Спор Паскаля и Ноэля о пустоте и теле 2 страница
141 |
Теории пустоты в физике XVII столетия
§11. Пустота как интервал
Мы недаром назвали пустоты интервалами и промежутками, ибо у Симплиция Стратону прямо приписывается определение пустоты как διάστημα78. Как известно, это термин пифагорейцев, который в античных теориях музыки служил для обозначения интервала. Обследование термина в этой плоскости завело бы нас слишком далеко, но поскольку древняя теория музыки определялась в своей основе общими учениями о числе и количестве, некоторый материал должен быть нами использован. Я прежде всего сошлюсь на различение протяжения и интервала, которое фигурировало в старых теориях. В своем интересном «Музыкальном словаре» Ж.-Ж. Руссо79, вряд ли выдумывая от себя и передавая новые воззрения, так определяет йtendue и intervalle: «Протяжение (йtendue) есть различие двух данных звуков, имеющих между собою промежуточные»; «Нет расстояния... в котором нельзя было бы вставить бесконечное число промежуточных звуков... из чего следует, что протяжение... делимо до бесконечности, подобно времени и пространству». Наоборот, интервал есть «разница двух звуков». «Отличие его от расстояния в том, что он рассматривается как неразделенное (indivisйe), a протяжение — как разделенное (divisйe). В интервале рассматриваются лишь крайние элементы, в протяжении предполагаются элементы промежуточные»80. Наконец, есть интервалы простые (diastemes) и сложные (образующие systиme). Говоря иначе, интервалы аналогичны целым числам, протяжения — непрерывным величинам. Древность81 различала последовательное (έφίξής), соприкасающееся (άπτόμΐνον) И Непрерывное (συνεχε?)· В промежутке между элементами последовательности нет ничего сходного с ними (таков ряд целых чисел), в соприкасающихся границы элементов — вместе (αμα), в непрерывных — границы составляют одно (τα έσχατα εν). Это-то отсутствие чего бы то ни было в промежутке элементов последовательности и есть пустота, диа-стема, интервал. Попытка введения понятия vacuum disseminatum Стратоном, таким образом, оказывается попыткой трактования тел не по типу учения о непрерывности, а по типу учения о числах. Как известно, эта традиция гораздо древнее Страто-на, своеобразного реформатора перипатетизма. В числовом атомизме пифагорейцев и материалистическом атомизме Демокрита — уже есть проведение этого воззрения. Для пифагорейцев тела слагаются из точек, между которыми — апейрон, диастема, пустые промежутки. Известно, как пифагореец Эврит, пытаясь показать, что фигура человека определяется числом 250, располагал 250 камешков, образующих контур человека. Спор о вакууме в XVII веке, таким образом, коренился, как видим из всего исторического фона, в еще более общей и глубокой проблеме, нежели спор о физическом и геометрическом в их взаимоотношении, — это был вопрос о прерывном и непрерывном и о путях математического трактования тел.
|
|
|
|
§ 12. Итоги
Теперь только и может нам вырисоваться в своих отчетливых общих чертах ход
Поров XVII века. Уже из сказанного ранее можно видеть, что в первоначальных
еориях, как в эмбрионе, не обособились еще элементы различных сфер и различ-
го порядка. Всмотримся теперь немного пристальнее: прежде всего было недос-
точно расчленено общее учение о воздухе. В старой физике и медицине воздух
Ыслился как универсальная одушевленная среда (вспомним характерное учение
Теории пустоты в физике XVII столетия
143
|
Диогена Аполлонийского) и нес большинство функций эфира новой физики (так, не только звук, но и свет передавался воздухом)82. Опыты с безвоздушным пространством отняли у него эту роль, и ряд соображений общего характера (ср. § 6), особенно развитие оптики (Гримальди, Ньютон), требовал допущения нового гипотетического тела — эфира. Так произошло расслоение воздуха древних на воздух собственно и эфир. Одновременно с этим шло постепенное расслоение явлений, связываемых со «страхом пустоты», на явления, связанные с воздушным давлением, явления капиллярности, шире — явления сцепления. В теории Фабри-Цукки и Ли-нуса «страх пустоты» превращается в силу притяжения и применяется к обоим классам явлений. В дальнейшем происходит расслоение, и преобразованный в vis attractiva страх лустоты перекочевывает в должную область и на должное место — его мы узнаем в силах тяготения и силах сцепления позднейших механик и физик. Что же касается общих вопросов и общих мотивов спора, то они, как мы пытались показать, опирались уже не на те или иные отдельные факты и опыты, а основной свой пафос полагали в основных и принципиальных проблемах физической методологии: спор шел о соотношении пространства и тела (материи), во-первых, и о путях математического трактования тела, во-вторых (теория Vacuum disse-
|
|
minatum).
