Класс. История Казахстана (18 век – 1914 год). Глава IV



Культура Казахстана в І половине ХІХ в. Развитие просвещения

С появлением Ислама на территории Казахстана казахи учили своих детей в мусульманских школах. Дети богатых имели учиться в в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента.

В медресе они изучали арабский язык, средневековую арабскую философию, историю, географию и математику.

В Омске, Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и других городах начали открываться школы с русским языком обучения. Из числа коренного населения начали обучать переводчиков и писарей.

1813 г. в Омске и в 1825 г. в Оренбурге были открыти военные училищи. Позже они были преобразованы в Сибирский кадетский корпус и в 1844 г. в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.

Жангир хан в 1841 г. в Букеевской Орде открыл школу с обучением на русском и татарском языке. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылись школы, в которых казахам знания давались на русском языке. Открытие подобных учебных заведений было новым явлением, обогатившим культурный процесс, влиявшим на упрочение казахско-русских связей. В деле государственного образования учитывались в основном интересы империи. Это приводило к игнорированию потребностей населения в светском образовании на родном языке.

В. И. Даль был одним из замечательных представителей русской культуры, уделявших внимание жизни и истории казахского народа в первой половине XIX в. В 1833–1841 гг. собрал записи и образцы устного творчества тюркоязычных народов.

В 1839–1840 гг. участвовал в хивинском походе русских войск. В 1836–1838 гг. выразил сочувствие руководителям восстания Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис-улы. В. И. Даль написал повесть «Бикей и Мауляна», в которой описана жизнь казахов Оренбургского края.

Поэта А. С. Пушкина в 1833 г. для сбора материалов о пугачевском восстании он побывал в одном из центров Оренбурге. В «Истории Пугачевского бунта» имеются его наблюдения и суждения, приведены сведения об участии в крестьянской войне казахов, о близости целей восставших с интересами казахов.

Поэму «Козы-Корпеш-Баян-Сулу» А. С Пушкин записал В Уральске. Пребывание великого поэта в Оренбургском и Уральском краях, его произведения «Капитанская дочка», «Пугачевский бунт» усилили интерес общественности и передовых демократических кругов к жизни и истории казахов, башкир и других народов Востока.

Вопросы к конспектам

В каком году была открыта «Азиатская школа»:

В каком году в Букеевской орде была открыта школа:

В каком году военное училище в Оренбурге был преобразован в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус:

В каком году Г. С. Карелин организовал экспедицию на берег Каспийского моря:

В школах Внутренней Орды муллы преподавали на:

Какая ярмарка была открыта в 1848 г. в Казахстане:

Назовите автора произведения «Оян, казак» («Пробудись, казах»):

Сколько лет В. И. Даль пребывал в Оренбургском крае в качестве чиновника по особым поручениям при оренбургском военном губернаторе:

Укажите автора повести “Бокей и Маулян”:

Укажите произведение А. С. Пушкина, в котором описана восстание Пугачева:

Казахская литература и культура в І половине ХІХ в.

В первой половины XIX в. Казахская литература развивалась в двух идейных направлениях:

1. Защита интересов простого народа;

2. Защита интересов господствующего класса;

В этот период жили такие поэты, как - Махамбету Утемис-улы, Шернияз Жарылгас-улы; Шоже Каржаубай-улы; Дулат Бабатай-улы; Шортанбай Канай-улы; Суинбай Арон-улы;

Махамбету Утемис-улы (1804—1846) — стал одним из руководителей крестьянского восстания, вспыхнувшего в Букеевской орде против хана Жангира. Махамбет с пламенными стихами обращается к народу, призывает смело подняться против притеснителей. Свой идеал поэт нашел в лице руководителя крестьянского движения Исатая Тайман-улы. После подавления восстания и смерти Исатая он призывал народ продолжить борьбу.

Шернияз Жарылгас-улы (1807–1867) — родился в современным Оилском районе Актюбинской области. Поэтический талант Шернияза проявился с юных лет. Он принемал участие в восстании 1836–1838 гг. в Букеевской Орде. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации. В народе широко известно его обличительное обращение к султану Баймаганбету.

Шоже Каржаубай-улы (1808–1895) — родился на территории современного Кызылтуского района Северол-Казахстанской области. С юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш Баян-Суду» был записан от Шоже.

Дулат Бабатай-улы (1802–1871) — родился на территории современного Аягузского района Семипалатинской области. Дулат был одним из самых образованных людей своего времени. Самые известные толгауы «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак молодой». В 1880 г. в Казани был издан его сборник «Осиет-нама», но вскоре запрещен царской цензурой.

Шортанбай Канай-улы (1818–1881) родился в Каратауских горах Южного Казахстана. В своих произведениях Шортанбай говорит об общественном неравенстве, угнетении народа. К концу жизни поэт переехал в нынешний Шетский район Жезказганской области, где и умер.

Суинбай Арон-улы (1922—1895) — родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. В своих произведениях Шортанбай говорит об общественном неравенстве, угнетении народа. К концу жизни он воспевает народных защитников, поднимает социальные проблемы, осуждает неправедные поступки правителей. Суинбай был наставником Жамбыла.

Вопросы к конспектам

А.С.Пушкин в 1833 г. в городе Уральске сделал запись казахской поэмы:

В каком веке жил Шоже Каржаубаев:

Как называется женская приталенная безрукавка:

Как называлась трехтомное исследование, написанное А.Левшиным в первой половине XIX в.:

Как назывался халат из тонкого белого войлока:

Какой головной убор носили женщины через год после замужества:

Какую основную цель преследовало открытие в Казахстане русско-казахских школ, училищ в первой половине XIX в.:

Махамбет отправился в Оренбург для учебы вместе с:

Суюнбай Аронов родился в:

Укажите годы жизни Шернияза Жарылгасова:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 667;