Либеральная парадигма гражданского общества (Дж.Локк, Т.Пейн).



Либеральная концепция Дж.Локка (1632-1704) Один из теоретиков общественного договора. Именно он говорил о том, что создавая гражданское общество и гос-во, ч-к обладает 4 основными правами.

(свободой, собственностью, правом на жизнь и правом на защиту этих прав). Согласно Локку люди отказываются от своих прав, чтобы государство занималось защитой этих прав. Во главу угла ставится личность с её правами и государство по сути обслуживает интересы личности.

Томас Пейн (1737-1809) Является автором знаменитого памфлета, который называется «Права человека», где изложил концепцию гражданского общества. Которое он определил, как «естественную социальность», подразумевающую установление индивидами мирных отношений конкуренции и солидарности, полностью основанных на взаимном интересе и разделяемом всеми чувстве взаимной помощи.

Государство должно составлять из выборного управляющего и являться гарантом всеобщего мира и свободы.Такая организация необходима лишь для того, чтобы обеспечить тот узкий круг общественных услуг, которые само гражданское общество не в состоянии обеспечить.

Функции государства сводятся к обеспечению нашей безопасности

 

Марксистская концепция происхождения государства (по работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»).

Изначально семья представляла собой групповую форму. Энгельс выделяет 2 вида:  - кровнородственная (могут быть отношения между всеми, включая поколения)

- полунальная

По мере развития «общества» не допускаются отношения между представителями поколений. Затем отношения братьев и сестер – пришли к моногамии.

При переходе к моногамии возникает собственность. Так как возникает патриархат (знаем, кто отец) – передача по наследству. Господствовавший ранее матриархат объяснялся тем, что только мать могла знать, кто отец ребёнка. Поэтому ребенок приписывался по матери. Единственное, что Женская линия определяла родственные отношения. Анахронизмы материнского права до сих пор существуют.

С социологической точки зрения собственность – институт – отношения людей по поводу вещей. Владение собственностью надо было закрепить, возникли классы. Власть от старейшин рода надо было передать владельцам собственности. От общей к частной собственности. Например, территория Афин была разделена не по родам, а по обладанию собственностью. У германцев образование территории государства происходило путем военных завоеваний и необходимостью защищаться.

После буржуазной формации начинается коммунизм, подразделяющийся на 2 этапа: социалистический и уже затем затем коммунистический.

Итак, согласно сказанному, цивилизация является ступенью общественного развития, на которой разделение труда и вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе.

Производство на всех остальных предшествующих ступенях общественного развития было по существу коллективным, равным образом и потребление сводилось к прямому распределению продуктов внутри больших коммунистических общин. Это коллективный характер производства осуществляется в самих узких рамках, но он влек за собой господство производителей над своим производственным процессом продуктом производства. Они знают что делается с продуктом: они потребляют его, он не выходит из их рук, и пока производство ведется на этой основе, оно не может перерасти производителей, не может породить чуждые им силы, как это бывает в эпоху цивилизации.

Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация, экономически характеризуется:

-Введением денег, капитала ,ростовщичества;

-Появление купцов как посреднического класса между пр-телями;

-Возникновением частной собственности на землю;

-появление рабского труда как господствующей формы пр-ва.

Итак, основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, то все ее противоречия совершаются в развитии. Всякое благо для одних является злом для других, всякое новое освобождение одного класса – новым угнетением для другого.

Таких формаций Маркс выделил: Первобытная Рабовладельческая Феодальная Капиталическая Комунистическая: СоциалистическаяКоммунистическая (от каждого по потребностям, каждому по труду). Классы сущ-ют, но они перестают быть антагонистическими. Гос-во отмирает.

Гражданское общество: возьмите определенную степень развития производства, обмена и потребления и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, словом, определение “Гражданское общество”. Возьмите определенное ГО и вы получите определенный политический строй, который является лишь выражением ГО. В Марксистское парадигме ГО относится к базису, а гос-во относится к надстройке. ГО - сфера частных интересов, гос-во - сфера общих интересов. Гос-во приходящее: было время когда его не было, и будет время когда его не станет. Гражданское Общество=Буржуазное общество=Капиталистическое общество=Бюргерское общество

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 816; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!