«Пленисты», не отделяя протяжения от физического тела, в тех случаях, где можно было предположить вакуум, допускали гипотетическое тело (например, в барометрической пустоте). «Вакуисты» мыслили протяжение без тела, как пустое вместилище тел. На последней позиции выработалось учение о беспредельном абсолютном мировом пространстве до тел, тогда как «пленисты» утверждали, что там, где нет никаких тел, там нет и пространства, т. е. вообще ничего нет (например, за пределами Вселенной). Вместе с тем понятие вакуума бралось в другом смысле (vacuum disseminatum) — его допускал и смягченный «пленизм». Здесь спор шел о сплошном и дискретном строении тел. Интересно заметить, что в XX веке в новой обстановке и новом контексте возродился спор XVII-ro. Принцип относительности откинул и эфир «пленистов», и вакуум (беспредельное абсолютное пространство) «вакуистов». Геометрия оказывается частью физики, и старые «пленисты» были правы. Но поскольку откидываются и гипотетические тела (эфир и т. д. «пленистов»), ставится вопрос о том, как мыслить самую структуру тел, т. е. вопрос переносится сразу в ту сферу, которая была очерчена в последних §§. Если даже оставить в стороне всегда поверхностные исторические параллели, то все же придется признать, что не опыты, перечисленные в § 2, привели «вакуистов» к их воззрениям: эти воззрения диктовала их метафизика пространства, восставшая на наивно-реалистическую концепцию античности. Для античности существовали только эти вещи, эти тела (даже гипотетические тела мыслились вначале совершенно такими же), в новой метафизике наряду с ними встало таинственное абсолютное пространство, вещь sui generis. Словом, вакуисты были более метафизиками, чем их противники, — таков один из парадоксальных выводов, к которому приводит изучение исторических фактов.
|
|
ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В ТЕКСТЕ
Cim (Ρ) — Труды Академии del Cimento (основанной в 1657). Saggi di naturali esperienze fatte пе1Г Ас. del С. 1667 (г. 1692, 1780), лат. (Tentamina etc.) 1731. Беру по Poggendorf. Geschfichte der Physik. Lpz., 1879.
D — Boy le R. A dйfense of the doctrine touching spring and weight of the air (1662) // Works in 6 volumes. T. II. London, 1772.
EL — Pascal B. Traite de l'йquilibre des liqueurs. 1653 (напечатано в 1663).
EM — Schott G. Experimentum novum Magdeburgicam (приложение к ΜΗ).
M — Schott G. Magia universalis naturae et artis. Pars III. Mathematica. Bamberg, 1658.
ΜΗ — Schott G. Mechanica hydraulico-pneumatica. Frankfurt, 1657.
PA — Pascal В . Traitй de la pesanteur de la masse de l'air. 1653 (напечатано в 1663).
PV - Noлl E. Le plein du vide. 1648.
SA — Boyle R. New experiments physico-mechanical, touching the spring of the air (1660)//Works. T. I. 1772.
