Задания для самостоятельной работы 3 страница



Условно методы психологической помощи делят на индиви­дуальные, групповые и семейные, которые используются в раз­личных видах этой помощи (психотерапии алкоголизма, сексу­альных дисгармоний, психотерапии семейных отношений и т. д.) и в работе с клиентом: психологическом консультировании, пси­хологической коррекции, психотерапии, психологической реаби­литации.

Выводы

1. Психология — наука, которая изучает закономерности проявления и развития психики как специфической формы от­ражения действительности. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, проявляющуюся в пове­дении и деятельности.

2. Предметом изучения современной психологии являются психические процессы (познавательные, эмоциональные, воле­вые), психические состояния (страх, уныние, бодрость, уверен­ность и т. д.), психические свойства личности (направленность, темперамент, способности, характер).

3. Современные отрасли психологии разделяются на фунда­ментальные (общая психология, психология личности, диффе­ренциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, специальная пси­хология, зоопсихология, сравнительная психология) и приклад­ные (психология труда, педагогическая психология, клиническая психология, юридическая психология, экономическая психоло­гия, политическая психология, психология религии, психология спорта).

4. Система взглядов об идейных позициях психологической науки, логике ее построения и исследования составляет ее мето­дологию.

5. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные (наблюдение, эксперимент, тестирование, контент-анализ), описательные (самонаблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, диалогическая беседа, биографиче­ский метод) и методы психологической помощи (индивидуаль­ные, групповые и семейные).

Задания для самостоятельной работы

1. Братья Стругацкие писали: «Конечно, бытие определяет сознание — это, как правило. Однако, к счастью, часто случает­ся так, что сознание определяет бытие. Иначе мы до сих пор си­дели бы в пещерах». Как вы понимаете данное высказывание? Приведите примеры в доказательство тезисов: «бытие определяет сознание», «сознание определяет бытие».

2. В рабочей тетради студента выполните практическую ра­боту № 1 (см. приложение к разделу 1): заполните карту наблю­дений (задание 1), составьте анкету с учетом основных требова­ний к ее содержанию (задание 2). Тема анкеты может быть свя­зана с любым интересующим вас исследовательским вопросом. Например: «Отношение молодежи к здоровому образу жизни», «Популярность какой-либо телевизионной программы», «Моти­вация выбора специальности» и т. д. Опросите с помощью со­ставленной вами анкеты не менее 20 человек. Сделайте количе­ственный и качественный анализ.

Контрольные вопросы

1 Сравните смысл понятия «psyche» древних философов и точки зрения современных научных представлений

2 Объясните слова Г Эббингауза «У психологии огромная предысто­рия и короткая история»

3 В чем состоит разница между научной и житейской психологией?

4 Как вы представляете взаимодействие психологии и педагогики на со­временном этапе? Что для них является общим и что специфическим?

5 Каковы методологические принципы построения психологических ис­следований? Что дает психологу и педагогу-исследователю следова­ние этим принципам?

6 Рассмотрите эксперимент как метод проверки гипотез В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите досто­инства того и другого для исследований в школе

7 Что такое тест? Какие тесты вы знаете? Каким требованиям они долж­ны отвечать?

8 Как вы представляете практическое использование знаний психологии в своей деятельности?

Рекомендуемая литература

1 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр соч М, 1982 Т 1

2 Гиппенрейгер Ю. Б. Введение в общую психологию М , 1999

3 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся М, 1994

4 Маклаков А. Г. Общая психология СПб Питер, 2002

5 Немое Р. С. Психология В 2 кн М, 1994 Кн 1

6 Петровский А. В. Введение в психологию М , 1995

7 Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию М, 1983

8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб Питер, 1999

9 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека М , 1995


Глава 2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе (с древности до XVII века)

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимизмом (от лат. anima — душа). Анимистическое мировоззрение наделяет каждый предмет душой, которая высту­пает источником движения и развития. Сновидения, галлюцина­ции, смерть — все эти факты натолкнули первобытных людей на мысль о существовании души как реального объекта в теле. Раз­вился сложный культовый ритуал отношений с душами умер­ших, воздействия на души людей и животных, общения с ду­хом — покровителем племени.

Как учение о душе психология возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве основной части философских учений. Наиболее известен вклад в психологию древнегреческих филосо­фов. Они считали, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. hyle — вещество, материя). Ги­лозоисты стали рассматривать душу (психику) с точки зрения ес­тественнонаучных законов.

Гилозоист Гераклит (530—470 гг. до н. э.) ввел идею развития как закона. Он считал, что все сущее подвержено вечному изме­нению: «Наши тела и души текут как ручьи». Гераклиту космос явился в образе «вечно живого огня», а душа — в образе его ис­корки. Познание собственной души Гераклит считал одним из достойных занятий человека. Любимое его изречение: «Познай самого себя». Произведения Гераклита были трудны для пони-


мания, поэтому даже современники называли его «темным фи­лософом».

Афинский философ Анаксагор (500— 428 гг. до н. э.) выдви­нул идею организации (системности). Он считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц и указывал, что началом, придающим процессам природы и чело­веческому поведению закономерный характер, является ум (нус).

