Боги Света происходят от Богов Тьмы



Итак, мы с достаточной ясностью установили, что Христос, Логос, или Бог в Пространстве и Спаситель на Земле, является одним из отзвуков всё той же допотопной и весьма плохо понимаемой Мудрости. Её история начинается с нисхождения на Землю «Богов», которые воплотились в человечество, в чём и заключается «Падение». Будь то Брахма, аллегорически низверженный на Землю Бхагаваном, или Юпитер, низверженный Кроносом, но все они символизируют человеческие расы. Лишь единожды коснувшись этой плотноматериальной планеты, белоснежные крылья даже высочайшего Ангела не могут более оставаться идеально чистыми, а Аватар Аватара (или воплощение) не может оставаться совершенным, ибо каждый такой Аватара есть падение Бога в зарождение плоть. Ничто не 508] даёт более ясного эзотерического объяснения метафизической истины и ничто лучше не скрывает её от обычного посредственного понимания тех, кто, вместо того, чтобы оценить возвышенность идеи, способны лишь умалить её, – как упанишады, эзотерические толкования Вед. Риг-веда «Ригведа», по характеристике Гиньо (Guignault), представляет собой «самую величественную концепцию великих путей человечества». В эзотеризме веданты и упанишад Веды есть и навсегда останутся «Зеркалом Вечной Мудрости».

Более шестнадцати столетий новые маски, надетые на лики древних Богов, скрывали их от любознательности масс, но в конце концов этот плохо сидящий маскарад был разоблачён. Однако, метафорическое Падение и столь же метафорическое Искупление и Распятие завели западную часть человечества на пути, где оно оказалось по колено в крови. Хуже всего то, что они породили догму о Духе Зла, отличном от Всеблагого Духа, тогда как первый живёт во всей материи и преимущественно в человеке. И, наконец, это породило уничтожающую порочащую Бога догму об аде и вечной погибели; догма эта протянула плотную пелену плотной пеленой отделило высшую интуицию человека от божественных истин; самым же ужасным результатом стало то, что люди не знали о том, что во Вселенной до появления на этой и, вероятно, на других Землях человека не было ни врагов бесов, ни тёмных демонов. В качестве же сомнительного утешения за скорби мира сего людям навязали мысль о первородном грехе.

Философия такого Закона Природы, который наделяет человека, как и каждое животное, страстным, врождённым и инстинктивным стремлением к свободе и самоводительства самостоятельности, относится к психологии. Мы не можем затрагивать её здесь, ибо для демонстрации этого чувства в высших Умах, его анализа и выявления естественных причин необходимо обширное философское объяснение, для которого нам не хватит места. Пожалуй, лучше всего это чувство резюмировано в трёх строках «Потерянного Рая» Мильтона. Говорит «Падший»:

Мы царствовать здесь можем безмятежно. Что до меня,

То царствовать – достойная мечта, пусть даже и в аду!

Уж лучше царствовать в аду, чем быть слугой на небе!

Лучше быть человеком, венцом земного творения и царём над его opus operatum, нежели затеряться среди безвольных Духовных Сонмов в Небесах.

Мы уже говорили о том, что догма о первом Падении основана на нескольких стихах из «Откровения», которые являются, как доказано несколькими учёными, плагиатом из «Книги Еноха». Эти стихи породили бесконечные теории 509] {СЫНЫ ВЕЧНОСТИ} и спекуляции, постепенно получившие значение догмы и вдохновенной традиции. Каждый пытался объяснить стих о семиглавом драконе с десятью рогами и семью венцами, который хвостом своим «увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю» и для которого вместе с ангелами его «не нашлось уже… места на небе».[1245] Значение семи голов Дракона (или Цикла) и пяти его порочных царей[1246] можно узнать из Приложения в конце третьей части этого тома.

В головах христиан от Ньютона до Боссо (Bossuet) эти неясные стихи рождали бесконечные спекуляции. По словам Боссо:

Падающая звезда это ересиарх Феодосии Феодосий... Клубы дыма – ереси монтанистов... Третья часть звёзд суть мученики, особенно доктора богословия.

Боссо следовало бы, однако, знать, что «Откровение» описывает не подлинные события, и их, как было показано, можно найти и в других в том числе и языческих преданиях. Ни монтанистов, ни схоластов не было ни в ведийские времена, ни в гораздо более древнюю эпоху в Китае. Но христианское богословие требует защиты и спасения.

