Романтизм Жуковского: баллады.
фольклорный жанр, с 19 в – лит-й
· сюжетное стихотворение о сверхъестественном событии
· лиро-эпическое произведение, эпос – содержание, лиризм – манера изображения
· всего написал 39 баллад
деление по темам:
1. русские
2. з-европ-е
3. античные
Людмила 1808
· подзаголовок «русская баллада»
· примечание – подражание Бюргеровой Леноре
перевод, но придает русские черты:
1. имя героини
2. исторические черты (рать славян, дружина, Нарва)
3. народнопоэтические выражения (борзый конь, ветер буйный)
тема любви и смерти (не соединение, а безнадежность). Не верит в соединение → соединяются не в вечной жизни, а в вечной смерти к гибели привело отчаяние
концовка – дидактический хар-р. Эл-т мотивированности → реалитич. чуток
Светлана 1813
та же фабула, но дальше уходит от оригинала, > примет русской жизни
· напечатано в «Вестнике Европы», стала еще популярнее Людмилы
· → Татьяна АСП
· черты народности – бытовая сцена гадания девушек
· перенесение действия в условия быта → отказ от мистики → сон
· Светлана, в отличие от Людмилы, не возроптала на провидение → обрела счастье
· Жук верит с вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом. Здесь любовь торжествует над смертью.
Кассандра 1809
тема «горя от ума» и «счастья от незнания»: «лишь незнанье – жизнь прямая, знанье – смерть прямая нам».
+Замок Смольгольм
|
|
Горе от ума»
Отражает динамику лит процесса – связана с традициями предшествующей эпохи, но она существенно эти традиции трансформирует.
Тема ума
– важна для литературы эпохи рационализма (18 век), с её высокими представлениями о возможностях ума, о силе просвещения → в литре и философской мысли той поры часто возникают конфликт разума и глупости, образованности и невежества.
1. КОМЕДИЯ Фонвизина «Недоросль» - персонажи делятся, противопоставляются по этому принципу.
· -главный конфликт
1. письмо к Катенину план прост - девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку. Этот человек оказывается в противоречии с окружающим обществом.
2. Михаил Дмитриев: Гриб хотел представить умного и образ-го чела, кот. не нравится необр-м.
123 на деле в КОМЕДИЯ понятия ума и глупости сложны.
франц. философияф Гельвеций «Трактат об уме» 1758 Есть сходства. Ум - совокупность новых интересных для людей идей.
Г. - относительность понятия ума. У Гриба - каждый чел называет умом привычку к идеям, которые ему полезны (Фамусов). Если умный человек станет расточать свой ум в различных кругах людей, он будет считаться то сумасшедшим, то мудрым, то приятным, то тупым, то остроумным (Чацкий). Здравый смысл - согласие с тем, что признается глупцами, а чел, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается сумасшедшим.
|
|
В «Горе от ума» мы встречаем не только ум, но и антологию глупости, галерею глупцов.
глупость:
1.консерватизм, т.е. неспособность к восприятию нового (Фамусов)
2.механическое повторение умных вещей (Репетилов)
3.неадекватное восприятие действительности. Для людей 18, начала 19 века классич. типом глупца – Дон Кихот. Роман Сервантеса - изображение дурака. (Ч.)
123 понятие ума не всеобъемлющее, человек умный в одних отношениях, может оказываться неразумных в других – первое проявление новизны в «Горе от ума».
С точка зрения чела просвещения ум – это сила всепобеждающая. На этом фоне 1-е название «Горе уму» - вызов идеям эпохи просвещения. У Фонвизина все заканчивается победой умных и образованных.→ поражение Ч. Последний его монолог демонстрирует его растерянность: «не образумлюсь, виноват», его речь приобретает отрывчатый и несвязный характер, хотя раньше он «говорит, как пишет». Заключительная реплика Фамусова, сама по себе комичная, но в контексте произведения подчеркивает трагизм монолога главного героя. Она подтверждает, что его убеждения остаются незыблемыми. Как он прежде ориентировался на общественное мнение, так и теперь он думает только об этом.
|
|
Гончаров, «Мильон терзаний»: мир не останется таким, каким его застал Ч., потом все будет иначе. Но это некорректно, т.к. это домыслы.
