ИСЛАМ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 4 страница



"Мужчина обязан вести в жизни борьбу будь то с дикими животными в лесу или же силами природы в небе и на Земле. Это может быть также борьба с правительством и экономическими законами. Цель этой борьбы заключается в добывании пропитания, самозащите, защите жены и детей от нападения". "Эта функция не нуждается в преобладании эмоциональной сферы, так как это повредило бы ей и было бы бесполезным. Эмоций в течение мгновений могут резко меняться и становиться противоположными. Они не могут быть однообразными долго и часто меняют свою направленность. Это вполне соответствует изменчивым потребностям материнства, но не годится для планомерных действий, что требует стабильности и твердости в течение достаточно длительного периода времени. Здесь необходимо, в первую очередь, мышление, способное анализировать, просчитывать различные варианты и вероятные результаты. Мышление медленнее эмоций, имеющих взрывной характер. Скорость не самое главное в мышлении, а гораздо важнее оценка вероятностей и последствий, а также выбор лучших вариантов действий во имя достижения поставленной цели. Это важно как для охоты, так и для изобретательства в области техники, разработки экономических планов и политики властей, ведения войны, заключения мира и т.д. Все эти действия нуждаются в обдумывании, а переменчивость чувств вредит этом". Отсюда мужчина находится в должной обстановке, когда стремится достигнуть должной цели". "Это многое разъясняет нам в вопросе различия между мужчиной и женщиной. Становится ясно, почему мужчина склонен к стабильности в работе, которой он посвящает большую часть своих мыслей и самого себя. В эмоциональной сфере мужчина похож на ребенка, так как очень переменчив. Женщина очень стабильна в своих чувствах к мужчине. Когда она устремляется к нему, что как будто все ее существо действует в едином порыве.

В подобной ситуации женщина чрезвычайно точна и практична. Она может строить перспективные планы и упорно добиваться своих целей. Вместе с тем женщина нестабильна в работе, если только этот труд не соответствует большей части ее порывов и женственности ее натуры. Из женщин выходят хорошие медсестры, учительницы и воспитательницы. Когда женщина работает в магазине, то это также в значительной мере соответствует ее эмоциональной сфере, где она может подыскивать мужчину. Однако все эти виды деятельности не подменяют ее основной функции обрести мужа, дом, семью и детей. Как только ей предоставляется возможность исполнять свою функцию, она бросает работу, чтобы устремиться к дому. Этому могут помешать только непреодолимые обстоятельства, как, например, необходимость зарабатывать себе на жизнь".

"Однако это вовсе не означает, что между двумя полами существует непреодолимая черта и один пол не в состоянии выполнять часть функций другого пола".

"... следовательно, два пола являются конгломератом, неоднородным по своему составу. Можно найти женщину, которая великолепно справилась бы с ролью руководителя, судьи, носильщика или солдата. С другой стороны есть мужчины — прекрасные повара, домоуправы, экономы, чуткие и нежные воспитатели детей. Некоторые мужчины обладают признаками женственности и переменчивы в своих чувствах, мгновенно меняя их на противоположные. Все это предоставляется вполне естественным и закономерным результатом взаимодействия двух полов в рамках своего существования. Однако в этом нет и тени тех лживых ярлыков, которые стремятся прилепить авантюристы как прогнившего Запада так и раздробленного Востока. В своем истинном виде проблема выглядит следующим образом: являются ли указанные возможные виды деятельности женщины излишними в рамках ее природной функции, мешающими выполнять ее? Мешает ли это женщине заниматься домашним хозяйством, детьми и семьей? Мешает ли это ей стремиться к мужчине, чтобы он был в ее доме, не взирая на требования инстинкта?"

Вот теперь мы рассмотрели истинную суть различия в природе мужчины и женщины. Вернемся к вопросу разделения мужчин и женщин в Исламе.

Крупнейшим достоинством Ислама является то, что это реалистический строй, оберегающий имманентную сущность человека, который не входит в противоречие с ней и не пытается изменить ее. Ислам призывает людей улучшать воспитывать и возвышать свои качества, доходя в ряде случае до поразительных и просто фантастических результатов. Однако в своей воспитательной деятельности Ислам не стремится к изменению натуры человека, исключая возможность подобного изменения. Даже если бы это и было возможным, это не принесло бы пользы в человеческой жизни! Ислам верит, что лучшее, чего в состоянии достичь человечество, может находиться только в рамках из начальной сути человека в результате соответствующего воспитания и возвышения от уровня необходимости к уровню благородных добровольных порывов.

В том, что касается проблемы мужчины и женщины, Ислам идет своим реалистическим путем, осознавая и оценивая врожденный характер человеческой натуры. Мужчина и женщина уравниваются там, где это диктуется истинной логикой врожденного свойства, и разделяются там, где подобное разделение также продиктовано истинной логикой врожденного свойства. Рассмотрим важнейшие позиции этого разделения — наследство и опекунство.

