Эстетическая программа и литературная деятельность декабристов.
Тема прошлого
· 1816 Глинка : долг ист-ка – сохранить для потомков память о подвигах их предков, тогда те тоже станут герой(персонаж)ми→ ≈ тв-во лит-ра. Они создают те самые образ бардов и баянов, воспевающих подвиги предков для воспитания след поколений →ист. тема важна для Г. в силу своих дидакт-х возм-тей.
· ≈ Бестужев, ←сб-к Рыла «Думы»:новаторствоР-а в цели его стихотворениетв-ва – восп-ть герой(персонаж)ич-е в людях, показывая доблесть их предков.
123 и-я для д-в важна а как арсенал назидат-х ех-в. Она рассм-ся с позиций интересов сегодня → исторические аллюзии, намеки. >дек-х событий А.И. Од-й писать балладу «Неведомая странница»: о поражении, кот потерпели новг-цы в сражение с М и изгнанные нов-цы, борцы за свободу, покидают свой г, переходят Волхов и встречают там Св. Софию, покров-ца Н-да. Она объявлять, что их дело побеждать. Но видно, что Бестужев имеет в виду не нов-цев, а себя и своих соратников, свое дело.
· ≈ и стихотворение Катенина «Мстислав М-вич». 1ое сражение русских с монг-тат-ми, 1е поражение. Мст-в объявлять о наступл-и эпохи рабства, которая, тем не менее, закончится. Здесь близкий конец эпохи рабства – это конец, кот наступит сейчас, в совремяти.
Рассмотрение ист темы с позы совремяти → часты анахронизмы разного рода, разного масштаба.
1. 1 В думе Рыла «Олег вещий» герой(персонаж) к вратам Византии прибивает щит с гербом Р→не было, и Р. знал→важна как эффектная подробность, к ист. правде не стремится.
|
|
2. 2к10х годов Глинка работает над РОМАН «Зиновий Богдан Хмельницкий» или «Освобожденная Малороссия». Юный Хмельницкий беседует с крымским ханом. Не достоверно с ист-й точка зрения, -неподходящего собес-ка выбирает герой(персонаж) Г. для таких разговоров. Но для Г. все это не важно. История -декорации.
3. 3 Отступл-я и от псих. истины ех:–дума Рыла «Ольга при могиле Игоря». Приводит на могилу сына Святослава и объявлятьИ. стал жертвой своего корыстолюбия. Обвинение умер(смерть) о мужа и опр-е противников?
4. 4Дм Донской: накануне сражениеДм. обращается к соратникам: «Летим и возвратим народу залог блаженства чуждых стран, святую праотцев свободу и древние право граждан.» Д. объявлятьо Пск-й и Новг-й респ-х. Но он сам монарх, а не респ-нец, поэтому эти суждения для него не уместны. «Залог блаженства» - конституция (нет в Р).
→все герой(персонаж) (“+”герой(персонаж)и) – это выразители авторх идея.
123 в ист теме дек-ты оказ-сь далее всего ром литры. Искл: альманах Корниловича «Русская старина» печатать25- очерки, о петр-й эпохе, в кот стран-ти быта, нравов, поведения людей того время.
Нац. тема.
В нац теме дек-ты близки ром-м: за эмансипацию русской К. Это для них не только внутренний лит-я цель, но и бытовая. Нужно и в жизни быть русскими. (Монологи Чацкого о русском платье-идея возвращения к р. нац. костюму). У Рыла «русские завтраки» Программная ст. Кюхли «О напр-нии нашей поэзии, особенно лир-й в последнее 10летие»: эпоха франц К влияния → нем – нужно избавляться и от него. Р, кот самост-на в политика-м и война-м отношении дб сам-й и в области К.
|
|
Для д-в хар-н интерес к фольклору, пытаются перенести в тв-во особ-ти нар-й поэзии. Ех: стихотворение Катенина «М-в Мстиславич», где используется и образть и ритм-е ходы, хар-е для фольклора. Для >ва д-в исконная черта русского х-ра-вольнолюбие, тк: 1им хочется, чтобы так было 2недавний ист опыт война 1812 3события русской ист-и 3древн-ми формами госу образ-й в были Пск-я и Новг-я респ-ки, т.е. респу-я форма правл-я естественная, а монархия- насил-я.
·диалог оптимиста Рыла с песс-м Батеньковым. Р.: исконном свободолюбии русских. Б.: если русский чел будет освобожден, то при появлении 1го же кн покорится ему. 123 Трактовка нац темы для д-в- ярко выраж-й политика-й х-р. ·Во многих произведение отделение русских от нерусских по принципу свободолюбец, тиран или слуга тирана. Рыло и Бестужев:→ царь -политикай противник→ не наш. В.Ф. Раевский: тюремщики- чуждое племя→нерусские. ·
|
|
Наиб ярко эта идея- стихотворениеКюхли «На умер(смерть) Чернова»: кто любовь свободу – тот и русский.
Романтизм Жуковского: элегии.
«Сельское кладбище»
1802, «Вестник Европы»
· перевод «Элегии, написанной на с. кл.» Грея
· средство выразить свои мысли и настроения
· начинается хар-ным для эпохи чувствительным пейзажем
похоронены простые люди → раздумья принимают соц. окраску:
1. равенство перед смертью
2. скромный, но полезный труд
3. условия жизни лишили их возможности проявить свои дары сердца и ума или совершить подвиг
· финал – возникает образ сентиментального поэта, друга почивших
«Вечер»
1807, «Вестник Европы»
начинается лирической картиной вечера
природа вызывает эмоциональный отклик + рождает мечты, воспоминания, мысли
קּ / класс-м
1. единые правила прекрасного, разграничение лит Iв по композиции и стилю Þ кл-м
2. индивид. понимание прекрасного, нов. Iы, эмоц-й стильÞ קּ
Особ-ти קּма
1. Влияние не англ. байроновского קּма, а немецк. – Гёте, Шиллер Þ не соц, а философия.
2. Лиризм, его предмет не видимые явления, а неуловимые переживания души – история души, её веяний, мечтаний, дум → мир человека, не удовлетворённого целью, очарованного красотой природы, Y, дружбы, воспоминаниями о счастье.
|
|
3. Пейзаж – субъективный, переживание, «пейзаж души»
4. ♫-ть и мелод-ть стиха, кот. унаследовали Асп, Мюл, Блок.
5. Iы элегия (передача ⊄ переживаний) / баллада
I Темы –феодальное средневековье, народн. Предания, фантастика.
II СЮЖЕТ – не главное, все приобретают лир содержание.
IIIноваторство не имеют самост. значения, они отражают настроения самого поэта → поэтизация власти духа над обстоятельствами жизни.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 812; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!