Это совершенно естественно. Но стоит ли жертвовать истиной ради защиты измышлений христианских теологов?

«Princeps aeris huius hujus», упоминаемый Павлом «Царь Воздуха Князь, господствующий в воздухе»,[1247] это не Дьявол, а воздействия астрального света, по правильному объяснению Элифаса Леви. Дьявол не является «Богом этого периода», как он говорит, ибо это Божество всех эпох и периодов с момента появления на Земле человека; и Материя в её бесчисленных формах и состояниях должна бороться с другими разрушительными Силами за своё эфемерное существование.

«Дракон» просто символизирует Цикл и «Сынов Манвантарной Вечности», которые спустились на Землю в один из периодов эпохи её формирования. «Дым» соответствует геологическим явлениям. «Третья часть звёзд с неба», низвергнутых на Землю, это Божественные Монады – Духи Звёзд в астрологии, – которые вращаются вокруг нашего Глобуса нашей Планетарной Сферы, то есть, человеческие Эго, которым предназначено пройти весь цикл воплощений. Выражение «qui circumambulat terram», опять-таки, относится теологией к Дьяволу, мифическому Отцу Зла, о котором сказано, что он «пал с неба, как молния». К несчастью, для этого толкования, «Сын Человеческий», или Христос, должен, по личному свидетельству Иисуса, точно так же спуститься на Землю, «как Молния, исходит от востока»,[1248] в том же 510] виде и под тем же символом, что и Сатана, падший «с неба, как молния».[1249] Все эти метафоры и риторические обороты имеют преимущественно восточный характер, и происхождение их следует искать на Востоке. Во всех древних космогониях Свет происходит от Тьмы. В Египте, как и повсюду, Тьма была «началом всего сущего». Поэтому и Пэмандр, «Божественная Мысль», исходит в виде Света от Тьмы. В римско-католической теологии Бегемот[1250] является принципом Тьмы, или Сатаной, тем не менее, Иов называет Бегемота «главой [принципом] путей Божиих» – «Principium viarum Domini Behemoth!».[1251]

Последовательность, по-видимому, не является любимой добродетелью ни в одной из частей так называемого Божественного Откровения – во всяком случае, не в толковании богословов.

Египтяне и халдеи относили рождение своих Божественных Династий к тому периоду, когда творившая Земля билась в последних муках, рождая свои доисторические и исчезнувшие с тех пор горные кряжи, моря и материки. Её окутывала «глубокая Тьма, и в этом [вторичном] Хаосе пребывал принцип всего сущего», что позднее развилось на планете. Геологами установлено теперь, что подобное земное воспламенение произошло в ранние геологические периоды, несколько сот миллионов лет назад.[1252] Что же касается самого предания, то в соответствующем национальном виде оно было у всех стран и народов.

Свои Тифон, Пифон, Локи и «падший» демон были не только в Египте, Греции, Скандинавии и Мексике, но и в Китае. Обитатели Небесного Города Жители Небесной империи[1253] имеют целую литературу на эту тему. Как повествует предание, из-за восстания против Ти гордого Духа, объявившего Ти самого себя, на Землю были высланы семь Сонмов Небесных Духов, что «внесло перемену во всю Природу, и Само Небо склонилось и соединилось с Землёй».

В «И-Цзин» сказано:

Летающий Дракон, прекрасный и мятежный, страдает ныне, и гордость его наказана. Он вознамерился царствовать на Небе, но царствует лишь на Земле.

511] {ТЕНИ ТЕНЕЙ} «Чунь-Цзю» аллегорически говорит:

Однажды ночью звёзды померкли во тьме и покинули её, просыпавшись дождём на Землю, где они сокрыты и поныне.

Эти звёзды суть Монады.

В китайских космогониях есть свой «Владыка Пламени» и своя «Небесная Дева», а также малые «Духи, помогающие и служащие ей, и большие Духи, сражающие с врагами прочих Богов». Но ничто из этого не доказывает, что все указанные аллегории являются предвидениями или пророческими писаниями описаниями или пророчествами, относящимися к христианской теологии.

Лучшее из того, что может быть предложено христианскими теологами можно предложить христианским теологам в доказательство того, что эзотерические положения обоих «Заветов» Библии утверждают ту же идею, что и наши архаические учения, например о том, что под «Падением Ангелов» имеется в виду просто воплощение Ангелов, «пробившихся через Семь Кругов», – заключено в «Зогаре». Каббала Симеона Бен Иохай Шимона бен Йохая передаёт душу и сущность аллегорического повествования, тогда как позднейшая христианская Каббала представляет собой «затемнённое» Пятикнижие Моисея. Там (в манускриптах Агриппы) сказано:

Мудрость Каббалы основана на науке Равновесия и Гармонии.