Гиппократ (460—377 г. до н. э.) положил начало научной ти­пологии, которая была использована современными учениями об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма, душевные качества ставились в зависимость от телесных. Для медика важно было знать устройство живого организма, причины, от которых зави­сят здоровье и болезнь. Такой причиной Гиппократ считал про­порцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). «Пропорция в смеси» впоследствии была названа темпераментом. С именем Гиппократа связывают дошед­шие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвини­ческий (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), ме­ланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).

Демокрит (460—370 гг. до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем те, которые составляют физические тела. Мир по­знается через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки от­деляются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток. Демокрит также выдвинул идею причинности, впо­следствии названной детерминизмом. Это был материалист и атеист. Он постоянно занимался анатомированием трупов жи­вотных. Одно время даже жил на кладбище. «Однажды, когда какие-то юноши, — рассказывает сатирик II века н. э. Луки- ан, — захотели попугать его ради шутки и, нарядившись покой­никами, надев черные платья и личины, изображающие черепа, окружили его плотной толпой, то он не только не испугался их представления, но и не взглянул на них, а сказал, продолжая пи­сать: «Перестаньте дурачиться». Так твердо был уверен в том, что души, оказавшиеся вне тела, — ничто».

Три принципа, открытые древнегреческими учеными Герак­литом, Демокритом и Анаксагором (2,5 тысячи лет тому назад) стали основой научного способа осмысления мира, в том числе и научного познания психических явлений.

Новую особенность душевных явлений открыла деятельность философов, названных софистами — «учителями мудрости». Их интересовала не природа с ее независящими от человека закона­ми, но сам человек, которого софист Протагор назвал «мерой всех вещей». Впоследствии софистами стали называть лжемудре­цов, которые с помощью различных уловок выдают мнимые до­казательства за истинные. Но в истории психологического по­знания деятельность софистов открыла новый объект: отноше­ния между людьми. Изучение приемов убеждения, победы в словесном поединке превратило в объект экспериментирования логический и грамматический строй речи.

Сократ (470—399 гг. до н. э.) впервые рассматривал душу как источник нравственности человека. Его можно назвать родона­чальником диалектики — метода отыскания истины путем по­становки наводящих вопросов. В отличие от софистов, у кото­рых исходным пунктом было отношение человека к людям, он принял за основу отношение человека к самому себе как носите­лю интеллектуальных и нравственных качеств. Сократ был обви­нен в «поклонении новым божествам», «развращении молодежи» и приговорен к смерти. Однако для последующих эпох он стал воплощением идеала мудреца. Он говорил, что душа — психиче­ское качество индивида, свойственное ему как разумному суще­ству. Такой подход не мог исходить из мысли о материальности души, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа — Платоном, ставшим основопо­ложником объективного идеализма.

По мнению Платона (427—347 гг. до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира она идеальна. Познание — это не взаимодействие психики с внеш­ним миром, а воспоминание души о том, что она видела в иде­альном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир — лишь повод, а не объект познания.

Таким образом, в философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные точки зрения на психику: материалистическая (линия Демокрита) и идеалистическая (ли­ния Платона).

Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета психологических исследований. Аристотель (384—322 гг до н. э.), величайший древнегреческий ученый, выделил расти­тельную, животную и разумную души. Этим разделением была


подчеркнута специфика психики человека, и психическое стало соотноситься с внут­ренним миром: познанием, переживания­ми, поступками. Вершиной античной пси­хологии является работа Аристотеля «О душе», которая стала первым в мировой литературе систематическим исследовани­ем души. Аристотель представил картину устройства, функции и развития души как формы тела: разумная душа идеальна, от­делима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздуш­ного пространства.  Аристотель

Лукреций (99—55 гг. до н. э.), ученик Эпикура (последователь Демокрита), считал, что дух — это не то же самое, что душа. Душа, разновидность материи, активна, дея­тельна, способна подчинить себе тело, состоящее из более гру­бой материи. Он категорически отвергал мысль о том, что вся природа пронизана разумом. Есть только атомы, учил он, дви­жущиеся по естественным законам, из которых нужно выводить и сам разум.

Таким образом, в античной науке можно встретить самые раз­личные взгляды на сущность души:

• душа как искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется, как ручей (Гераклит);

• душа как соединение атомов (Демокрит);

• душа как результат смешения трех жидкостей: крови, жел­чи, слизи (Гиппократ);

• душа как целостное образование, возникшее благодаря «нусу» — разуму (Анаксагор);

• душа как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);

• душа как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);

• душа — соединение движущихся как спонтанно, так и за­кономерно атомов (Эпикур, Лукреций) и др.

Представления о душе в период средних веков (VI—XVI вв.) оказываются под влиянием религиозных учений — христианства и ислама.

На заре средних веков приобретает известность христианский мыслитель Августин (IV—V вв.). С его точки зрения, душа — это орудие, правящее телом, основу же ее составляет воля, в которую воплощена воля божественная. Наиболее яркие представители арабоязычной науки IX—XII вв. (Авиценна — 980—1037, Альга- зен — 965—1039, Аверроэс — 1126—1198) отстаивали точку зре­ния об обусловленности психических явлений телесным субстра­том. По мнению Аверроэса, прозванного великим комментато­ром Аристотеля, душа смертна, как и тело, бессмертен лишь разум, ибо он имеет божественное происхождение.

Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении ка­толического философа и теолога Фомы Аквинского (1226—1274), которое в свою очередь легло в основу томизма (от лат. имени Фомы — Thomas). Однако Фома отстаивал существование одной истины — божественной, а не двух, как Аверроэс, — божествен­ной и земной. Душа бессмертна и является чистой формой, ко­торая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и ис­точник существования тела.

Итак, развитие психологических знаний в рамках учения о душе отмечено следующими явлениями:

• идеалистическим и материалистическим подходами к по­ниманию сущности души;

• целостным и анатомическим подходами к структуре психи­ки;

• статическим и динамическим подходами к форме сущест­вования души.

2. Представления о психике в философских учениях (XVII век — середина XIX века)

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли внесли открытия механики. Ее понятия и объяснительные прин­ципы создали геометро-механическую (Галилей) и динамиче­скую (Ньютон) картины природы.

Французский философ Р. Декарт (1596—1650) одним из пер­вых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозгу человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма

на внешнее воздействие. Тело может только двигаться, душа только мыслить. Принцип работы тела — рефлекс, души — рефлексия. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и челове­ка. Однако он не нашел естественно-на- учного объяснения душевным явлениям. Декарт определил самонаблюдение (ин­троспекцию) как основной метод психо­логии. В дальнейшем (в XVIII и XIX вв.) внутренний мир человека изучался чаще

ВСегО Именно ИНТрОСПекТИВНЫМ методом.                                      Декарг

Начиная с Р. Декарта понятие «душа» по­степенно отождествляется с разумом: «Я мыслю, следовательно, я существую...».

Одним из первых оппонентов Р. Декарта стал Б. Спиноза (1632—1677). Он не разделял взглядов на организм как на маши- нообразное устройство, считая, что механический детерминизм ограничивает объяснение психических явлений. Учение о чело­веке как целостном телесно-духовном существе было развито в его главном труде — «Этика». В многообразии чувств (аффектов) он видит многообразие побудительных сил, влияющих на пове­дение человека. Спиноза выделяет три главные побудительные силы: а) влечение, б) радость, в) печаль. Он отмечает, что ра­дость увеличивает способность тела к действию, тогда как пе­чаль ее уменьшает, то есть состояние души влияет на телесные действия.

Т. Гоббс (1588—1679) считал психику движением материаль­ных субстанций, в основе которых лежат законы ассоциаций. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психи­ческий образ вызывает у человека именно такое представление, а не другое, было известно со времен Платона и Аристотеля. «Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленно­го», — говорил Платон. Это ассоциация по смежности. Оба объ­екта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного повлекло за собой образ другого. Аристотель дополнил это описание указанием на два других вида ассоциаций (сходст­во и контраст). Гоббс первым придал ассоциации силу универ­сального закона психологии. До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. rationalis — разумный). Основой по­
знания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За ос­нову познания был принят опыт, а рационализму противопостав­лен эмпиризм (от греч. empeiria — опыт). Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Д. Локк (1632—1704) утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного, согласно учению Д. Локка, — это «чистая доска» (tabula rasa), на которой опыт пишет свое содержание. В опыте он выделил два источника: ощущение и рефлексию. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представ­ления, чувства и т. д.), какими они являются «внутреннему взо­ру» наблюдающего за ними субъекта.

Английский ученый Д. Гартли (1705—1757), развивая идеи Д. Локка, стал одним из основоположников ассоциативной пси­хологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь од­них психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Гартли, строится на основе ассоциирования (связыва­ния) друг с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универ­сальный принцип объяснения психической деятельности.

На развитие психологии и понимание механизмов психики оказала влияние философия Г. Лейбница (1646—1716). Он ввел в психологию, наряду с понятием «сознание», понятие «бессозна­тельное». На вопрос о том, как соотно­сятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, из­вестной как психофизический паралле­лизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психи­ки от телесных воздействий — это иллю­зия. Душа и тело совершают свои опера­ции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует пре­дустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают д. Локк                                одно и то же время, так как запущеныс

величайшей точностью. Доктрина психофизического паралле­лизма нашла многих сторонников в годы становления психоло­гии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессоз­нательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.

Французские философы и естествоиспытатели Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), К. Гельвеций (1715—1771) и Э. Кондильяк (1715—1780) впервые разработали идею социаль­ной детерминированности психики человека, согласно которой развитие психических качеств происходит под влиянием соци­альной среды. Однако связь индивида с обществом была рас­крыта позже К. Марксом и Ф. Энгельсом. Создание ими научной материалистической диалектики обобщило передовые идеи, вы­сказанные философами-материалистами.

Для великих ученых XVII века научное познание психики исходило из обращения к телесному устройству. Но представле­ния об устройстве и функциях организма были крайне скудны­ми. Приверженцы эмпирической психологии ограничивались описанием ощущений, ассоциаций и т. д. как фактов внутренне­го опыта, забыв о родословной этих понятий.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 820; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!