Основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.
· в М 1814 в семье небог. арм-го офицера. 2 года мать умерла→ воспит. баб-й Елиз-й Алекс. Арсеньевой (Столып-й) → в село Тарханы Пензенской губ.
· немка, гувернер, тет-ки, кузины → баловали→фантазер, страстн. чел. Больной→10 лет - на Кавказ на мин. воды. Горные пейзажи.
Юношеский
· 26 пансион Женро, франц, англ яз., →28 универ-й благ-й пансион +частн. у Мерзл-ва, 1го знатока слов-ти.
· пересказ поэм АСП «Корсар», «Преступник» 28. П-ма «Черкесы»28- пленник- горец у русских- традицииБайрона.
· 30 окончил, экз-н→1я награда за соч-е и успехи в ист-и→М универ (среда передовой молодежи) →искл→СПб-ю школу гвард-х подпрап-в, крут, стукнут лошадью
· 1-я напечатанное стихотворение - «Весна»
· «Последний сын вольности»31- традиции поэм дек-в. Тема защиты нац. свободы славян- тема обществ-й свободы, Вадим- герой-гражданин.
· 30-31- 3пьесы «Испанцы, Люди и страсти, Странный чел»
· стихотворение +цикл кавказских поэм "Измаил-Бей", "Хаджи-Абрек", тайно печатать 35 в "Библ-ке д/чт-я".- в кавк-х поэмах Л. противопост-т безвольных современников свободолюбивым кавказцам. Типичн. ром. поэмы.
· 34 –зак-л школу →в ЦСело→жизнь деньги(торговля) офицера: драма "Маскарад",«2 брата» поэма "Боярин Орша"
· незрелое, недораб-е (обрывает, переносит образ, цитаты), наброски
· по составу произведение- пестрота (лир, эпич, драма
Зрелый
· АСП умер 37→ "На смерть поэта" шум → + 16 строк → опальным →в Нижег-й полк на Кавказ→баб-ка вернула. "Песню про к. Кал-ва", 34
|
|
· 37-41 лирика
· принят в кружок пис-лей СПб- Жук, Од-й, Мурав -"Бородино", "Казначейша", "Дума", "Поэт" "Мцыри"39
· 40 печатать проз-е отрывки "Бэла", "Тамань", к 41 –«Гнвремя»
· дуэль из-за кн. Щербатовой →ссылка на Кавказ –уч-вал в война против чеч-цев
· 41 на < время разрешено в СПб →верн-ся на К., посел-ся в Пятигорске "Демон"41
· дуэль с Мартыновым→убит
· переживал обществ-е противоречивость-ия Р как всемирные
· центр-я тема стихотворение -конфликт м/д сильн. личн-ю и действ-ю
· идейно и худ-но эволюция тв-ва отраж-ет развитие русск. обществ-й мысли и худ. литры
идейно- политикое развитие Л. тесно связано с процессом общ-но-идеологич. Борьбы
Крылов – баснописец.
(1768/9 – 1844)
· Сложное детство, рано начинает лит деят-ть – 12 лет перевел басню Лафонтена
· 14 л – «Кофейница», жанр – комическая опера→ х-р раннего тв-ва → сатир-й, антидв-й, демокр-й. В ранних произведение и поступках – дерзость, смелость, радикализм.
· → в СПб, сближается с писат-ми кругами, работает драматургом, в первую очередь – комедия. «Бешеная семья» «Сочинитель в прихожей» «Проказники»→резк. критика последн. лет власть ЕКII
|
|
· памфлетный х-р–подразумевает конкр. людей. «Пр-ки» - против друга Княжнина →лит скандал → рушатся лит связи.
· В к80х меняет род лит деятельности – проза, издание ж-лов. «Почта духов» (с совремяй точка зрения - сатир-эпистолярный роман в выпусках, напис-й 1м челом, отчасти переводй+ ориг-й)
· прием отстранения (на привычные вещи смотрим со стороны). Муликульмульк – волшебник, духи ему сообщают впечатления о русской жизни. → дерзкие суждения → скоро закрыт
· с н90х Крылов уходит их поля зрения, покидает СПб
· с к90х возникает вновь, традиц-м и консерватором
· «Пирог», «Триумф» (=«Подщипа») – две комедии на рубеже веков. критика порядков, пародия на жанр высокой комедии
· в власть Алекс – полное возвращение
· Пишет несколько комедий, но уже в другом жанр– басня (XVIII несколько)
· 1809 – 1 сборник басен К., выходит с дополнениями → собрание «Басни в 9ти книгах» - 50-60 тыс. экземпляров (оч. много для ½ XIX)
· → 1й русский общенац-й писатель для всех сословий
· → приобрел нов взгляды
«Дуб и трость»:
· столкновение двух разных персонажей, 2 разные позиции
· идея уклончивости приспособления важна для нового К.
|
|
· Фигура К. популярна: «хороший писатель, но лентяй обжора и неряха». К. умер от воспаления легких, слух – что объелся рябчиков. → К. никогда никому не говорил правды, скрывался за «апологическою маской» (выдуманные черты). Новые черты – боязнь перемен, взгляд на жизнь как на естественный процесс, в который не надо вмешиваться, недоверие к западному просвещению. →
«Огородник и философия ф» (сажали огурцы).