Силы, которые проявляются, не придя сначала в равновесие, гибнут в Пространстве [«прийти в равновесие» – значит «дифференцироваться»].

Так погибли первые Цари [Божественные Династии] Древнего Мира, саморождённые Цари Гигантов Исполинов. Они пали, как деревья, лишённые корней, и больше их никто не видел, ибо были они Тенями Теней [чхая призрачных Питри].[1254]

Но пришедшие после них, что звездопадом устремились вниз, были заключены в Тени – и пребывают доныне [Дхиани, которые, воплотившись в эти «пустые Тени», открыли эру человечества].

Тому, кто способен читать между строк, каждая фраза в древних космогониях раскрывает тождественность представлений, хотя и в различных одеяниях.

Первый урок эзотерической философии состоит в том, что Непознаваемая Причина не эволюционирует – ни сознательно, ни неосознанно, – но лишь периодически выявляет различные аспекты Самоё Себя для познавания конечными умами. Коллективный Ум – Вселенский, – состоящий из бесчисленных и многообразных Сонмов Творческих Сил, несмотря на кажущуюся безграничность в Проявленном Времени, всё же, конечен в сравнении с высочайшей сущностью Нерождённого и Неизменным Нерушимого Пространства. Конечное не может быть совершенным. Поэтому среди этих 512] Сонмов есть низшие Существа, но никогда не было ни Дьяволов, ни «непокорных Ангелов», по той простой причине, что все они управляются Законом. Воплотившиеся Асуры (называйте их как хотите) следовали при этом столь же неумолимому закону, как и все прочие. Они проявились раньше Питри, и так как Время (в Пространстве) следует циклически, то подошла их очередь – отсюда и многочисленные аллегории. Вначале брамины без разбора называли «асурами» всех, кто выступал против их лицедейства из ритуалов и жертвоприношений, как делал великий Асура по имени Асурендра. К этим векам и следует, вероятно, отнести представление о демоне как о враждебном противнике.

Еврейские Элохим, названные в переводах «Богом», который сотворил «Свет», тождественны арийским Асурам. Их также называют «Сынами Тьмы» как философской и логической противоположности Вечного и Неизменного Света. Ранние зороастрийцы не верили, что Зло, или Тьма, совечны Добру, или Свету, и они дают аналогичное толкование. Ахриман это проявленная Тень Ахура Мазды (Асура Мазды), а сам он происходит от Зероана Акернэ Зерван Акараны, «Беспредельного [Круга] Времени», или Неведомой Причины. О последней они говорят:

Слава её слишком возвышенна, Свет слишком ярок, чтобы человеческий ум или око смертного могли постичь или различить их.

Её первичную эманацию составляет Вечный Свет. Сокрытый вначале во Тьме, он был вызван к проявлению, и появился Ормазд, «Царь Жизни». Это «Первородный» в Бесконечном Времени, но, подобно собственному прообразу (предсуществующей духовной идее), он от Вечности жил во Тьме. Шесть Амешаспентов Амшаспандов – семь вместе с ним, их главою, – первичные Духовные Ангелы и Люди, коллективно суть его Логос. Зороастрийские Амешаспенты Амшаспанды тоже создают Мир в шесть дней, или периодов, и на седьмой отдыхают. Но в эзотерической философии этот седьмой является первым периодом, или «Днём», так называемым Первичным Творением в арийской космогонии. Это тот промежуточный Эон, который составляет Пролог к Творению и находится на границе между Вечной Несотворённой Причинностью и конечными проявленными следствиями; состояние возникающей активности и энергии как первый аспект Вечного и Неизменного Покоя. В «Книге Бытия», на написание которой не было затрачено метафизической энергии, а проявлена лишь чрезвычайная острота ума и изобретательность в сокрытии эзотерической истины, Сотворение начинается на третьей стадии проявления. «Бог», или Элохим, это «Семь Правителей» «Пэмандра». Они тождественны всем прочим Создателям.

