ИСЛАМ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 5 страница



Третья ситуация имеет временный характер и легко устраняется. Подобное временное охлаждение жены и воздержание от сексуальных контрактов происходит по причине усталости, тоски или озабоченности чем-либо. Это легко устраняется небольшой психологической и физиологической подготовкой. Именно поэтому Посланник Аллаха обращал внимание мужчин на необходимость ласковых игр и нежных объятий непосредственно перед половым актом.

Во-первых, подобная подготовка избавляет этот процесс от чисто плотского характера, создает психологическую близость и соответствующий духовный настрой, а во-вторых, снимает препятствия, которые могут привести к супружеской холодности.

Бывают ситуации, когда женщина стремится к интимной близости, а муж в силу каких-то причин не может ответить жене взаимностью. Правда, если муж молод, то такое редко случается. Но как бы то ни было, у женщины и в этой ситуации есть средство... Следует подчеркнуть, что закон, предписывающий женщине быть покорной своему мужу, не забывает и ее влечение, уделяя этому должное внимание. Он обязывает мужа "выполнять свои супружеские обязанности", если жена потребовала этого. Если же муж откажет жене в этом, то она разводится с ним. Таким образом, видим, что взаимные обязательства несут обе стороны, и здесь отсутствует какое-либо притеснение женщины или ущемление ее прав, как полноценной личности.

Второе обязательство женщины касается не допущения в дом того, кого муж не любит из посторонних мужчин (естественно, что здесь не идет речь о распутной женщине, так как это абсолютно запрещено, даже если мужа подобное положение и устраивает). Мудрость этого обязательства состоит в том, что в доме часто возникают конфликты по причине различных наветов, сплетен или клеветы. Если по каким-то причинам муж требует от жены не пускать в дом какого-то человека, а жене не слушается его, то что может произойти? В супружеских отношениях будет продолжать оставаться источник конфликта и исчезнет согласие. Это обязательство призвано сохранить добрые отношения между супругами, способствовать правильному воспитанию детей в духе любви без ссор и конфликтов. Только в такой обстановке дети вырастут без психических отклонений и умственных дефектов.

Кое-кто может спросить: а почему закон не обязал мужа не впускать в дом тех людей, кого не любит жена? Естественно, что если между супругами существует любовь и привязанность, если они воспитание, духовные и деликатные люди, то им легко договориться по любому вопросу без каких-либо третий или недомолвок. Однако предположим, что между супругами произошел раскол и взаимопонимание невозможно. Здесь необходимо обратиться к положениям закона. Следует заметить, что женские эмоции в большинстве случаев нелогичны. В силу исключительно личной ревности у жены могут не сложиться отношения с матерью мужа, его сестрой или любой родственницей. Поэтому если бы муж был обязан не пускать в дом тех людей, которые не устраивают жену, то это не было бы в интересах семьи, а привело бы к непрерывной и беспочвенной сумятицей.

Этим я вовсе не хочу сказать, что муж всегда прав в своих действиях, так как он часто может вести себя по-ребячески или же заводиться по пустякам. Не хочу я и сказать, что жена всегда ошибается, так как она может быть права в своей неприязни к какому-нибудь человеку, который вынашивает недобрые замыслы и стремится по какой-то причине нарушить прочность семейных уз или разрушить семью. В большинстве случаев закон соответствует изначальному свойству человеческой натуры, которое предполагает, что мужчина в большей степени руководствуется разумом, тогда как женщиной в преобладающей степени руководят чувства и эмоций. Однако у женщины есть возможность, в соответствии с законом, разорвать узы брака в любом случае, когда она не может продолжать семейную жизнь.

Что же касается обязательства женщины охранять честь мужа и его имущество в период отлучки, то это вполне естественно и логично и здесь не о чем спорить. Это обязательство является обоюдным в равной степени для женщины и для мужчины.

 

* * *

 

Перейдем сейчас к рассмотрению случаев неповиновения со стороны жены или мужа. Опекунство мужчины над женщиной подразумевает право мужчины воспитывать строптивую жену, что раскрывается в следующем аяте:

"Что же касается тех, от которых вы опасаетесь неповиновения, увещевайте их и оставьте их одинокими на ложах их, и наказывайте их. Тогда, ежели они будут послушны вам, не восставайте против них". (ан-Ниса, 34).

Можно заменить, что в этом аяте содержатся различные степени воспитательных мер, вплоть до безвредного физического воздействия, если другие меры не дают результата. Не будем здесь рассматривать случаи злоупотребления этим правом, так как любым правом на свете можно злоупотреблять. Подобные случаи должны искореняться правильным морально-нравственным воспитанием и духовным возвышением, чему Ислам уделяет большое внимание[26].