Ислам говорит по поводу наследства: "доля мужчины равна доле двух женщин". Это совершенно правильно, так как делает мужчину ответственным за расходы. Женщина же тратит в этом случае деньги только на себя и свои украшения (за исключением тех случаев, когда женщина остается единственным кормильцев всей семьи, что случается при Исламском строе очень редко, поскольку любой родственник — мужчина со стороны отца обязан нести расходы по содержанию семьи, даже если степень родства очень дальняя). Где же здесь пресловутое угнетение, о чем шумят сторонники абсолютного равенства? Весь смысл здесь состоит в обычном расчете, свободном от каких-либо эмоций.

Обратите внимание, что женщина в целом получает треть наследства, которую тратит исключительно на себя. Мужчина получает две трети наследства, которые он тратит, во-первых, на жену, то есть на женщину, а, во-вторых, на семью и детей. Так кто же, согласно простому арифметическому подсчету, больше теряет? Разумеется, бывают исключения, когда мужчины тратят все достояние на себя лично, не вступая в брак и не заводя семью. Однако такие примеры весьма редки. Нормальным считается положение, когда мужчина тратит свое состояние на создание семьи, где есть женщина и его жена. Причем расходы мужчины на жену осуществляются не на добровольной основе, а по предписанию. Каковы бы ни были размеры личного состояния жены, мужчина может пользоваться и расходовать его лишь только взаимному согласию. В любом случае мужчина обязан содержать жену на свои личные средства вне зависимости от того, есть ли у нее деньги или нет. Жена имеет право жаловаться на мужа, если он не тратит деньги на ее содержание или же проявляет в этом совокупность. В этом случае шариатский суд взыскивает с мужа алименты или разводит супругов. Разве после этого могут возникнуть какие-либо сомнения по поводу величины средств, реально получаемых женщиной при разделе любого состояния? И можно ли в результате арифметических под счетов считать привилегией получение мужчиной двух третьей наследства? Следует учитывать те его расходы, которые женщина нести не обязана. Раздел наследственного имущества осуществить нетрудно, поскольку он происходит в соответствии с самым справедливым законом, известным в наши дни человечеству: "каждому по потребности". Мерилом потребности являются предписанные расходы. Что касается совместно нажитых средств, то здесь мужчина и женщина не разделяются, будь то заработная плата, доходы с торговли, земельные доходы и т.д. Другим критерием является равенство в труде и вознаграждении. Короче говоря, здесь не может быть не только притеснения, но даже и доли сомнения в нем. Проблема не стоит в Исламе таким образом, что ценность женщины составляет половину ценности мужчины, как это понимают люди, называющие себя мусульманами, или говорят об этом заклятые враги Ислама. Мы сами убедились, что арифметические расчеты утверждают лживость подобных суждений.

Приравнивание двух свидетельниц к одному свидетелю вовсе не означает, что ценность женщины в два раза ниже ценности мужчины. Подобная процедура призвана всесторонне гарантировать свидетельство как в пользу обвиняемого, так и против него. Учитывая, что любая женщина весьма эмоциональна, легко возбуждается и очень впечатлительна, так что различные обстоятельства дела могут повлиять на ее объективность, предпочтительно наличие рядом еще одной женщины. Если одна из чего-нибудь напутает, то вторая припомнит лучше. К тому же свидетельство может даваться по делу красивой женщины, как в ее пользу, так и против. В этом случае внешность подсудимой может вызвать чувство ревности у свидетельницы. Если же подсудимый красивый юноша, то его внешность может вызвать у свидетельницы влечение к нему или материнскую нежность. В таком случае ее показания станут сознательно или неосознанно необъективными. Чрезвычайно редко происходят случаи, когда обе свидетельницы договариваются между собой дать ложные показания, чтобы опорочить подследственного или подследственную. В таких случаях легко обнаружить злой умысел сговора и раскрыть истину! К тому же свидетельство одной женщины считается полноценным, если свидетельница дает показания по сугубо специфическим женским вопросам, в которых она профессионально разбирается.

В отношении проблемы опекунства можно сказать следующее: необходимость диктует наличие доверенность лица, на которое возлагается задача общего управления делами совместного союза между мужчиной и женщиной со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая потомство. Согласно заведенному человеческому порядку в любой структуре или организации, в рамках который действуют люди, должно находиться ответственное лицо. Иначе в любом деле начнется анархия и неразбериха, в результате чего все понесут потери и убытки. В рамках семьи предположительно опекунство может существовать в трех формах: ответственным лицом или доверенным лицом может быть мужчина, женщина либо они оба могут выполнять эту функцию одновременно.