Были попытки продолжения «Гоу» - «Возвращение Ч. в М».
123 есть и связь и отличия.
В драматургии 18 века существует незыблемое правило трех единств:
1.действия – 1 конфликтчерез все произведение.
2.места и время связано с представлением о правде в искусстве. П. в и.-ве – время д.б. подобно реальному. В "Гоу" присутствуют → верен.
3.действия – есть 2 конфликт – любовь и общественно- политика -й, но они почти совпадают.
Для литературы, предшествующей Грибоедову характерен определенныйпринцип изображения героев (изображается только одна основная черта героя). Это может быть:
1.псих. св-во
2.проф. черта (ученый – педант, военный – человек недалекий)
→ значащие фамилии (Фамусов, Репетилов, Молчалин)
3.у второстеп-х персонажей мб выделено физ св-во (кн. Тугоуховский, Хрюмины, Скалозуб).
У Гриба:
1.имена → нарицат., сам Гриб подсказывает: «в нем Загорецкий не умрет», «Молчалины блаженствуют на свете». Это типы – воплощения какого-то св-ва.
|
|
2.традиц-е КОМЕДИЯ-е амплуа (Лиза – хитроумная служанка, Софья – изобретательная влюбленная, Фамусов – обманутый отец, Чацкий – резонер, Молчалин – лицемер, Скалозуб – «хвастливый капитан»).
3.Интрига Грибоедова – сталкиваются 2 чела, котборются за девушку. Лицемер, пылкий влюбленный и выгодный вариант – полный набор.
4.сложность персонажей ← сценич. интерпретации – Товстоногов: М. противник Ч, =.
5.традиц. амплуа, но 1 персонаж – несколько → реально. Софья +клеветница, Скалозуб +педант, М. лицемер, но не использует чувства С., Ч. +пылкий влюбленный, и докучливый ухажер. Но ощущается единая псих. основа.
6. 1831 Киреевский: молодой и горячий→пылко любит→ не догоняет
монологи Ч:
1.Совремя, в т.ч. - неуместны. Зачем метать бисер перед свиньями? – глупо
2.но это худож-я условность, иначе КОМЕДИЯ бы не состоялась
3.Бел. - зачем перед достойными.
→ сложн. картины жизни, сложн. чел-х образ
→ проявляется стремление к жизниподобию.
123 есть и связь и отличия от предшествующей ему традиции.
Новизна развитие интриги. Шкловский: круг предметов и героев в литературе неизменен, а изменчивы отношения между ними. Все герои на месте, но героиня выбирает не того. Это неразумный выбор.
1.Софья выбирает М. т.к.:
· заблуждается → тема неверного представления об отношениях (Ч) связана и с С.
· обида на Ч → выбор противоположные чела
· лит вкусы С. - сентиментализма: простой, достойный чел
· независимость хар-ра, т.к. выбор, кот. не принят
· проявляется и ее связь с окружающем миром. Москва – женское царство
2.Реальная жизнь не попадает под лит. схемы.
чистоты жанр– правило в литре раньше → нет, т.к.:
1.смешаны разные виды КОМЕДИЯ:
· КОМЕДИЯ положений (смешные ситуации)
· КОМЕДИЯ хар-в (сатир-я портретная галерея, различные носители пороков)
· высок. идеологич-я КОМЕДИЯ. 1-начально - ДРАМА для чтения → > условности→ монологи Ч. – лиризм.
2.есть приметы ТРАГЕДИЯ-го конфликт. Ч сталкивается с силой, победить кот. невозможно→борьба →поражение 123 приметы разных жанр → сложность освещения жизни → реалистич. произведение
Но это реализм на ранней стадии своего развития, это «просветительский реализм», т.к.:
1.возникает как особый род в эпоху просвещения
2.методы этой эпохи актуальны для Гриба
Сходство "Горе от ума" с романтизмом внешнийт.к.:
1.для ром-ма важна тема безумия, но Ч не способен воспринимать жизнь
2.конфликт героя и толпы – типичный ром., но он хар-н не только для ром-ма + здесь совсем не ром-й
3.мотив бегства → лишь в финале, не главное действие
4.тема «горя от ума» и «счастья от незнания» у Жука балл. «Касандра»: «лишь незнанье – жизнь прямая, знанье – умер(смерть) прямая нам». Но у Грибоедова другой хар-р освещения этой темы
123 Гриб не вступает в какие-то отношения с ром-м.
