Лирика Лермонтова 1837-1841 гг.



· от произведение АСП-го периода отлич-ся эмоц-м тоном. АСП- надежда, предчувствия, Л.- безотрадность, безверие→ ТРАГЕДИЯ-м: «умер(смерть) поэта» противоп-ет врагам свободы гения веру в неотвратимость высшего суда и суда ист-и.

· тема свободы невозм-ть в совремях общ-х усл-ях найти применение лучших чел-х стремлений, обществ. атмосфера→душевн. сост-е→образ узника в стихотворение «Желание» → «Узник». Конкретн. образ тюрмы «Парус»- свобода в один-ве- ром. вызов миру, стремл-е достичь невозм-го

· мотив один-ва: -мечта о товарище→ «Сосед», «Ночевала тучка золотая» «Спеша на с из далека»→ есть близкие по духу люди среди совремяв

· любовь-я тема не знает счастл-ой любовь→роковые обст-ва→разлад м/д мечтой и действ-ю. образлюбовьй ж-ны – идеальный, ром ≠ действ-ть. Хар-ое стихотворение «Отчего»40-любовь приносит не радость, а страдание. мотив нераздел-й любовь - «Ребенку», «Завещание»

· «Есть речи- значенье»40: возм-ть глубок. дух. близости с любовь ж-й.

· «Расстались мы, но твой портрет»37: о пост-ве любовьви

· тема поэта – один-во, отчужд-ть «Поэт» 38- совремяки не понимают его «простой и гордый яз», ТРАГЕДИЯ поэта и поколения, кинжал- символ поэзии, совремя я поэзия утратила былую власть(← «Кинжал» АСП)- стремится возродить традиции гражд. поэзии, поэт- деятель, борец. «Пророк»41 (←АСП): о судьбе общ-ой миссии поэта-пророка – его высок. призывы встретили враждебн. отнош-е людей, погрязших в «злобе и пороке»

· тема судьбы родины «Прощай, немытая Р»41, Р –страна рабов, ссылка- относит. свобода. крушение общ-но-политиках надежд →чувства скорби и горечи, отчаяния «Бородино»37: о сильных и смел. людях 1812, кот-х теперь нет→жалоба на наст-е поколение «Дума»38: резк. критика своего поколения- душевн. холод, отсутствие тверд. убеждений, бездействие, равнодушие- отсут-е революция-ти →проблема активн. служ-я общ-ву и о «деятеле», дост-м этой цель «Родина»41: сближение Л. с народом (←спасение от ложного пути совремяти), утверждает свою любовь к дерев-ой, кр-ой Р.

123 богат и разнообр-я по содерж-ю лирика: протест против политика-го гнета, острота переживаний, эмоц-ть

Герой нашего времени».

· «Отеч-е записки»- «Б»,«Ф»39, «Т»40 повести созд-сь постеп-но, сначала подзаголовок «из записок офицера»→полн печатать

· жанр: соц-псих и соц- философия РОМАН

· форма: цикл повестей в разных жанр, кажд их кот опир-ся на опред-е лит традиции:

» Бэла- ром новелла о любовь европейца к дикарке

» Макс.М-ч- кавказская н.

» Тамань- путевой очерк, переход-й в ром. н.

» Кн. Мэри- светская повесть

» Фаталист- традиции фантастич. п-ти 30х

123выходят за пределы мал-х жанр к РОМАН. целькомп-ции- раскрыть псих-ию герой(персонаж)

· Связь с ром-мом:

» внимание к внутренний миру чела

» психолог-й самоанализ герой(персонаж)

» загадочность его прошлого

» контрастность хар-ров

» СЮЖЕТ-е заострение РОМАН

» нарушение хронол-й послед-ти

123 но эти ром традиции подчинены реал-й цель- в основе произведение «совремяй ? о внутреннийм челе» (Бел)

· Нападки критиков- безнравст-ть герой(персонаж), психол. несообразность →41- Л. писать предисловие и указал принципы, кот-м он следует в произведение:

» реал-м, цель-создание типич-го хар-ра (портрет из пороков время)

» критич-й х-р реал-ма (образПеч)

» ставит централ. проблема- «деятеля», отвеч-го обществ-истор-м потребностям эпохи

· Сис-ма образ постр-на т.о., чтобы исследовать личн-ть Печ. с разых сторон. Его контакты с людьми заканчиваются по-разному, показывают:

» Печ-натура, богато одар-я (аналит-й ум, видит пороки общ-ва и относится к ним «-», выше среды) Его рефлексия заставляет его относится критич. не только к другим, но и к себе (→выше ЕО), горячее любовь, способное глубоко переживать (зевнул)

» Печ-чел волевой, активный →способен дейст-ть (борьба со светом в предыстории)

» он- индивид-ть, лишенная связи с людьми, время= выдающ-ся личность, своего рода мерило внутренний сост-ти чела, тк через него люди проявляют свою истинн. сущность

» ум не получил развития в гениал-й мысли- только критика и суждения о жизни

» любовь охладело, скрыто

» способность действия →его ничтожность, пустая деят-ть

» эгоист

» оценка автор -в названии

· 2степ-е герой(персонаж) играют служебн. роль + самост-я фигура

» типы кавказцев: Бэла, Казбич, Азамат

» контрабанд-ты («Т»)- экзотич. х-ры

» Грушницкий- образтех, кто опошлил душевный кризис челов типа Печ.

» ж-й ха-р- исключитобраз Бэлы и девушки из «Т», «хорошенькая дочка старого урядника» в «Ф», псих. портрет кн. Мэри через выраж-я и жесты, замеч-е Печ.

» М.М.- противоп-н Печ- чел простой, грубый, ясный и цельный в своей психологии.

» внешний портрет герой(персонаж)→внутренний кач-ва, мотивирую каждую деталь (машет руками- скрытность)

· принцип реал-ма опред-л стиль: отказ от метафор-ти, точность слов, простые предл-я. Реч. хар-ка герой(персонаж).

· динамизм повеств-я ←глаг-е конструкции

Л. продолжает борьбу АСП за народность языка

Мцыри» и «Демон».

Мцыри39 и Демон41

· 30-33- цикл кавказских поэм "Измаил-Бей", "Хаджи-Абрек", тайно печатать 35 в "Библ-ке д/чт-я".- в кавк-х поэмах Л. противопост-т безвольных совремяв свободолюбивым кавказцам. Типич. ром поэмы (эл-ты комп-ции)

· Мц.- иначе подходит к взаимоотн-ям Р и Кавказа (←долго там жил)

«Д»:

· «итог» «КП», «Ц» АСП, законч-е развитие

· Л. испол-л библ-ю легенду о духе зла, свергнутом с неба и фольклор кавк-х народов→ иносказат-й х-р. Но под фантастикой СЮЖЕТ скрыт глуб. философия и соц. смысл.

· отрицание старого мира, герой(персонаж) осудил «ничтожную землю». Утверждается личность, противоп-ая миропорядку→ герой(персонаж) все презирает и ненавидит, но на этом остановиться нельзя →герой(персонаж) признает, что не прав→мучит-е сост-е внутреннийй опустош-ти. Завязка: герой(персонаж) ощутил пленительность высокого идеала и устремился к нему→ попытка возрождения. Развязка оказ-ся ТРАГЕДИЯ-ой: герой(персонаж) признал свои мечты безумными и проклял их. Л. показывает причина этой неудачи: высокий и благородный идеал подменяется эгоистическим.

· В судьбе герой(персонаж) - противоречивость ром-ма, поражение герой(персонаж)-признание недостаточности одного отрицания и утверждение положит-х начал жизни- в этом внутреннийй смысл поэмы→ раскрытие «ущербности» отрицания →новцель Л. – поиск нов. герой(персонаж)→

«Мц»

· образгерой(персонаж)я созревал ║ с Демоном, Мц.- противоп-й Д. х-р: Мц. страстный, пламенный, не отказывается от чувства даже под страхом умер(смерть), а Д. «хладный».

· Состояние разочар-ти, дух-й усталости чуждо Мц., он- порыв к свободн., яркой жизни. Его тоска не сост-е безнадеж-ти, а страстная тоска поидеалу.

· Он одинок, тк его окружают чуждые духовно люди.

· Рвется к свободе, но обстоят-ва оказыв-ся сильнее него.

неприятие совремяй действ-ти Л. →начало отрицания в Д. (эл-т революцияго ром-ма) → «начало утверждения». Оба герой(персонаж) близки автор + связаны традиции русск. прогресс-го ром-ма


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 747; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!