Здесь мы остановимся на законности этого права и его необходимости для сохранения семьи и предотвращения ее распада.

Любой закон или порядок в мире требует от власти воспитывать и поправлять его нарушителей. Если это не будет осуществляться, то любой закон будет клочком бумаги и абсолютно бесполезным.

Семейная жизнь является системой, служащей на благо общества, мужа и жены. Предполагается, что семья позволяет всем в максимальной степени соблюсти свои интересы. Если в семье царит мир и согласие, то все интересы будут соблюдаться без вмешательства закона. Когда же в семье происходит раскол, то происходящее от этого зло затрагивает не только супругов, но и детей, которые являются новым зародышем общества и которые нуждаются во всемерной заботе и тщательном воспитании.

Если жена является причиной разлада, то кто должен наставить ее на путь истинный? Суд? Если суд начнет вдаваться в детали внутрисемейных отношений, то это приведет к расширению конфликта, который до этого был ограниченным и имел временный характер. Семейные отношения могут окончательно нарушиться, так как публично будет затронуто достоинство одной из сторон, которая будет упорствовать в своем грехе и стоять на своем. Суду следует вмешиваться только при решении особо важных вопросов, когда все другие попытки достичь согласия не дадут результатов.

Неразумно прибегать к судебным органам для решения мелких повседневных проблем, которые появляются ежедневно и также быстро исчезают. Вряд ли разумные люди отважатся на подобное безрассудство, не говоря уже о том, что тогда судам придется заседать непрерывно в каждом доме!

Следовательно, необходимо наличие местной власти, которая проводила бы воспитательную работу. Речь идет о власти мужчины, который в конечном итоге несет личную ответственность за домашние дела и всех домочадцев.

Воспитание следует начинать с вежливого увещевания, которое не наносит ущерба человеческому достоинству. Если этот способ помогает, то успех достигнут. Если же первая мера действия не оказывает, то нужно переходить к более суровой степени воздействия, которая заключается в отлучении от супружеского ложа. Эта мера оказывают сильное психологическое воздействие в условиях Ислама, где женщина чрезвычайно высоко оценивает свою красоту и притягательность. Иногда ее кокетство может перейти в неповиновение. Отлучение жены от супружеского ложа означает, что муж не поддается ее очарованию. Это умеряет женскую заносчивость и возвращает ее на истинный путь. Если все эти меры не окажут должного воздействия, то это означает, что имеет место тяжелый случай, когда для исправления положения требуются и тяжелые меры, то есть физическое воздействие. При этом оно не должно иметь вредных для организма женщины последствий, что зафиксировано в тексте законодательства.

По этому поводу также выдвигается обвинение в оскорблении женского достоинства и жестоком с ней обращении. Здесь следует напомнить, что запасное оружие используется исключительно в тех случаях, когда все иные меры воздействия не дали должного эффекта. С другой стороны, бывают случаи психических отклонений, когда физическое воздействие является единственно эффективным. Психология установила, что мирные способы воздействия не помогают, когда имеет место психосексуальное отклонение, известное под термином "мазохизм". Исправление в этом случае наступает лишь только тогда, когда оказывается грубое физическое и моральное воздействие! Подобное отклонение гораздо чаще встречается у женщин, чем у мужчин (они больше подвержены отклонению, известному как "садизм", который означает удовольствие при причинении физической боли). Если жена страдает подобным отклонением, то физическое наказание приносит ей пользу и удовлетворение. После этого ее поведение нормализуется, и все дела возвращаются в норму! Удивительными бывают неожиданные случаи, когда мужчина — садист женится на женщине мазохистке. Между ними налаживается величайшая гармония, взаимопонимание и согласие, хотя бы это и было основано на психическом отклонении обеих сторон! Удивительны, но более редки случаи, когда мужчина— мазохист берет в жены женщину садистку, которая бьет его и всячески унижает. Однако в результате этого семейная жизнь у них совершенно нормальная.

В обычных ситуациях, когда отсутствуют психические отклонения, битье не является необходимостью, физическое воздействие — это не более, чем запасные оружие, где не следует проявлять инициативы и не начинать с этого.

Коранический аят распределяет наказания по степеням их тяжести, подчеркивая это. Посланник Аллаха предостерегает мужчин от злоупотребления этим правом. Максимальное наказание следует использовать только в случаях крайней необходимости, когда другие меры не оказывают воздействия. Предупреждая мужчин, Посланник Аллаха говорит:

"Никто из мужчин не должен наказывать жену караванной плетью, а затем вечером того же дня делить с ней супружеское ложе". (Об этом рассказал Аль-Бухари).