513] {КТО ТАКИЕ АДИТЬИ} Но даже в «Книге Бытия» в самой отрывочности представления, содержится намек на этот период и на «Тьму», которая была над ликом Бездны само внезапное и как бы оборванное начало «Книги Бытия» и «Тьма» над Бездной намекают на этот период. Элохим «сотворяют» – то есть, слагают, или создают, два неба, или «двойное» Небо (не Небо и Землю). Если говорить пространно, это значит, что они отделили верхнее проявленное (ангельское) Небо, или план сознания, от низшего, или земного, плана; Вечные и Неизменные (для нас) Эоны от периодов в пространстве, времени и продолжительности; Небеса от Земли, Неведомое от известного – для непосвящённых. Именно об этом говорится в «Пэмандре»:

Мысль божественная, которая есть Свет и Жизнь [Зероана Акернэ Зерван Акарана], Словом своим, или первым аспектом, сотворила другую, действенную Мысль, которая, будучи Богом Духа и Огня, создала Семь Правителей, заключив в их Круг Мир Чувств, называемый «Роковая Судьба».

Имеется в виду Карма. «Семь Кругов» это семь планет и планов, а также семь Незримых Духов в Ангельских Сферах, видимые символы которых суть семь планет,[1255] семь Риши Большой Медведицы и т.д.. Как выразился об Адитьях Рот (Roth):

Они ни Солнце, ни Луна, ни звёзды, ни заря, но вечные опоры этой блистающей жизни, сущей за всеми этими явлениями.

Именно они – «Семь Воинств» – «осмыслив в Отце своём [Божественной Мысли] план деятеля», по выражению из «Пэмандра», тоже пожелали действовать (или построить мир с его тварями), ибо, рождённые «в Сфере Действия» – проявляющейся Вселенной, – они послушны Закону Манвантары. И вот мы подходим ко второй части этой фразы или, вернее, к двум слитым в одну, этого фрагмента, вернее, двух фрагментов, соединённых в один для сокрытия истинного смысла. Рождённые в Сфере Действия были «братьями, очень любившими его». «Его» – значит Первоначальных Ангелов, Асуров, Ахримана, Элохим, или «Сынов Божьих», среди которых был и Сатана, – всех тех Духовных Сущностей, что названы «Ангелами Тьмы», потому что эта Тьма есть абсолютный Свет, ныне совершенно пренебрегаемый, если только вовсе не забытый что совершенно игнорируется, если вовсе не позабыто теологией. Тем не менее, духовность «Сынов Света», на которых излито столько поношений и которые есть Тьма, очевидно, столь же велика в сравнении с Ангелами последующей степени, как бесплотность последних в сравнении с плотностью человеческого тела. Первые суть «Первородные» и потому настолько близки к границам 514] Чистого, Недвижного Духа, что являются просто «привациями сокровенными сущностями» – в Аристотелевом смысле этого слова, – Феруэрами, или идеальными прототипами следовавших за ними. Они не могли создать ничего материального, вещественного, и потому с течением времени о них стали говорить, будто, вопреки «велению Божию», они «отказались» творить, иначе говоря, «восстали».

Объяснить это, пожалуй, можно по принципу научной теории, согласно которой, при встрече двух звуковых волн, равной длины,

Гармоничное наложение двух звуков одинаковой громкости даёт звук в четыре раза сильнее каждого из них в отдельности, тогда как результатом их интерференции становится абсолютная тишина.

Объясняя некоторые «ереси» своего времени, Юстин Мученик показывает исходную тождественность всех мировых религий. Первое Начало неизменно является Непознаваемым и Пассивным, а от него исходит известная Активная Сила, или Качество, Тайна, называемая иногда Мудростью, иногда Сыном, очень часто Богом, Ангелом, Господом и Логосом.[1256] Логосом иногда называют самую первую Эманацию, но в некоторых системах она исходит от первого Андрогинного, или Двойного, Луча, высылаемого вначале Незримым. Филон называет эту Мудрость мужской и женской. Но хотя её первое проявление имело начало – ибо она произошла от Улом[1257] (Aiôn, Времени), высшего из Эонов при его исходе от Отца, – она пребывала с Отцом прежде всех творений, ибо составляет его часть.[1258] Потому Филон Иудей называет Адама Кадмона «Умом» – Энноя Битоса в гностической системе. «Ум да зовётся Адамом».[1259]

Всё разъясняется в древних магических книгах. Нечто может существовать лишь благодаря своей противоположности, учит нас Гегель. Нужно лишь некоторое философское мышление и духовность, чтобы понять происхождение позднейшей догмы – действительно сатанинской и бесчеловечной в своей холодной и жестокой порочности. Вот как происхождение Зла объясняли в своих экзотерических учениях маги волхвы. «Свет не способен породить ничего, кроме Света, и никак не может быть источником Зла». Откуда же взялось, тогда, Зло, если в его проявлении не было ничего равного, или подобного, Свету? Свет, говорят они, породил несколько Существ, все они были духовны, светоносны и могущественны. Но один Великий («Великий Асура», Ахриман, Люцифер и т. д.) возымел недобрую мысль, противоположную Свету. Он усомнился, и это сомнение сделало его тёмным.