Te — Schott G. Technica curiosa. 1664.
V — Pascal B. Nouvelles expйriences touchant le vide. 1647.
VS — Guericke 0. von. Expйrimenta nova (ut vocantur) Magdeburgica de vacuo spatio. 1663 (напечатано в 1672). 3-я книга (экспериментальная) переведена на немецкий язык Dannemann'oM (Ostwalds Klassiker der exakten Wissenschaften. Nr. 59. Lpz., 1894).
Трактаты Паскаля, трактат Ноэля и их переписка помещены в Oeuvres de Pascal. P., 1819 (том 4-й). Этим изданием я и пользуюсь. Трактаты Герона и Филона я цитирую по изд. Heronis Alex. Opp. t.l, ed. Schmidt. Lpz., 1899; «Discorsi» Галилея — по немецкому переводу Oettingen'a (Ostwalds Klassiker der exakten Wissenschaften. Nr. 11. Lpz., 1907). Римская цифра означает книгу, арабская—главу (если нет особых указаний: например, при цитировании «Введения» Герона I, р. 8 означает I книгу, 8 страницу). Арабская цифра без римской означает всегда страницы, если только нет особых обозначений: например, с. и §.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie, Bd. XIV. (Wohlwill Ε. Die Entdeckung der Beharrundsgesetzes // Zeitschrift fьr Vцlkerpsychologie. Bd. XIV. S. 365-410; Bd. XV. S. 70-135; 337-387.)
В сб. Congrиs international de philosophie. Genиve, 1905. 3 Principien der Wдrmelehre. 2te Aufl., Lpz., 1900 и «Механика», рус. пер. СПб., 1909.
В отношении ориентирующих справок хронологического и библиографического характера я пользовался историями физики Поггендорфа, Уэвелля, Розенберга, Любимова и др.
Герике узнал об опытах Торричелли лишь в 1653 г. в Регенсбурге — от капуцина Валериана
Magnus'a, т. е. уже после смерти Торричелли (1647).
[«Множество раз после этого в разных местах выдающимися мужами [был этот опыт] повторен»
(лат.).] — Примеч. Д. Баюка.
В приложении к «Philosophia universa», 1646. Ср. его рассуждения на «барометрические» темы
в Dialogi physici 1665 и 1669 года.
Le plein du vide. 1648.
De corporum inseparabilitate. 1662.
Reflex, physico-mathem. [Видимо, тут имеются в виду либо Cogitata physico-mathematica, in quibus
tarn naturae quam artis effectus admirandi certissimis demonstrationibus explicantur... Parisiis, 1644, либо
Novarum observationum physico-mathematicarum. Parisiis, 1647.] — Примеч . Д . Б .
Philosophia naturae. [Точное название этой книги: Cursus philosophicus, concinnatus ex notissimis
cuique principiis, ac praesertim quoad res physicas instauratus ex lege naturae, sensatis experimentis passim
comprobata, autore R. P. F. Emanuele Maignan. Tolosae: apud R. Bosc, 1653.] — Примеч . Д . Б .
1586-1670. Nova de machinis philosophia, [1649].
Теории пустоты в физике XVII столетия
145
18 19
20 21
22 23 24 25 26 27 28
Delicia Physico-Mathematica.
Может быть, в XVII веке только у мистика-каббалиста Φ. Μ. Ван-Гельмонта (сына) мы нашли бы следы этих анимистических воззрений. Описывая вариант опыта № 4Ь/Э и опыт № 2а, он заключает: «Daraus mon denn leichtlich annehmen kann, was vor ein herrliches Geistliches wesen Gott in die LufTt (по Гельмонту—в трубке и сосуде не пустота, a edelster Kern der Lufft) gepflantzet hat, dass alle so schwere corper so leichtlich regieren und bewegen kann» (Kurtzer Entwurf des Eigentlichen Natur-Alphabets. Saltzbach, 1667. S. 75).