Политическая лирика Пушкина.
· Царскосельский лицей задуман в либер-й период Ал, устав-Сперанского → программа, д-р –прогрессивно настроенный Малиновский, лекции проф. политиках наук Куницина – против крпр → очаг вольномыслия и оппозиц-ти.
· «К Лицинию» - 1-е, др. Рим, гражд. пафос → ненависть к угнетению, к царям-тиранам
· свобода в произведение Жука и Бата – личная, П мало, он требует значимости и передовой идейности → стихотворение – против самодер-я и крпр: «Вольность» 17
» Радищев
» за ограничение самодержавия Z-м
«Деревня»19
» зарю «просвещенной свободы», «рабство, падшее по манию царя»
» выразительность → воздействие
» 2х частная (1-Кар-я идилличность, 2- «Пут. из СПб в М»)
· революцияй настрой «К Чаад» 18
» порыв, воодушевление, чувство свободы=любовь, +реалист
» путем революция→революцияй ром-м
· Р наводнена стихами П.
· НикI вызвал П. к себе, простил 26, стал личным цензором
· «Стансы» - П. выражает надежду на идеальное и просвещенное правление НикI . ПI должен стать образцом для потомка
» кн. Долг-й. П.: оппозиц-ры 2х типов – буйные стрельцы, и независимо мыслящий кн Д., советчик, к кот. ПI милостив
· «Во глубине сибирских руд» - идея ром свободы →П. не отказывается от идеалов свободы, связывает их с просвещенной монархией
· состояние «последек-го тупика», «Арион»
Южные поэмы» Пушкина.
- не все написанные Пушкиным на юге, ех: «Гаврилиада», «ЕО»
ЮП объединены:
1.время создания
2.ю-м материалом
3.близки по жанр
4.центральные герой(персонаж) близки, особ. в псих-м отношении
· Название «ЮП» ≈ «В-е поэмами Байрона» («Корсар» др.) Для П. важна эта жанр-я модель.
Особ-ти ром. поэм байр-го типа:
1.поэма-эпич. произведение (стихотворение-е повеств-е). Б. - жанр-ый синтез, ↓ эпич. начало и строит СЮЖЕТ из отрывков
2.ДРАМА-й элемент (диалоги)
3.лир. начало- духовная близость автора к герой(персонаж), эмоциональная манера повеств-я
«КП»20-21
Наряду с «Шенгенским узником» Жука (перевод Байрона), КП открывает историю русской ром. поэмы. «КП» – полная модель РРП
Открывается посвящением:
» хар-но для РП
» Раевскому
» имеет особ. функция
» от лица автора
» о самом авторе
» открывает духовную связь автора с герой(персонаж). Автор = герой(персонаж) (псих. + биографич) за счет: самохар-ки = хар-ки герой(персонаж); в прямых авт-х признаниях.
цельАСП: изобразить равнодушие к жизни, преждевременную старость души→отлич.чертами молодежи XIX→цель–герой(персонаж) время → самонаблюдения, частично на биогр-й основе.
герой(персонаж) АСП:
1.черты исключ-ти, хотя он отличается от > мощных герой(персонаж) Байрона
2.введение герой(персонаж) в текст через тайну→непонятный чел
3.→ как его воспринимают другие → горцы дивятся пленнику и гордятся добычей
4.герой(персонаж)- на фоне опред. состояний природы, кот. близки герой(персонаж)
5.духовн. опытом, путь дух. развития. Все ОК→сердце увяло→уход на Кавказ в поисках свободы; парадокс – её теряет; ситуация узничества – центр-я «КП».
· пленник возрождается (заря)
· 2-хгерой(персонаж)-ть, черкешенка изобр-ся ≈ КП. В начале – контрастны,→ тот же дух. путь - гармония→любовь→неразд-е → разочарование, «отчуждения».
· Ром герой(персонаж) – герой(персонаж) максималист, стремится к высшим ценностям → невозможно → разочар-е в жизни, крайняя форма – смерть → с черк-й.
