Основные социолого-политические идеи М.Вебера.



Понятие политики имеет чрезвычайно широкий смысл.

В данном случае будем говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом.

Насилие- специфическое средство для государства и в наше время отношение к нему функционально.

Сегодня государство- то человеческое сообщество, которое внутри определённой области – область включается в признак- претендует с успехом на монополию легитимного физического насилия. Единственный источник права на насилие- государство.

Политика- стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.

Когда говорят о «политическом» решении, то всегда подразумевают, что определяющими в данном вопросе являются отношения распределения, смены и сохранения власти.

Тот, кто занимается политикой, стремится к власти:

-как к средству, подчинённому другим целям

-к власти ради неё самой

Государство – отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие, как средство.

Для существования господства необходимо подчинение авторитету.

За счёт чего же оно осуществляется?.(легитимация)

-авторитет «вечно вчерашнего»

-авторитет внеобыденного личного дара(харизма)

-ориентация на подчинение при выполнении установленных правил(вера в обязательность легального установления и деловую компетентность)

Есть 2 способа сделать из политики свою профессию:

-жить для политики

-за счёт политики и политикой

За счёт политики живёт тот, кто стремится сделать из неё постоянный источник личного дохода. Для политики тот, у кого иная цель. В нормальных условиях он должен быть независим от доходов, которые может принести ему политика..

Превращение политики в профессиональную деятельность привело к разделению общественных функционеров на 2 группы:

-чиновники-специалисты

-«политические» чиновники( внешне характеризуются тем, что в любой момент могут быть произвольно перемещены и уволены, как французские префекты и подобные им чиновники)

«Профессиональные политики» появлялись в ходе борьбы князей с сословиями на службе у первых.

- клирики, в особенности клирики, соблюдавшие целибат, находились вне суеты нормальных политических интересов и не испытывали искушения домогаться для своих потомков собственной политической власти.

-получившие гуманитарное образование грамматики

-придворная знать

-английское образование – патрициат, включавший в себя мелкое дворянство и рантье.

Этот слой сохранил Англию от бюрократизации.

Подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять беспристрастно.

Деятельность вождя подчинена иному принципу ответственности- исключительно личная ответственность. (чиновник обязан подчиниться приказу вышестоящего даже если не согласен с принимаемым решением)

Типом политика-вождя является демагог (на западе)

Для политика решающими являются 3 качества:

-страсть -чувство ответственности -глазомер

Политик должен одолевать в себе тщеславие. Грех для политика там, где стремление к власти приобретает окрас самоупоения. Два смертных греха политики: уход от существа дела и безответственность.

Отличия между этикой и политикой:

этически ориентированное поведение может подчиняться двум фундаментально различным непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на этику убеждения, либо на этику ответственности. Лишь тот, кто может не дрогнуть и сказать « и всё-таки!» Лишь тот имеет профессиональное призвание к политике

 

Социальный интерес как механизм включения личности в политическую сферу деятельности.

Можно провести опрос, который выявит отношение в обществе, которое можно выдать за социальный интерес. Эмпирическая социология сам по себе один из инструментов измерения общества. Первое, что должно возникнуть в обществе по отношению к какому-либо вопросу- социальный интерес. Второй вариант развития событий- вы сами не обнаружили этот социальный интерес и потянулись за этим. Эти направления, связанных с пониманием социального интереса- они и характеризуют активную позицию от неактивной.

Социальный интерес отражает субъективную сторону. Он обеспечивает связь личности с обществом и государством. Есть мнение о том, что личность первична в политическом процессе. Всё проистекает из неё и её интересов.

Первое: возникновение

Социальный интерес появляется тогда, когда люди понимают его, даже при том, что он не всегда сформулирован. Его зарождение происходит от понимания, что мне это интересно/неинтересно.

После возникновения, следующий этап развития- формулирование. От формулировок будет много чего зависеть. И от того на сколько точно и ярко политик сможет этот интерес сформулировать- на столько будет зависеть популярность его идей. Не сам факт проведения опроса. но яркая формулировка могут обеспечить реакцию на него.На западе(демократичная цивилизация)- яркость гарантирует избираемость и успешность.

Выражение социального интереса.

Есть разные способы выражения социального интереса– демонстрации, митинги, пикеты. Найти адекватный способ выражения- говорит о свободе общества. Степень экстремизма выше там, где закрыты каналы выхода социального интереса. Люди вынуждены там выражать таким способом свой интерес.

Носителем социального интереса является личность. Конечно, с этим тезисом можно бы и поспорить. Интерес-то существует и если личность его не разделяет.

НО! Социальный интерес – возникает в тот момент, когда интерес разделяется больше чем одним человеком. Это осуществляется путем общения. Тема социального интереса разрабатывалась в отечественной психологии. Один из авторов – Здравомыслов. «Интерес – это один из важнейших движущих сил в деятельности любого социального субъекта. Отражает деятельность любого социального субъекта. Разница в определениях интереса обеспечивает возможность манипулирования для политиков.