Паскаль 270: «Природа сотворенная, не будучи одушевлена, не способна испытывать страсти; следовательно, это выражение метафорично». У Шотта M 524: «Отвращение к пустоте (fuga) или страх пустоты (metus) — говорится лишь метафорически». «Spiritus seu halitus e mercurio»(M 543-545; Тс IV 5 3).
M 548.
«Minor aut major quantitas subtilis humoris seu spiritus»(M 549).
De corporum inseparabilitate. 1662. Ему отвечал Бойль в D (1662).
«Extremely thin substance» (D II 1).
Один из основных аргументов Линуса — втягивание пальца (ср. № 4'): это доказывает, что не давление воздуха поддерживает столб, а внутренний «funiculus, cujus superior extremitas digito affоxa,
eum sic intra tubum trahit» (D I 3; cp. D I 4).
D II 1 (p. 135).
«An unintelligible hypothesis of attraction», как называет эти понятия Бойль (р. 178).
«De vi repercussionis et motionibus a gravitate pendentibus».
«Pensieri physico-matematici supra alcune esperienze intorno diversi effetti di liquori» (1667). «De Nili et aliorum fluminum origine» (1666). «Physica in X tractatus distribuita» (1671).
Розенбергер в своей «Истории физики» утверждает, что Фабри объясняет капиллярность воздушным давлением. У меня не было в руках физики Фабри 1671 года, но, судя по изложенной его теории на основании Тс (1664), вероятнее, что он и явления капиллярности, и явления барометрические объяснял одинаково теорией vis retentiva. Впрочем, он мог, как и Шотт, переменить воззрения в 1671 г.
Ее можно вскрыть в основе спора Ноэля и Паскаля (1648) и проследить вплоть до появления VS (1672) и дальше. V45, 46, 57.
Так озаглавлен и его трактат: «Demonstration ocularis loci sine locato». : Начало этой теории положено Фракастором (1483-1553), развитие дано Гильбертом («De mag-
nete», 1600).
1 В VS много об «истечениях» вещей, которые Герике сближает с воздухом. Ср. всю четвертую книгу, особенно 1; также III 1; Ш 9.
4 Паскаль 67-68.
5 Ср. PV 104 к варианту опыта № 4Ь./?: при выкачивании воздуха через поры сосуда проникает эфир,
который удаляется при открытии доступа воде.
6 Паскаль 129.
17 Ср. Паскаль 62-63.
18 Паскаль 80.
19 Паскаль 81.
40 Ср. Декарта (Princ. II 18) с Ноэлем у Паскаля 62-63.
41 VS II 3.
42 Письмо от 22.07.1656. Тс II 30.
4J Exotericarum exercitationum liber XV. De subtilitate ad H. Cardanum. 1557. «Книга 15-я» помечено для
импозантности: 14-ти первых не существует. Я пользовался изданием 1620 года. 44 Ех. V 2.
45 46
48 49 50 51
Arist. Phys. IV 1.
Ср. Aлtius. Placita I 20: стоики и Эпикур различают пустоту (κενόν) — отсутствие тела, место (tottos) — то, что телом занимается, и вместилище (χώρα, capacitas) — то, что телом наполняется (например, бочка вином). Опираясь на эту справку, скажем, что тотгос Аристотеля есть χώρα стоиков, a κενόν (vacuum) Скалигера — стоический τότΐ-os. Интересно, что пространство без тел у Sext. Emp. Pyrrd. Hyp. III 16 сближается с Хаосом. Первоначально Хаос мыслился как пустота (это толкование восходит к Arist. Phys. IV 1), т. е., по-видимому, как пустое ничто, а затем так же, как и vacuum, приобрел своего рода реальность (rudis indigestaque moles y Ov. Met. I 7). Такова судьба всякого отрицательного понятия, неизбежно получающего в конце концов положительную характеристику.
