По какой причине в годы революции 1905-1907 гг. в Казахстане движения рабочего класса ослаб?



С какого года Алашское движение берет своё начало:

Казахстан в годы Первой мировой войны

С ноября 1906 и 1910 гг. проводилась Столыпинская реформа, целью которого была подавить революцию. Акмолинск, Семипалатинск, Уральск и Жетысу были основными центрами переселенцев. До революции 1917 года у казахов были отобраны 45 млн. десятина земли. В результате Сталыпинских реформ число казахов уменьшилось.

Во время Первой мировой войны Казахстан играл важную роль в обеспечении фронта и страны сырыми продуктами, продуктами питание. В 1914-1916 гг. Туркестанский край доставила на фронт: 300 тыс. путов мясо, 70 тыс. лошадей, около 13 тыс. верблюдей, около 14 тыс. юрт.

В первые годы войны с Жетысуской области было взято на фронт: скот и продукты в количестве 34 млн. сом. Было увеличено налог.

В 1914 году налог был 600 тыс. сом, а в 1917 году налог составлял 1 млн. 200 сом. В Акмолинском, Семипалатинском, Тургайском и Уральском области был призыв на войну, так многие семьи лишились своих мужей и отцов.

Специалисты в производстве резко уменьшилось. Произошло распад производства нефти и угля.

В годы войны условие у рабочих были очень тяжелыми. Длительность рабочего дня составляло 12-14 часов. Так же на работу были привлечены подростки.

В июне 1915 г. забастовали рабочие Караганды, Экибастуза, Спасского завода, они требовали повышения заработной платы, улучшения условий труда. Летом 1916 г. рабочее движение охватило Риддер, нефтепромыслы Эмбы, угольные копи Экибастуза, Байконура, Спасские медные рудники, Оренбургско-Ташкентскую и Транссибирскую железные дороги, промыслы и заводы Жезказгана, Успенска, Коунрада, Карсакпая и другие предприятия.

Выросли цены на продукты: мука на -70%, сахар на-50%, мыло на - 200%. В годы войны на территорию Казахстана начали привозить военнопленных из Австро-Венгрии и Германии. Это повлияло на социально-политическое положение страны.

Основными центрами были города – Омск, Акмолинск, Семипалатинск, Павлодар, Казалы.

В 1914 году в Омске было 20 000 военнопленных. В 1915 году феврале в За йсане, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Семипалатинске было 7490, а в Акмолинской области было 8 612 военнопленных.

Среди пленных было много национальности, большинство было славянского происхождения. Так же были турки, румыны, итальянцы, немцы, венгры.

В 1916 году в Петропавловском уезде (Акмолинская область) увеличилось число наемных работников среди пленных. В Акмолинском области 14 тыс. пленных работали в сельской хозяйстве. Многие работали на Экибастузских, Кумгульских каменноугольных копях и Риддерском руднике.

Вопросы к конспектам

Укажите казахского деятеля, который был заключен в Семипалатинскую тюрьму в июле 1909 г. за открытую критику антинациональной политики царизма:

В какие годы стали привлекать австро-венгерских и германских военнопленных для общественных и частных работ из-за отсутствия рабочей силы?

В каком году Жанжигитулы и Байбатырулы были участниками штурма городов Лейпциг и Глогау в составе войска атамана Платова и вошли в столицу Франции одними из первых:

В каком году прибыли первые военнопленные в Западную Сибирь и в северо-восточные районы Казахстана:

В каком году рабочие Карсакбайского медного рудника организовали крупную политическую забастовку:

Как называлась статья А.Бокейханова, которая вышла в начале Первой мировой войны в газете «Казах»:

Какому военно-политическому блоку казахское население в годы I Мировой войны оказывало масштабную помощь:

Какую позицию придерживались представители казахской либерально-демократической интеллигенции (А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов) по вопросу об участии казахов в военных действиях I Мировой войны:

Кто из казахских общественных деятелей написал в газете «Казах» о несправедливости и бессмысленности Первой мировой войны:

Сколько военнопленных находилось в центре Степного генерал-губернаторства за декабрь 1914 г.:

Казахская культура в начале ХХ века

Культура Казахстана начала ХХ в. явилась продолжением духовного наследия казахского народа, развивавшегося под воздействием социально-политических и экономических отношений. Российская революция 1905–1907 гг., Первая мировая война, подъем освободительного движения оказали значительное воздействие на содержание и основные направления культуры Казахстана.

В Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге и некоторых других городах, Туркестанский и Западно-Сибирский отделы Русского географического обществах хорошо развивалась издание книг. Казахские книги разных жанров издавались в Петербурге, Ташкенте, Казани. Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры таких, как Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов, впервые были изданы после революции 1905–1907 гг. Выпуск в 1909 г. сборника произведений Абая Кунанбаева познакомил общественность России с великими творениями поэта.

Творчество С. Торайгырова, С.Донентаева, Т. Изтилеуова, М. Копеева начали развиваться в демократическом направлении. Произведении С. Торайгырова «Шакирт ойы», «Алты аяк», «Бир адамга», «Адаскан омир» описывали изменении в жизни казахских аулов. Произведение Б. Майлина «Шуганын белгиси», С. Кобеева «Калын мал», С. Торайгырова «Камар сулу» описывали правду общества и судьбу казахского народа.

В 1900 году в Петербурге был издан книга А. Байтурсынова «Кырык мысал» («Сорок басен»), а в 1911 году в Оренбурге вышла сборник «Маса».

Крупным представителем является Шакарим Кудайбердиев (1858–1931). Он был наиболее талантливым учеником Абая. Общественно-политические взгляды Кудайбердиева получили широкое отражение в его произведениях: «Родословная тюркских, киргизских и казахских ханов», изданная в 1911 г., «Условия мусульманства», поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек».Он знал арабский, персидский и турецкий язык.

Журнал «Айкап», газеты «Казах», “Киргизская степная газета”, “Сибирская жизнь”, “Степной край”, “Сибирский телеграф” были основными изданиями которые развивали и агитировали просвещение в Казахстане. Пропагандистом народных сказаний-дастанов и героических преданий о славных казахских батырах был выдающийся поэт Нурпеис Байганин. Казахскую музыкальную культуру отличала демократическая направленность. В этом периоде она представлена самобытным творчеством известных кюйши и народных композиторов. Среди них выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова, Укили Ыбырай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский соловей Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Калия Байжанова, Манарбека Ержанова и Амре Кашаубаева тоже сложилось в начале ХХ в. Песни народных композиторов Естая «Майдаконыр», Укили Ыбырая «Гакку», кюи Дины Нурпеисовой «Конил ашар» Представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.

Вопросы к конспектам

В каком году в Оренбурге открывается газета «Казах»:

В начала XX века кто из поэтов начал пропагандировать народные сказание - дастаны и героические предание о народных батырах:

Какой закон принятый в 1906 г. создавал ограничения и препятствовал деятельности Конфессиональных учебных заведений в Казахстане:

Кто является автором произведения «Несчастная Жамал»:

Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова “Маса” (“Комар”) вышел в 1911 г. в:

Укажите автора произведения «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов»:

Укажите автора произведения “Адасқан өмiр” (“Заблудившиеся”):

Укажите автора произведения “Шұғаның белгiсi” (“Знак Шуги”):

Укажите автора произведения “Қалың мал” (“Калым”):

Укажите годы жизни Ахмета Байтурсынова:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 279;