Сколько волостей было организовано для уйгуров на территории нынешних



Алматинской и Талдыкорганской областей:

Сколько дунган переселилось в Семиречье и Северный Киргизстан с 1881 г. до 1884 г.:

Сколько уйгуров переселилось в Семиречье и Северный Киргизстан с 1881 г. до 1884 г.:

Этническая родина дунган:

Класс. История Казахстана (18 век – 1914 год). Глава VI

Казахская культура во ІІ половине ХІХ в. Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов

П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827–1914), глава Русского географического общества исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Он составил многотомное исследование «Россия. Полное географическое описание отечества». Два тома из них посвящены Казахстану и Средней Азии: «Киргизский край» и «Туркестанский край».

Востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837–1918) изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Жетысу. Об казахских сказках, эпических произведених, лирике написал в «Образцы народной литературы тюркских племен».

Ш. Уалиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев - выдающиеся представители казахской культуры во второй половине XIX века.

Шокан Уалиханов (1835–1865) — историк, географ, этнограф, мыслитель, путешественник. Родился в 1835 году ноябре в крепости Кушмурун. Шокан до 12 лет обучался в частной школе. В 1847-1853 гг. учился в Сибирском Кадетском корпусе в городе Омск. Окончел со званием корнета армейского кавалерия.

Участвовал в поездке от Омска до Заилийского Алатау (где закладывалось укрепление Верное) в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта.

Вместе с П.П.Семенов-Тяньшанским в 1856 г. принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах», Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа».

Так же Шокан записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манаса».

Он был членом Русского географического общества. В 1859 году Ш. Уалиханов побывал в Кашгаре, вперые после Марко Поло и Иезуит Гоес где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства. Результатом этой поездки стал капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)»;

Шокан был знаком с русскими ученами И.Н.Березином, Н.Ф.Костылецким, П.П.Семенов – Тяньшанским, Г.Н.Потанином, С.Ф. Дуровом, поэтами Пушкином и Лермонтовом.

В 1854 году впервые познакомился Ф.М.Достоевским в Омске. Потом они встретились в Семипалатинске и Петербурге. В 1861 году он заболел и вернулся вернулся. В Омске он написал свое труды: «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «О кочевьях киргиз».

В 1864 году принял участие в экспедиции генерала Черняева, которые направился построить крепость Аулиеата. Но увидим жестокость и несправидливость генерала он вернулся в Верный.

В 1865 году в №51 газеты "Русский инвалид" вышла стать Шокана о восстании дунгенов в Китае. Это была его последняя статья.

Вопросы к конспектам

В 1858-1859 гг. Чокан Валиханов совершил поездку в:

В какие школы внесла изменения правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан»:

В каком году 18-летний Ш.Уалиханов закончил кадетский корпус в г. Омске:

В каком году Чокан Чингисович Валиханов участвовал в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства:

Назовите кюйши-композитора, кобызиста второй половины XIX в., который возродил традиции кобыза от музыки Коркута:

Укажите газету, в котором был опубликован последний труд Чокана Валиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи:

Укажите годы пребывания Чокана Валиханова в Петербурге:

Укажите украинского поэта, который был в ссылке на полуострове Мангышлак в 1847-1857 гг.:

Укажите ученого, который описал в своих трудах историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и осветил проблемы Младшего жуза в середине XVIII в.:

Ш. Валиханов жил:

Ыбырай Алтынсарин и Абай Кунанбаев

Ш. Уалиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев - выдающиеся представители казахской культуры второй половины XIX века.

Ыбырай Алтынсарин (1841-1889 гг.) казахский просветитель, общественный деятель, педагог, этнограф, фольклорист. Его отец умер рано, воспитывался у своего деда, известного бия, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина. Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии.

В школе он хорошо освоел русский язык, арабский язык, татарский язык, персидский язык. Он был хорошо знаком с В.В. Григорьевым и мог воспользоваться его богатой библеотекой.

Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 г. он был назначен инспектором школ Тургайской области. Им были написаны учебные пособия: «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», опубликованы отрывки из казахского эпоса «Кобланды-батыр», «Жанибек-батыр», материалы по истории «Кыпчак Сейткул», «Байулы» и другие. По этнографии в «Записках» Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Абай Кунанбаев (1845–1904) - родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу.

В 1886 г. он написал стихотворение «Лето» и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. В богатом литературном наследии Абая значительное место занимают переводы.

Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Он обладал не только поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

Он познакомился декабристами, которые были в ссылке: Е.П.Михаэлис, А.В.Леонтьев, С.С.Гросс, Н.И.Долгополов. Общение с декабристами были отражены в его произведениях, в котором были видны демократические взгляды Абая.

Его сыновья Акылбай, Какитай, Магауия тоже были поэтами. Он очень тяжело пережил смерть Абдрахмана (1895) и Магауии (1904). В 1904 году Абай Кунанбаев умер.

Он был великим мыслителем и поэтом своем времени.

Вопросы к конспектам

Укажите медресе, в котором учился Абай:

В каком году Ибрай Алтынсарин был отдан в школу при Оренбургской пограничной комиссии:

В каком году Ыбырай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области:

Где похоронен Абай Кунанбаев:

Какое имя было дано Абаю Кунанбайулы при рождении:

На какое стихотворение Ыбырая Алтынсарина Жаяу Муса сочинил музыку:

Назовите казахского деятеля, который оставил в пользование сельскохозяйственной школы Тургая свои земли:

Укажите годы жизни Абая Кунанбаева:

Укажите годы жизни казахского педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина:

Укажите сына Абая, который окончил Петербургское артиллерийское училище:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 573;