«Opera omnia» Гассенди в 6 томах появились в 1658 г. При дальнейшем изложении я пользуюсь книгой: Bernier. Abrйgй de la philosophie de Gassendi. 1678. T. 1.
Bernier. 4.
Bernier. 27.
Письмо к Ноэлю 76-77.
Frg. 24 пер. Маковельского «Досократики», ч. III. Ср. VS III 6, где разбираются pro и contra: если
да, — то там есть пространство, если нет, — то там есть препятствующее тело.
В «Iter extaticum coeleste» А. Кирхера (2-е изд. 1671) в гл. «De spatio imaginario» по поводу этих теорий настойчиво повторяется: за пределами ничего нет, никакого бытия. Nihil est nihil — повторяется несколько раз весьма решительно. Как можно судить из цитат в VS I 35, и некоторые сторонники теории spatii imaginarii считали, что оно не есть ни ens reale, ни ens rationis, но отличие от ens reale видели в том, что оно — предвечно, тогда как реальные вещи имеют начало во времени, следовательно, предвечное пространство (прототип sensorium Dei Ньютона) не есть nihil absolutum, все же реально.
Дальнейший материал я беру из мало известного исследования Cohn'a «Geschichte des Unendlichkeitsproblem im abendlдndischen Denken bis Kant» (Lpz., 1896). Zodiacus vitae. 1527/28. О нем: Barach (Philos. Monatshefte. Bd. XIII. S. 41). Cp. VS II 5, где дается равенство Aether = Coelum = Spatium. «Physicarum libri octo in totidem acroamaticos libres Aristotelis» (1565). «Exercitat. Philosophica» (1620).
Не смешивать с упоминавшимся в § 4 Магнанусом или Маньяном. «Democritus reviviscens sive de atomis» появился в 1646 году. «A treatise on the nature of bodies» (1644).
Cm. VS II 1. Вся первая книга VS есть сводка различных астрономо-космологических теорий, тем же вопросам посвящены 5, 6 и 7 книги.
О нем см. старое исследование Nauwertk'a «De Str. Lamsaceno» (1836) и содержательную монографию G. Bodier «La physique de Straton de Lamsaque» (1891), которой я в дальнейшем пользуюсь.
Diod. L[ib.] V 59.
Ьber das physikalische System des Stratons. Sitzungber. derBerl. Akad. 1893. Iter Halbband. S. 101-127.
κατά βραγύν παρέσπαρτα τοις σώμασίν y Galen, t. IV, p. 774, ed. Kuhn.
Время беру по Tittel'io из его статьи о Героне в «Real-Enc[iclopaedie]. Pauly-Wisswa», Bd. VIII.
Историю печ[атных] текстов и переводов см. у Schmidt'a в Suppl. к Her. Alex. Opp. t. I, p. 118-137.
Наиболее популярен был лат. пер. Коммандино 1575 (и 1583,1680), от которого исходят итал. пер.
Aleotti (1589-1647), Gerogi (1592) и нем. пер. 1693 (1688). Первый лат. пер. некоторых эксцеритов
дал G. Valla (tl499) без упоминания имени Герона в своем труде.
Цитирую по Opera omnia (1707).
§ 5 и 14.
§10, 14 и 28.
«Receptaculum exhalatuum» (§ 15).
Нечто «между воздухом и материей» (§ 20).
§21.
§27 и 31.
Теории пустоты в физике XVII столетия
§ 30.
Герике (в VS II) не различает этих подразделений и пишет: «Если допустить избежание пустоты,
то необходимо допустить существование пустоты; не было бы пустоты, не могло бы быть и избежа-
ния ее».
Discorsi, первый день, 20-26.
См. Aristoteles. Mechanica. § 24. Об этом paradoxum ciclometricum много у Шотта в M и у Бойля в D.
Simpl. Phys. 140. P. 601. Diels; Bodier. Op. cit. P. 60.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!