В случае неповиновения мужа закон шариата также предлагает решение:

" Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше ". (ан-Ниса, 128).

Некоторым людям понравиться с первого взгляда требование полного равенства! Но суть заключается в том, что это вопрос реальной действительности и врожденной природы человека, а не проблема идеальной теоретической справедливости, не имеющей под собой никакой основы. Какая равноправная женщина на Земле бьет своего мужа, а затем продолжает уважать его и намеревается жить с ним дальше? В какой стране "цивилизованного" Запада или отсталого Востока женщины требовали разрешения избивать своих мужей?

Важным здесь является то, что закон шариата не обязывает жену мириться со строптивостью мужа или терпеть ее.

В невыносимой ситуации ей разрешен развод.

 

* * *

 

Исходя из рассмотренных ситуаций, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, обязательства женщины по отношению к мужчине не носят характер диктата, а преследуют целью общие интересы, в том числе и самой женщины, прямым или косвенным образом.

Во-вторых, большинству этих обязательств соответствуют встречные обязательства того же рода со стороны мужа. В тех же немногих случаях, когда мужчина имеет власть, которая отсутствует у женщины, шариат учитывает врожденную природу как мужчины, так и женщины с недопущением ее унижения или оскорбления.

В-третьих, для уравновешивания власти мужчины женщине предоставлено право отвергать эту власть, если это женщину не устраивает, или она чувствует, что эта власть ее унижает.

В отношении развода, на который мы ранее неоднократно ссылались, как реальный путь отказ от неприемлемых обязательств, можно отметить три различных способа его совершения.

Согласно шариату женщина сама имеет право решать вопросы, связанные с замужеством. Даже если этим правом и пользуются немногие женщины оно существует реально.

Женщина в праве потребовать развода, если она разлюбила мужа и не в состоянии продолжать с ним совместную жизнь. Я слышал, что суды не принимают в расчет этот принцип, хотя его недвусмысленно установил Посланник Аллаха и действовал в соответствии с ним. Этот принцип зафиксирован в шариате и его единственным условием является отказ женщины от всего имущества, приобретенного за период совместной супружеской жизни. Это условие вполне справедливо, так как если развод происходит по инициативе мужа, то уже он теряет право на совместно нажитое имущество. Таким образом, любая сторона, требующая развода, будь то мужчина или женщина, несет материальную ответственность за разрыв супружеских уз.

Третий способ предусматривает требование развода с охранением имущества жены и выплатой мужем алиментов по причине дурного обращения или причиненного вреда. Это допускается в том случае, если жена сможет доказать свою правоту. Суды в подобных ситуациях действуют очень тщательно и кропотливо, так как многие подобные дела построены на сплетнях и интригах. Однако в случаях наличия неопровержимых доказательств, суды дают женщине развод.

Таково оружие женщины в противовес власти мужчины над нею. В конечном итоге мужчина и женщина обладают равными правами.

 

* * *

 

Итак, мы подошли к теме развода...

Существует много историй о тех бедах и несчастьях которые происходят в результате развода. Здесь обездоленные жены и дети, бесконечные конфликты и тяжбы в судах.

Тихая и спокойная, зачастую изнуренная и измученная, женщина вскармливает ребенка, ухаживает за другим, делает все, чтобы обеспечить отдых мужа и вдруг внезапно, без всякого предупреждения, получает документе разводе из рук официального представителя судьи. В чем же дело? А дело в том, что голову мужа пришла шальная мысль о другой женщине, которая показалась ему красивее, или надоела семейная рутина и ему захотелось перемен. А может быть, он попросил напиться, а жена отказалась подать ему воды или не сделала этого, потому что устала...!

Разве у женщины нет пути нейтрализовать это опасное оружие, которое необдуманно может использовать муж, посягнув на существование терпеливой женщины и тихий семейный очаг, а также на счастливое будущее, к которому стремились его дети?