Отличие «КП» от других ЮП – раскрытие дух. сути герой(персонаж) = СЮЖЕТ + опис-е начало: две традиции:
» в-е поэмы Байрона → псих-м
» паломничество ЧГ → опис. н-ло
· раньше в литре естеств. мир идеал-ся. Цив-я-зло, природа-чист. Но АСП – диалектика:
» вольный, ест. народ
» жесток., меркант-й, разбой
Эпилог
· тема столкн-я природы и цив-и, функция-перевести содерж-е из конкретн. плана в философия-й истор.,
о кавк-й война → противоречивость. истор-е естеств → цив-ция –необратимо, проводник этого Z – ком-щий русск. армия(войско)
«Б-Р»21-22
· АСП отделяет герой(персонаж)от себя (:опыт неудачным)
· «БР» по замыслу - фрагмент > крупн. произведение об атамане разбойников (≈ байр-й «Корсар»), признание разбойника, но обособился.
· Вновь ситуация бегства → соц. среда. Сначала каж-ся, что они находят в этом мире то, что искали→арестованы ↑ стремление к свободе → нов бегство, 1 умер(смерть), другой → к разб-м, разочарован, отчужден →бегство проблем не разрешает←философия смысл РП – разочарование (в отлич. от предром., раннером. литре.
· В «БР» очень силен фольклорный элемент.
· интересен снова не только сам герой(персонаж), но и среда→описания
«Бахч. ф.»21-23
др. типичн. ром. ситуация – попытка дух-го возрождения через любовь
· СЮЖЕТ мах ↓→ дух-й мир герой(персонаж) важнее событий. Но совремяки – недостаток –теория- СЮЖЕТ нет вообще. чит-ль догад-ся сам, что дальше с герой(персонаж)
· В центре сразу 3 герой(персонаж): Герей, Мерия, Зарема. герой(персонаж) связаны не только СЮЖЕТ-но, но и духовно. Кажд. теряет самое дорогое. М. – родину, З. –любовьГ., Г. – М. →тема утрат - ведущая.
Ж.-е образ М. и З. против-ся в К плане – с-ю, з-в, христ-й и мусульм-й.
В ром. литре часто против-я:
» голуб-я блонд→ангелоподобна→платоническая любовь
» темн-я брюн→демонические→физ страсть
→ вызывают разн. чувства→нов любовь Г.– духовн↑.
«Цыганы»24, конч в Мих-м
близки к «КП», но образ Алеко > мощный. Мотивы его побега идеал-ны -свободы и любовь. Как в «БР» каж-ся, что достигнул цель → свобода у цыган, он любовь Земфиру, но недолговечно. А. теряет любовь З. и изгнан, виноват рок.
· А. хочет воли лишь для себя – не уважает свободу других
Ю ссылка заканч-ся 24 ужест-м наказания→в Михайловское→переживает → изменения в тв-ве. Прощание с ю время – элегия «К морю», прощание.
Борис Годунов».
· XIX – восприятие действ-ти под историч. углом зрения, П. первый внес «историческое направление в литру.
· ДРАМА-й характер эпохи →форма
· цель- создать яркую картину прошлой эпохи
· «БГ» - художественно, но почти нет худож. вымысла ←изучал бумаги
· нет единства места – дворец→площадь→келья→палаты→поля сражение, Р→Польша
· →нет деления на акты→23 сцены→показана жизнь с разных сторон, действие идет ║ в нескольких соц планах
· традиции кл-ма – на любовь интригецентр-й нет
· традиции кл-ма - <10герой(персонаж)→>60, не только соц верхушка, но простые
· нет гл герой(персонаж) (БГ умер(смерть)→продолж) →гл герой(персонаж) - Русь
· у каждого герой(персонаж) свой яз (традиции-1 «придворный» яз), речев. хар-ка→человек-е хар-ки
· нет единства жанр ТРАГЕДИЯ – есть бытовые сцены, КОМЕДИЯ сцены
· БГ-нет традиции амплуа злодея, он не только цареубийца, но и умный правитель, любовьй отец, несчастный чел.
философия-историч. тезис П. – народное мнение – решающая сила
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 995; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!