Национальный вопрос в работах В.И.Ленина и И.В.Сталина.



Ленин «О национальной гордости великороссов»: полны чувства нац-ой гордости, поэтому мы ненавидим свое рабское прошлое.

Наибольшее внимание в работах уделено понятию языка( экономический оборот принудительно заставит всех узнать русский язык).

«Всякий либерально-буржуазный националист несет величайшее развращение в рабочую среду, наносит ущерб делу свободы и делу пролетарской классовой борьбе».

Развивающийся капитализм дает 2 тенденции:

1.Пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против любого национального гнета.

2.Ломка национальных перегородок, создание единства капитала, экономики вцелом, культуры, политики.

Ассимиляция – следствие развивающегося национализма.

О культурно-науиональной автономии: каждый человек записывается в определенную нацию, каждая нация составляет единое целое.

Равноправие наций и национальных меньшинств: объединение возможно при серьезном стремлении к улучшению.

Ленин в соответствии с классовым подходом выделял:

1.Национализм господствующих наций – реакционный, тесно связанный с интересами господствующих классов, империализмом и колониализмом, с кот. пролетарии должны активно бороться.

2.Национализм угнетенных наций – связанный с идеями национального и социального освобождения, прогрессивный и заслуживающий поддержки пролетариев других стран.

Сталин: Нация – исторически сложившаяся общность людей. Общность языка, территории, экономической жизни(экономическая связанность), общность психологического склада.

По Шпрингеру: нация – союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих людей.

Национальное движение:

Сила национального движения определяется степенью участия в нем широких слоев нации. Национальное движение определяется разнообразными требованиями. Окончательно падение национального движения возможно с падением буржуазии.

конституция рассматривается как национально складывающаяся система, влияющими факторами на которую являются экономические, политические и культурные условия.

По Шпрингеру: национальный совет – культурно-национальный парламент, который подлежит установлению основ и одобрению средств для попечения о национальном деле.

Ленин гибкий политик заявлял о максимальной интернационализации(стереть этнические различия)

Сталин говорил об объединении разных народов в единый (русифицировать, сертифицировать)

Подходы к пониманию этничности: примордиализм, конструктивизм, инструментализм.

Большинством зарубежных, главным образом пишущих на английском языке, авторов — антропологов, историков, социологов — этничность чаще всего рассматривается как эмоции и рационализации индивида, который ощущает себя членом отдельной этнической группы или даже нескольких групп.

Примордиализм В теориях, созданных в рамках примордиалистского (эссенциалистского) подхода , принято выделять два направления: 1. Социобиологическое направление:этничность как "объективную данность, своего рода изначальную (примордиальную) характеристику человечества", и полагают, что "осознание групповой принадлежности как бы заложено в генетическом коде" ( Р. Шоу и Ю Вонг). 2.Эволюционно-историческое направление:Этничность рассматривается как социальное сообщество, у которого есть свое содержание и культура, приобретаемые в ходе социализации и инкультурации. Кто прошел через это, тот пытается сохранить этничность раз и навсегда. Большое число сторонников: К. Гирц, У. Коннор, Э. Смит, Дж. Армстронг.

В целом для примордиалистского подхода характерно то, что его сторонники склонны рассматривать этнические объединения всерьёз, как реально и давно существующие группы с присущими им атрибутами.

Инструменталистские (гедонистические, ситуационистские, мобилизационистские) концепции Этничность «спит» внутри человека и используется им в определенной ситуации. Этничность как ситуативная роль, избранная человеком или группой под воздействием тех или иных материальных факторов.

Инструментализм (гедоницизм) как течение научной мысли был вызван к жизни кризисом идеи "плавильного котла", которая доминировала в США в 1920 — 50-е гг. Она подразумевала определённый способ строительства американской нации путём постепенной "переплавки" иммигрантов из различных стран мира под лозунгом ‘ E Pluribus Unum ' (Единство из множества). И исходила из посылки, что ассимиляция — это конечная фаза развития межэтнических и межрасовых отношений. Идеи инструменталистского (гедонистического) подхода разделяют такие крупные учёные, как Д. Белл , Г. Вулп, Н. Глэйзер, Т. Гир. Среди отечественных исследователей похожих принципов придерживается целый ряд авторов, например, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова.

Конструктивистский подход Конструктивистское направление в этносоциологии зародилось позднее примордиализма. Широкое распространение конструктивизма связывается именем Эрнста Геллнера. Суть этого направленияв изучении этничности заключается в том, что этническое сообщество, возникающее на основе дифференциации этнокультур, существует, базируясь на различных доктринах и представлениях, имеющих место в той или иной этнокультуре. В свою очередь, доктрины «изобретаются» интеллектуальной элитой этноса– писателями, учеными, художниками политиками. Таким образом, получается, что этнос есть не что иное, как интеллектуальный конструкт элиты. Далее, этот конструкт (этничность) транслируется на потенциальных представителей этноса при помощи различных средств имеющих возможность воздействовать на сознание членов общности (СМИ, книги, фильмы, выставки и т.д.). Другими словами, конструктивисты склонны придавать большее значение культурам, языкам, экономикам, политическим структурам, а не этничности. Среди авторов-конструктивистов, привлекают внимание Д.-Л. Амселль, Э. Гэйбл, Дж. Джексон, Дж. Клиффорд, Дж. Линнекин, Дж. Маркус, С. Тайлер. Тишков


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 860; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!