Искусство и музыка казахского народа



В духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа музыкальное искусство занимало большое место. Музыкальные инструменты казахов, которые были наиболее распространенными:

- домбра,

- кобыз,

- сыбызгы,

- сырнай

В конце XVIII- начале XIX вв. творили композиторы Жанторе и Богда. Хан Младшего жуза Жанторе создал выдающийся кюй «Шалкыма», а Богда «Боз тобе». В первой половине XIX в. в Западном Казахстане творили композиторы — кюйши — Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан. Они подготовили почву для возникновения таких гениев, как Курмангазы, Даулеткерея. В Северо-Западном Казахстане были широко известны такие имена, как Тореш, Орынбай, Усен. На северо-востоке, в сарыаркинских кочевьях, распространили свое искусство домбристы — Куандык, Али, их традиция дала казахской музыке Таттимбета. В Семиречье были известны своим творчеством — Есим и Сарша, а на юге Казахстана — Шолак и Алзак. Из композиторов-песенников выделился Сегиз-сери Бахрамулы (1818–1854). Заметный след политических событий этой эпохи дошел до нас с кюем «Арынгазы».

Ткачество, валяние войлока, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога, др. виды ремесла хорошо были развитии среди казахов. Основным жилищем казахов оставалась войлочная юрта, деревянный остов которой состоял из: шанырака — вершины купола; уыков — купольных жердей; кереге — раздвижной решетчатой основы. В зимовках возводились постоянные типы казахских жилищ — наземные прямоугольные дома из дерева, сырцового кирпича и камня, а также полуземлянки и юртообразные строения. В лесных районах — деревянные шестигранные строения, избы русского типа. В северных и западных районах Казахстана состоятельные люди имели бревенчатые многокомнатные дома, на сооружение которых нанимали русских мастеров.

Национальная одежды: тон, ишик, жаргак (из меха и шкур животных шили разнообразные шубы); жаргак (из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты); каттау халат из тонкого белого войлока); шапан (из шелка и сукна); шекпен (из верблюжьей шерсти скатывали); камзол (женская приталенная безрукавка); камшат борык (девичья нарядная бобровая шапка); тымак (мужской головной убор); саукеле, это высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценными камнями, кораллами, жемчугами, золотом и серебром (богатый головной убор невесты); через год замужества женщины носят — желек, упрощенное саукеле, а после рождения детей — кимешек; распространенными были мужские шляпы — калпак, телпек; красивыми и разнообразными были пояса мужчин и женщин — белдик, белбау. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса, украшенные костяными и металлическими накладками — кисе; обувь также была разнообразной: саптама — мужские высокие кожаные сапоги; етик, маси, кебис и др.

Вопросы к конспектам

В каком году Таттимбет Казангапов побывал в Петербурге в составе делегации сибирских киргизов (казахов) и принял участие в церемонии восшествия Александра II на российский престол:

В каком году Жаяу Муса Байжанов был выслан в Тобольск как политически неблагонадежный:

В каком году Курмангазы окончательно переезжает в селение Сахма Астраханской губернии:

В каком году Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе:

Где находиться могила Курмангазы:

Кто из ниже указанных кюйши-композиторов возродил музыкальную традицию кобыза:

Назовите автора произведения «Ак сиса»:

Сколько кюев Курмангазы сохранилось до наших дней:

Сколько песен Биржан-сла дошло до наших дней:

Сколько песен оставил после себя поэт Жаяу Муса:

Представетели русской освободительной борьбы в Казахстане

Во второй половине 19 века в казахском обществе были колоссальные изменений. В Казахстан прибыли ссыльные освободительного движение.

В ходе освободительных движении в Польши в 1863-1864 годах на территория Западной Сибирской губернии и Оренбургской области прибыли более 10 тыс. ссыльных поляков.

Поэма Густава Зелинского, представителя польского освободительного движения «Киргиз» («Казах») было широко распространено среди демократического общества. Оно было написано в 40-годы 19 века и переведено на английский, немецкий, французский язык. В 60-годы 19 века была одним из основным источникам о казахах в России.

Один из известных польских революционеров, которые были в Казахстане – это выпускник юридического факультета Петербургского университета С.С.Гросс.

Он был в дружеских отношениях с Абаем и часто навещал его. Во время своих визитов в аул он собрал очень ценные материалы об истории казахов и о их культуре, обычаи.

Гросс с помощью Семипалатинского областного комитета смог везти исследование на тему «Материалы для законов обычаи казахов». В 40-годы 19 века Адольф Янушкевич писал что встречал отца Абая Кунанбая. С.И.Тэраевич, Я.С.Домашевич занимались лечением местного населения. А.Бяловский составил географическую карту Усть-Каменогорского уезда.

В 1881 году 29-авгста Царская империя приняла решение отправлять революционеров в ссылку на Степной край. В 1878 году была открыта Комитет статистики Семипалатинской области.

В 1884 году по предложению политических ссыльных Абай Кунанбаев был принять членов в Комитет статистики Семипалатинской области.

С помощью политических ссыльных были открыты первые краевые издания. Ф.И.Зобнин, М.Зенков, Н.Я.Коншин помогали развить издательское дело. По инициативе ссыльных в 80 годах 19 века в Верном, Уральске, Омске, Семипалатинске были открыты первые публичные библиотеки.

Вопросы к конспектам

А.Бяловский сделал географическую карту какого уезда:

Адольф Янушкевич писал, что в 40-х годах 19 века встретил отца:

В каком году Абай Кунанбаев был принять в статический комитет Семипалатинской области по предложению политических ссыльных:

В каком году был открыть статический комитет Семипалатинской области:

В каком году царская правительство приняло решение отправлять ссыльных в Степной край:

Сколько участников польского восстания были сосланы:

Ссылка это:

Укажите автора поэмы «Кирзиз» («Қазақ»), который был в ссылке:

Укажите одного из участника польского восстания, который был в ссылке в Казастане:

Укажите одну из причин появление краевых издании:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 421;