515] {«ЗОГАР» О «ПАДШИХ»} Это чуть ближе к истине, но по-прежнему не раскрывает сути дела. Противоположное Начало было порождено не «недоброй мыслью», а просто Мыслью как таковой. Нечто мыслящее и имеющее план и замысел, а, значит, и конечное, естественно должно оказаться в противоположении к чистому Покою, то есть естественному состоянию становится естественной противоположностью чистого Покоя – столь же естественного состояния абсолютной Духовности и Совершенства. Это было лишь проявлением Закона Эволюции, развертыванием Ума, дифференцировавшегося от Духа, который в силу неодолимого влечения уже погрузился в Материю и сплёлся с ней. По самой природе и сущности своей, идеи как понятия об объектах, реальных или воображаемых, противоположны Абсолютной Мысли, тому Непознаваемому Всему, о таинственных действиях которого, согласно Спенсеру, нельзя сказать ничего, кроме того, что «оно не имеет природного сродства с Эволюцией»[1260] – которой у него, конечно же, и нет.[1261]

Весьма выразительно сказано об этом в «Зогаре». Когда «Пресвятый» (Логос) захотел создать человека, он призвал высшее Воинство высшие Воинства Ангелов и сказал им о своём желании. Но они усомнились в мудрости этого желания и ответили: «Человек не удержит и одной ночи славы своей», за что были сожжены (уничтожены?) «Пресвятым» Господом. Он же призвал более низкое Воинство и сказал им о том же. Но и они возразили «Пресвятому»: «Что хорошего в человеке?». Элохим всё-таки создал Человека, и, когда тот согрешил, пришли Воинства Узза и Азаеля и упрекали Бога: «Вот Сын Человеческий, которого ты создал» – говорили они. «Смотри, он согрешил!» Пресвятый ответил: «Будь вы среди них [людей], вы стали бы хуже их». И с их высокого положения на Небе он низверг их на Землю, и «они изменились [в людей став людьми] и грешили с земными жёнами».[1262] Здесь всё ясно. В «Бытии» (4) ничего не говорится о наказании этих «Сынов Бога». Единственное упоминание об этом в Библии мы находим уИуды:

И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных оковах, под мраком, на суд великого дня.[1263]

Это лишь означает, что отправленные в воплощение «Ангелы» пребывают в оковах плоти и материи, под мраком неведения до «Великого Дня», который, как всегда, наступит после Седьмого Круга, по окончании «Недели», в седьмой Саббат, или в следующую за Манвантарой Нирвану.

516] Подлинно эзотерическую суть «Пэмандра», Божественной Мысли Гермеса, и его соответствие Тайной Доктрине можно увидеть лишь в первых, примитивных латинском и греческом переводах. О том же, насколько искажён был этот труд в последствие христианами Европы, можно судить по замечаниям и невольным признаниям де Сен-Марка (De St. Marc) во вводной части и письме к епископу Эйрскому от 1578 года. Он показывает весь цикл трансформаций трактата из пантеистического и египетского в мистический и римско-католический, и мы видим, как «Пэмандр» принял свой нынешний вид. Но даже в переводе Сен-Марка видны следы истинного Пэмандра – «Вселенской Мысли», или «Ума». Вот перевод со старинного французского перевода, оригинал которого приводится в примечании на изящном старо-французском.[1264]

Семь человек [принципов] было образовано в Человеке… Природа гармонии Семи от Отца и от Духа. Природа… породила семь человек в соответствии с природой Семи Духов… имевших в себе потенциально оба пола.

Метафизически Отец и Сын являют собой «Вселенский Ум» и «Периодическую Вселенную», «Ангела» и «Человека». Это одновременно и Сын, и Отец; в «Пэмандре» – активная идея Идея и порождающая её пассивная Мысль; ключевая нота в Природе, дающая рождение семи нотам – семеричной шкале Творческих Сил и семи призматическим аспектам цветов цвета, рождённым от единого Белого Луча, или Света, который сам зародился во Тьме.

_____

С


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 264; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