Отбросим сразу третий вариант, поскольку опыт показал, что наличие двух руководителей в одном деле приводит к беспорядку и анархии, то есть фактически руководитель отсутствует. В Коране говорится о небе и Земле: "Если бы было на небесах и Земле божество кроме Аллаха, то все бы нарушилось". В таком случае каждое божество распоряжалось бы созданным им по своему усмотрению и между божествами начались бы конфликты на почве первенства и величия. Если подобная ситуация возможна между божествами, то что тогда говорить об обычных людях?

Психология установила, что дети, выросшие в семье, где конфликтуют родители за первенство, имеют психическое нарушения, страдают от различных комплексов неполноценности.

Остаются, таким образом, два первых предложения. Прежде чем рассматривать их, зададим вопрос: что же является главным в процессе опекунства, учитывая вытекающие отсюда последствия, — рассудительность или чувство? Если ответить на этот вопрос однозначно в пользу рассудительности, так как в этом случае доверенное лицо распоряжается всеми делами хладнокровно, не поддаваясь эмоциям, влияющим на разум и часто отклоняющим его с истинного пути, то тогда проблема отпадает сама по себе из-за отсутствия предмета спора. В мужской натуре преобладает рассудительность, а не эмоции, поскольку жизнь требует от мужчины сил для повседневной борьбы и крепких нервов для того, чтобы выстоять в этой борьбе и противостоять ее последствиям. Этот аспект важнее для опекунства над семейным домом. Кроме того, сама женщина не уважает мужчину, который потворствует ей, подчиняется во всем и не имеет своего мнения. Более того, по своей изначальной и врожденной сущности женщина будет ненавидеть такого мужчину, абсолютно не считаясь с ним. Если же речь идет о последствиях старого воспитания, которое оставляло подлинную натуру женщины на уровне подсознания, приспосабливая чувства женщины без осознания этого с ее стороны, то в качестве примера можно привести американскую женщину. После достижения полного равноправия с мужчиной американка получила возможность самостоятельного существования, однако после этого вновь отдала себя во власть мужчины, высказывая ему любезности и проявляя нежность, чтобы завоевать его расположение! Она стремится ощутить его могучую силу и броситься в его объятия, убедившись в его превосходстве над ее слабостью!

Получив право "господства" в семье в первый период замужества, женщина не осознает всей физической и моральной тяжести ответственности за воспитание детей и связанные с этим расходы. Вскоре, столкнувшись с трудностями, появление которых неизбежно, женщина отказывается от ведущей роли в семье. Она не находит в себе достаточно интеллектуальной и психологической силы, чтобы выдержать и выстоять перед лицом все новых проблем, вытекающих одна из другой.

Смысл этого заключается не в том, что мужчина угнетает женщину или творит самоуправство в доме. Твердое руководство не исключается совета и взаимопомощи, даже наоборот, подразумевает это. Успешно руководство всегда основывается на полном взаимопонимании и взаимной симпатии. Предписания Ислама имеют целью создания именно такого духа во внутрисемейных отношениях, преобладания любви и взаимопонимания над конфликтами и раздорами. В Коране говорится:

" Живите с ними достойно ". (ан-Ниса, 19).

Посланник Аллаха сказал:

"Все ваше добро — семье". (Об этом рассказал ат-Тирмизи).

Мужчина должен с добром относиться к жене, так как только этот путь истинный и праведный. Плохими же отношения в семье становятся тогда, когда душа мужчины имеет разнообразные отклонения, замутняющие источник добра, в результате чего иссякает.

"Официальные" отношения внутри семьи также стали объектом многих спекуляций, что требует пояснения.

Ряд этих измышлений касается обязательств женщины по отношению к мужчине, а другие затрагивают тему развода и многоженства.

Я полагаю, что проблема брака имеет в значительной степени личный характер. Брак, как в целом и любое общение двух людей, основывается прежде всего на личных качествах и психологических особенностях, а также степени умственного и физического развития двух сторон. Это такая сфера, для которой очень трудно разработать какой-то особый всеобщий "закон". Если в семье складывается атмосфера согласия и взаимопонимания, то это вовсе не означает, что супруги строго соблюдают какие-то "нормы" по отношению друг к другу. Часто случается, что гармония и любовь воцаряются в семье после периода ожесточенных ссор, которые выходят за рамки словесных оскорблений! Если же в семье царят раздор и склоки, то это вовсе не означает ошибку мужа или непокорность жены. Часто случается, что каждый из супругов по отдельности является идеалом человеческой личности, но оба они не сходятся характерами. Они оба горько переживают отсутствие взаимопонимания, но вместе с тем не могут достичь его.

