о господст-м сословии- 1 из основных в тв-ве

· 5 ярких разных х-ра, но во всех черты тип-го русск. помещика

» Манилов: 1е «+» впечатление→внутренний пустота и паразитизм. Ман-на: соц-псих категория- не знает и не думает о нуждах кр-н

» Короб-ка- дубинноголовая, но в деньги(торговля) соображает→время

» Ноздрев: 1е «+» впеч-е: открытый, живой→безалаберность +привычка нагадить. Псарня.

» Собакевич- медведь, грубый, твердолобый крепостник, знает кр-н

» Плюшкин- нарицат для купца, скряги. Скупость. Морал. распад.

· чиновники- мало отлич-ся от уездных «жили м/д собой в ладу, личн. интерес- принцип

· народ:

» + -богатыри мастеровые. Эти МД живее хозяев

» - -невежество- во вставных эпизодах

» бунтующие кр-не: реал революция в с. Вшивая спесь +повесть о кап. Коп

» Г-лю св-нно идеализировать мужика

· реал-м: бытовая сращенность с внутреннийй сущностью, принцип соц. типизации. Г. усилил и развил тенденции реал-ма АСП

способствовал процессу сближения яз. худ литры с народно-разгов-й речью

Кто виноват?».

45

· продолжает традиции, начатую Гриб, АСП, Лерм, в произведениеях кот нашёл реал-й конфликт передовой дв-ой молодежи с реакц-й дв-ой средой. конфликт Чацк, отчуждение ЕО, вражда Печ →взаимн. неприязнь Бельтова и чиновного общ-ва г. NN. Б. с радостью входит в круг разночинцев Круциферский и Крупова, обретая в них друзей и даже единомышл-ков.

· Б. томится жаждой великого дела и жалуется на обреч-ть своего поколения и скептически осознает «очевидную власть обстоят-в»

Б. вступает в сражение с толпой, тк не только ей противостоит, но и зависит от нее в своих действиях. По существу это политический конфликт. Но у АСП и Лерм этот конфликт раскрывается в основном в личном плане, как поражение героя в любовь (ценз). Но Б.-чел 40х гг, развивается в др. условиях, ищет и находит идея-е участие в ж-не, противостоящей дв-ой среде по своему происхожд-ю и образ мысли. Лерм. изобр-ет отношения Б. и Любоньки как идея-но-нравств-й СОЮЗ. При этом Г. ром-ки утверждает, что если такие люди поймут своё родство, то каждый пожертвует низшими степенями родства в его пользу. Но Г. реалист и объявляет обст-ва > всего →Б. вынужден покинуть Л. Названием романа Г. предлагает чит-лю самому разобраться.

 

Русский романтизм

 

Для А.С. Пушкина и его современников – новый тип искусства. Пушкин о «БГ»: истинное романтическое произведение.

· национально окрашенное искусство

· связанное с христианским мироощущением

поздние признаки:

1.романтизм – искусство, в центре которого стоит сильная личность

2.не претендующая на жизнеподобие, условная форма творчества

3.каждое определение опирается на что-то одно конкретное, но не обхватывает все творчество писателей романтиков в целом

Свойства романтического мироощущения:

1.трагическое переживание пропасти между реальным и идеальным

2.стремление к идеальному

3.обостренное чувство личности

Романтизм ≠ романтика

Сентиментализм ≠ сентиментальность

4.неприятие окружающего мира → попытки уйти → тяга к изображению других миров / противопоставление настоящего и прошлого

сильная бунтующая личность противостоит неустраивающему внешнему миру или внутреннему.

 