Художественное своеобразие басен К.- басня – дидактический, сатирический, иносказательный рассказ (древний жанр, но тогда худож-м произведение не являлся). Утрата или ослабление жанр-образующих признаков → жанр теряет свою природу. Прежде всего – дидактический характер, нет выразительных задач, цель – объяснить мораль, истину.
«Старик и смерть» - Эзоп (старик устал и стал звать смерть, чтобы она помогла ему нести дрова → жизнь лучше смерти). Здесь старик – аллегория старости.
Басня идет двумя путями:
1.дидактическая задача на первом месте → упрощение → современники К.
2.превращение басни в произведение литературы → К.
«Крестьянин и смерть»
> подробностей, образ > понятен, детализированность изображения → жизнеподобие. Сухие веточки → старик. Указано время года ≈ портретная хар-ка. → очень вырос. Мораль – «как жить не тошно, но умирать еще тошней» → эмоциональная окраска морали.
|
|
Факультативные признаки басни:
1. композиция - 2 части–рассказ + мораль. М. нач→>жестк. дидактическая конструкция, в конце→вывод
«Стрекоза и муравей»
Вольный ямб –строки разной длины, цель – нарушить построение текста → имитировать разгов-ую речь. Здесь отступил, использовав четырехстопный хорей, который в то время исп-ся для стилизации нар-х песен – эмоц. ореол.
Не автор, а сама герой(персонаж)ня объясняет свое поведение. Итог развития сюжета – ответ муравья. идея – кто не работает, тот не ест.
«Муха и пчела». Все просто – одна работает, другие – нет, здесь легкомыслие, которое наказывается смертью. Дидактические составляющие резко ослаблены (урок выделяется с трудом).
· → возможности жанр беспредельны
· → К. не ограничивал себя жанром
«Кукушка и петух» - эпиграмматический хар-р – высмеивает конкретных людей в конкретных ситуациях. Это Булгарин и Греча – литераторы. Хвалят «взаимно». Иллюстрация – карикатура.
«Волк на псарне» -1812, печатается в окт. в ж-ле «Сын отечества». Волк – Нап, мудрый псарь –Кут. Детали – сер. сюртук Нап., седина Кут. Басни не замыкаются на конкр-х лицах, событиях.
· темы басен разнообразны, обо всем.
· конфликт – вопросы, волновавшие современников
· Гоголь: «К. – писатель не для детей».
· центральная конфликт– конфликт чела, человеч-е типы, отношения, хар-е ситуации из человек-й жизни
· К. предлагает особую философия чела, кот не совпадает со взглядами эпохи (чел добр и разумен) – чел неумен, необразован и (!) неспособен учиться и совершенствоваться. Для аллегорического персонажа измениться – значит стать другим персонажем, К. им придает индивидуализированные черты.
«Волк и ягненок» - соц тема, философия устройства общ-ва. Волк хищная сила хочет съесть ягненка справедливо → характер юр. диспута, волк – обвинитель, ягненок – и обв-й, и адвокат. У сильного всегда бессильный виноват – никаких иллюзий. Ягненок – слабость, невинность, кротость, внешний чистота. Ни ум, ни закон, ни справедливость ничего не значат.
«Лягушки просящие царя»-ист. тема. Осиновый чурбан→просят→цапля→3 просьба рассердила
· варяги
· Нап
· басня приложима ко многим ситуациям (даже о которых не знал) – запечатлел еще один жизненный Z
· все по воле чела – он не только не умен, но и крайне самонадеян → не нужно трогать жизнь
+«Госпожа и 2 служанки»
К. – реалист:
· жизнеподобие, поиск внутренних Z мира
Народность:
· =демократизм – не только симпатия к народу, но и особенность писательской позиции, изображает людей простых сословий, особая симпатия к ним.
· эпоха рац-ма↓, сентиментализма ↑→К. на изображаемый мир смотрит изнутри этого мира, говорит его языком
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 912; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!