Несмотря на это, необходим закон, который бы вершил супружеские дела. Система не может провозгласить свое всеохватывающее влияние на человеческую жизнь без регламентации в сфере этой деликатной проблемы, которая, по меньшей мере, определяла общие рамки, которые нельзя переступать. Все же конкретные личные отношения должны находиться в этих рамках.

Естественно, что супруги, между которыми существуют взаимопонимание и любовь, не будут прибегать к закону.

Счастливому браку нет нужды прибегать к тексту закона или же руководствоваться его положениями. Ведь никто из супругов не говорит себе, что закон гласит то-то, и я должен делать это, а иначе я нарушу его положения. В большинстве случаев источники удачи, как мы говорили, является сходство характеров и слияние двух половин души в единое целое в силу взаимного стремления. Счастье в браке проистекает из любви, которая в той или другой форме объединяет два сердца. Быть может, это будет "несправедливо" для одной из сторон или для обеих. Быть может, эта любовь будет даже противоречить здравому смыслу, но она будет стабильной и верной, отвечающей поставленной цели. В любом случае при наличии разногласий мы прибегаем к закону и руководствуемся его текстом, который, может быть, разрешит противоречие.

От закона требуется, чтобы он был справедливым и не ущемлял одну сторону за счет другой. Закон должен также, по мере возможности, охватывать максимально возможное число вероятных ситуаций. Вместе с тем, повторяю еще раз, закон не может предусмотреть любую вероятную ситуацию, как и его буквальное исполнение не может быть справедливым в любом возможном случае.

Рассмотрим положения Исламского закона с точки зрения обязательств жены, так как эти аспекты являются объектом всевозможных нападок и обвинений. В этом плане заслуживают внимания три момента:

— являются ли эти обязательства жестокими сами по себе?

— являются ли они односторонними?

— являются ли эти обязательства "пожизненными" без права женщины отказаться от них, если ей этого захочется?

 

* * *

 

Женщина обязана выполнять три основные предписания: быть покорной мужу на семейном ложе всякий раз, как он призовет разделить его с ней, не допускать в дом мужа неугодных людей и блюсти себя во время его отсутствия.

Первое положение требует дополнительного пояснения. Мудрость его вполне очевидна. Физиология мужчины требует периодического удовлетворения сексуального желания с тем, чтобы затем все силы посвятить своей основной трудовой деятельности и борьбе с жизненными проблемами, будучи в уравновешенном психическом состоянии.

Его половые потребности иногда могут быть завышены, особенно в молодости, когда частотность контактов увеличивается. Жена должна отвечать мужу глубокой взаимностью в сексуальной жизни, отдаваться ему душой, телом и духом в полном смысле этого, а не только в прямом физиологическом смысле[25].

Вполне естественно, что в браке удовлетворение половых потребностей происходит в комплексе с целым рядом духовных, психологических, социальных и экономических аспектов. Если муж видит, что несмотря на его настоятельные призывы, жена не отвечает ему взаимностью в сексуальном плане, он начинает нервничать. Что остается ему в таком случае? Совершить преступление вне дома? Общество этого не позволит, да и самой жене не понравится, если ее муж душой или телом уйдет к другой женщине. Какова бы ни была ситуация, вина за это ложится на жену.

Когда муж призывает к себе жену, а она не отвечает ему взаимностью, то этому может быть три объяснения: жена ненавидит мужа и избегает любого контакта с ним; жена любит мужа, но она холодна в сексуальном плане и всячески избегает интимной близости (это, скорее всего, психическое отклонение, но довольно распространенное); жена любит мужа и не избегает с ним сексуальных контактов, но на момент просьбы мужа у нее нет к этому настроения.

Первый из этих вариантов имеет стабильный характер, не зависит от времени или каких-либо действий. Здесь нет смысла продолжать поддерживать супружеские связи и лучше будет идти естественным путем к развод, а женщина имеет немало возможностей сделать это, в чем вы скоро убедитесь.

Вторая ситуация также имеет стабильный характер и происходит не по причине излишней настойчивости мужа.

Эта ситуация разрешается путем достижения четкого и принципиального соглашения: муж воздерживается от сексуальной жизни, как бы трудно ему не было, либо жена идет на жертву и соглашается на просьбы мужа, не желая разводиться с ним. Если согласие недостижимо, то супруги мирно разводятся. По закону жена должна быть покорной мужу, если он проявляет настойчивость. Это не означает диктата и насилия, а дело в том, что сфера брака естественным образом включает сексуальные отношения, а отказ жены мужу в физической близости может привести к совершению им аморальных действий или даже преступлений (он может также жениться на другой женщине, что вряд ли понравится первой жене). Однако муж не принуждает женщину оставаться в таком положении, когда она его не удовлетворяет, или же если любовь угасла в силу данного обстоятельства и перешла в отвращение. В таком случае происходит развод по причине взаимной отчужденности.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!