Вне всякого сомнения многочисленные несчастья, о которых говорят, люди действительно существуют. Но каков же выход? Следует ли отменить развод? А как поступать с другими несчастьями, которые повлечет за собой запрет на разводы? О них хорошо знают католические государства, которые не разрешают разводов. Может ли дом быть настоящим семейным очагом, когда одна из сторон ненавидит другую, или обе они не могут продолжать совместную жизнь? Разве эта пытка должна быть вечной и спасение невозможно? Разве подобное положение не может привести к преступлению? Значит, мужу нужно заводить любовницу для любовных утех, а его отвергнутая жена должна следовать этому же примеру? Какова польза от этого детям, которые растут в такой обстановке мрака и подавленности? Здесь речь идет не просто о родительском иждивении, а об атмосфере, в которой они живут. Иначе откуда же такое количество детей обоих полов с различными отклонениями, которые жили в семьях, где родители— постоянно ссорились и конфликтовали?

Существует мнение о том, чтобы ограничить право мужчины на развод.

Что это означает? Это означает, что развод не произойдет по одному лишь слову "развод", произнесенному мужем, а должен состояться только по решению суда. При этом суд рассматривает иск со стороны мужа и иск со стороны жены с тщательным изучением вопроса. Суд производит дознание, с мужем, увещевает его и пытается примирить супругов. Может быть, вся эта процедура заставит мужи взять назад свое заявление, отказаться от желания расторгнуть узы семейной жизни. Если попытка примирения скажется безуспешной, то только в этом случае происходит развод только по решению судьи, а не мужа.

Лично я не нахожу никакого препятствия для этой процедуры, которая частично происходит в соответствии с заветами шариата в отношении опроса родных и попытки примирения супругов. Во многом польза этой процедуры сомнительна, так как предлагаемые некоторыми реформистами меры существуют реально без участия в этом суда.

Предположим, что мужчина развел жену по правилам шариата. Разве это мешает его и ее родственникам мирить супругов и восстановить брак без дополнительных формальностей? Если же развод дается вторично, то что мешает мирить их вновь, если к этому есть стремление и от этого будет польза? При условии, разумеется, воспитании мужа в виде проведения новых брачных мероприятий и выплаты нового выкупа.

Желание помириться, если оно есть, не зависит от вмешательства суда. Если это бесполезно, то что судья может сделать больше родственников и друзей?                      

Существуют "цивилизованные" нации, которые не живут по закону шариата, и где развод происходит только по решению суда после увещеваний, наставлений и попыток примирения. Каковы же там цифры разводов? В США она доходит до 40°/о, что является самым высоким уровнем в мире и превосходит даже Египет, жителей которого обвиняют в том, что они большие любители свадеб и разводов!

Экстремисты и экстремистки хотят, чтобы судья принимал решение о разводе в пользу мужчины только в том случае, если будет неопровержимо доказано, что вина лежит на женщине и что жизнь с нею, по мнению судьи, стала невозможной. К какому же сохранению женского достоинства может привести этот путь? О каком достоинстве женщины может идти речь, если она остается в доме человека, который ее ненавидит и не желает видеть рядом с собой? Утром и вечером его сверлит мысль, что жена ненавистна ему и в его сердце для нее нет места. Он игнорирует ее и поддерживает связь с другой женщиной с ведома жены.

Она что, остается в доме мужа для сплетен и интриг? Разве в этом заключается цель законодательства? Разве одним лишь только обманом можно остаться с мужчиной, который этого не желает? А женщина при этом унижается, лишена всех прав и власти! Или же она остается для воспитания детей? Для детей и их воспитания лучше, если они будут расти без матери, чем круглые сутки находиться в мрачной и тягостной атмосфере.

Нет, этим экстремисты никакого примирения не добьются!

Эта проблема не решится путем изменения законодательства, разработано в силу необходимости. И даже не Исламские народы считают его обязательным и неизбежным.

Эту проблему можно решить только воспитанием, повышением культурного, духовного и нравственного уровня всего народа. Необходимо выращивать чувства, в которых преобладало бы доброе начало, чтобы основной жизни стало дружелюбие. Мужчина должен смотреть на брак как на священные узы, которые нельзя разрывать по пустякам.

Путь воспитания долог и труден. Для его претворения в жизнь необходимо общество, живущее в условиях Ислама по закону шариата, установленному Аллахом для всех случаев жизни. Необходимы огромные и постоянные усилия в быту, школе, через кино, радио, прессу и книги. Это единственный гарантированный путь. Что же касается законодательства, то оно справедливо дает равные права сторонам; в том числе и право женщине на развод, если она убеждена в невозможности достижения согласия в своей семейной жизни.

Как бы то ни было, развод продолжает оставаться самым крайним способом решения проблей, разрешенным Аллахом.

 

* * *

 

Многоженство шариатом предусмотрено для чрезвычайных ситуаций и не типично для Ислама:

"Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной" . (ан-Ниса, 3).


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!