 

 

5.Политическая социология в России: становление и современное состояние.Становление социологии политики в России не было эволюционным. Каждый последующий этап отрицал предыдущий. Таких этапов в истории социологии политики можно выделить три:

1. Дореволюционный – до октября 1917 (реально продлился до 1922 года) 2. Советский – октябрь 1917 – декабрь 1991 (реально закончился в связи с перестройкой) 3. Постсоветский

Дореволюционный этап: социологические знания, накопленные на этом этапе, были в авангарде социологии. Такие имена как Ковалевский, Сорокин. Уровень социологии политики был высок и находился на уровне мировых стандартов науки.

Все это время до 1917 года социология политики в России была маргинальна – невозможно было свободно публиковать работы. Это был период, когда развитие социологии и развитие социологии политики было одно и тоже. Тогда еще четкой дифференциации не произошло.  В 80-е годы Ковалевскому запретили преподавать, его вынудили уехать из страны. В 1906 году он возвращается и становится депутатом гос.думы. В октябре 1905 года разрешались политические партии, но не все. КД (кадеты) – конституционные демократы. Эсеры – социалисты – демократы, Октябристы – манифест был издан в октябре 1905 года, партия крупной буржуазии, свою маленькую партию создал Ковалевский – одним из его помощников был Сорокин, затем одним из помощников секретарей Керенского. Государственная Дума была законно-совещательным органом. Царь был вынужден подписать этот приказ под давлением Витте. Дума собралась из сплошных бунтовщиков, как полагало царское самодержавие. Наши социологи активно занимались политической деятельности. В наследие от дореволюционного периода осталось:

- формулировка предметной области социологии политики. Чичерин Б.Н. писал: Исследование общества в его составных частях и влияние его на государство составляет предмет науки об обществе или социологии в тесном смысле. Наоборот, исследование воздействия государства на общество составляет предмет политики. 1896 г.

1957 г. высказали американские социологи политики Сеймур Липсет и Райндорт Бендикс: политическая наука занимается изучением способов воздействия государства на общество, а социология политики исследует механизмы влияния социальных общностей и институтов на государство и политический порядок в целом. Считалось, что именно американцы так сформулировали предметную область.

- разработка социологических концепций политических институтов. Ковалевский (книга История государственных учреждений в России) показывает, что наши институты в основном заимствованы. Весь комплекс реформ Александра II.

Выборы – представительная демократия, референдумы

Ковалевский изобрел так называемый генетический принцип развития государственных учреждений. Он говорил о том, что существует эволюция основных государственных институтов в соответствии с развитием прочих общественных форм: семья, рода, собственности и психической деятельности.

Острогорский Моисей Яковлевич написал «Демократия и политические партии». Считается основателем такого направления как социология политических партий.

Питирим Сорокин разрабатывал направления социологии революций, теории социальной стратификации и отчасти теорией социальной мобильности.

Плеханов Георгий Валентинович – развивал марксизм применительно к российским условиям. Считал, что должны развиваться капиталистические отношения, которые в результате приведут к укреплению пролетариата и тогда пойдут изменения.

Советский этап: с 1917 года стала насаждаться одна идеология – марксизм, а точнее свою интерпретацию такого характера, чтобы установить тоталитарный режим господства над мыслью.

Не было свободной политической деятельности, социология политики должна анализировать политическую жизнь, а её не было. Первые альтернативные состоялись в 1989 году – тогда наш парламент назывался Съезд народных депутатов. Он избирался по двум принципам – избирание + конкретное количество людей от определенных подраздалений. До 1989 года в стране не было альтернативных выборов.

Социология была официально запрещена. Оно вышло из подполья в 50х годах после смерти Сталина. Только в 80х годах вышли первые книги типа Основы марксистско-ленинской социологии, а буржуазная социология обслуживает правящий класс. Причем социологию воспринимали как прикладную. То есть как отдельная наука не должна существовать. В институте философии был создан сектор изучения новых форм труда и быта. Грушин Мир мнений или мнения о мире. Игорь Кон Социология личности, Осипов.

Институт конкретных социальных исследований 1968 году.

Исторический материализм был аналогом социологии. В лучшем случае могут быть отдельные социологические исследования для получения точечной информации. В 1968 году был создан Институт конкретных социальных исследований. Собрались политологи во главе с Бурлацким и Осиповым во главе социологов. Можно было творчески развивать марксизм, критиковать западную буржуазную мысль. В 1972 году разгромили Институт конкретных социальных исследований. Вынуждены были уйти оттуда Левада, Осипов, Кон. Левада пытался объяснить что социология есть как самостоятельная научная дисциплина. Ист.мат про коммунистическое общество, а социология про разные типы обществ. В 1988 году социология начинала институализироваться (появились институты, высшее образование, научные публикации).

В 1990 году внесли поправку в Конституцию и хитрым образом. «КПСС, другие политические партии». К концу 1980-х закипле политическая жизнь, нужны исследования. Стали появляться институты изучения общественносго мнения. Появился Всесоюзный центр иом во главе с Заславской, Вокс Популли (глас народа) во главе с Грушиным. Стали появляться политехнологические конторы, например Никола-М, ИМО-конслатинг, Имидж-контакт с Ситниковым, Центр политических технологий Игоря Бунина.

Была также теоретическая политическая социология. Теоретиками являются люди, которые выросли из кафедр научного коммунизма и исторического материализма. Юрий Кочанов, Тощенко. Сегодня очень мало современных людей, все из постсоветского пространства.

Хабермас «Вовлечение другого»


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 696; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!