Список текстов художественных произведений

  1. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза, Марфа-Посадница, Чувствительный и холодный, Фрагменты «Истории государства Российского» (по выбору), стихотворения «Осень», «Весёлый час», « Меланхолия».
  2. И.А. Крылов. Ворона и лисица, Дуб и трость, Чиж и ёж, Волк и ягнёнок, Мартышка и очки, Безбожники, Лягушки, просящие царя, Волк на псарне, Стрекоза и муравей, Щука и кот, Волк и кукушка, Слон и моська, Кот и повар, Огородник и философ, Листы и корни, Лебедь, щука и рак, Тришкин кафтан, Демьянова уха, Госпожа и две служанки, Крестьянин и смерть, Сочинитель и разбойник, Кукушка и петух, Две бочки, Музыканты, Лиса-строитель, Мор зверей, Квартет, Зеркало и обезьяна, Рысья пляска.
  3. В.А. Жуковский. Сельское кладбище, Вечер, Славянка, На кончину королевы Витембергской, Певец во стане русских воинов, Лалла Рук, Невыразимое, Цветок, Певец, Голос с того света, Весеннее чувство, Людмила, Светлана, Эолова Арфа, Лесной царь, Рыцарь Тогенбург, Замок Смальгольм, Баллада, в которой описывается, как одна старушка… Ивиковы журавли, Торжество победителей, Поликратов перстень, Кассандра.
  4. К.Н. Батюшков. Мечта, Совет друзьям, Видение на берегах Леты, Весёлый час, Мои пенаты, К Дашкову, Переход через Рейн, Переход русских войск через Неман, Тень друга, На развалинах замка в Швеции, Вакханка, Надежда, К другу, Умирающий Тасс, Из греческой антологии, Подражания древним, Изречение Мельхиседека, Нечто о морали, основанной на философии и религии.
  5. К.Ф. Рылеев. К временщику, «Я ль буду в роковое время…» К Н.Н., Стансы, Гражданское мужество, Думы, Войнаровский.
  6. А.А. Бестужев. Агитационные песни, Роман и Ольга.
  7. А.И. Одоевский. Ответ на послание Пушкина «В Сибирь».
  8. В.К. Кюхельбекер. О направлении нашей поэзии… Участь поэтов. Пророчество, На смерть Чернова.
  9. П.А. Катенин. Наташа, Убийца, Отечество наше страдает…, Мстислав Мстиславич.
  10. А.С. Грибоедов. Студент, Горе от ума, Грузинская ночь, 1812, Хищники на Чегеме.
  11. Е.А. Баратынский. Финляндия, О счастии с младенчества тоскуя, Дало две доли Провидение, Когда взойдёт демница золотая, Напрасно мы, Дельвиг, мечтаем найти, Разуверение, Притворной нежности не требуй от меня, Не ослеплён я музою моею, Судьбой наложенные цепи, Мой дар убог, и голос мой не громок, Последняя смерть, Князю П.А. Вяземскому, Последний поэт, Приметы, Недоносок, Бокал, Толпе тревожный день приветен, но страшна, Всё мысль да мысль, Осень, Рифма, Пироскаф, На смерть Гете, поэма «Бал».
  12. А.С. Пушкин. Стихотворения, Руслан и Людмила, Кавказский пленник, Бахчисарайский фонтан, Цыганы, Полтава, Евгений Онегин, Медный всадник, Борис Годунов, Сцена из «Фауста», драматические сцены, Арап Петра Великого, Повести Белкина, Дубровский, Пиковая Дама, Египетские ночи, Капитанская дочка, Последний из свойственников Иоанны д’Арк.
  13. Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки, Несколько слов о Пушкине, Миргород, Портрет, Записки сумасшедшего, Невский проспект, Нос, Шинель, Ревизор, Мертвые души, Театральный разъезд, Женитьба, Игроки, Выбранные места из переписки с друзьями (фрагменты по выбору).
  14. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения, Странный человек, Последний сын вольности, Вадим, Боярин Орша, Маскарад, Герой нашего времени, Песня про купца Калашникова, Мцыри, Демон.
  15. В.Ф. Одоевский. Сказка о мёртвом теле…, Княжна Мими, Княжна Зизи, Сильфида, Орлахская крестьянка, Косморама, Русские ночи.
  16. А.И. Герцен. Кто виноват?, Сорока-воровка, Доктор Крупов, Былое и думы (2-3 части).

Литература для конспектирования.

  1. Макогоненко Г.П. Николай Карамзин – писатель, критик, историк. – в кн.: Карамзин Н.М. Сочинения: в 2-х т. Т. I. М., 1984 либо: Лотман Ю.М. Карамзин. – в кн. Русские писатели: 1800-1917: Биографический словарь. Т. 2. М., 1992.
  2. Бочаров С.Г. Баратынский. – в кн.: Русские писатели: 1800-1917: Биографический словарь. Т. I. М., 1989. либо: Тойбин И. Баратынский. – в кн.: История русской поэзии: в 2-х т. Т. I. Л.,1968.
  3. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976(«Э … вершение традиции. «Мцыри» и «Демон» Лермонтова») либо Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995 (глава 6: «Над бездной адскою блуждая») Романтическая поэма Лермонтова.
  4. Карпов А.А. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. – в кн.: Анализ драматического произведения. Л.,1988.
  5. Маймин Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» - в кн.: Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: Наука,1975 (серия «Литературные памятники») либо: Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975 (раздел «философская романтическая проза В. Одоевского») либо: Сахаров В.И. О жизни и творениях В.Ф. Одоевского. – в кн.: Сочинения в двух томах. Т. I. М., 1981.

Учебники и пособия.

Соколов А.Н. Русская литература XIX в. (1 половина)

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX в (60-е годы). История русской литературы: в 4-х т. Т.2, 3. Л.: Наука, 1981 1982.

Русские писатели: 1800-1917: Биографический словарь. Т. I.-3

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

История всемирной литературы: в 9-ти т. Т. 6 М., 1989

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 691; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!