Основные теории на почве опытов
Посмотрим теперь на те теории, которые строились, и споры, которые разгорались на почве изложенного материала (№ 1—11 и № Г—7').
Эпоха 50-х и 60-х годов XVII столетия ознаменовалась в связи с изложенными опытами появлением целого ряда физических и полуфизических-полуфилософских трактатов на тему de vacuo. Это заглавие носят забытые трактаты Deusing'a (1661), P. Casatus'a, Chytraeus'a, M. Comaeus'a, H. Fabri7 и др. На ту же тему пишет свою брошюру противник Паскаля Ноэль8 и противник Бойля Фр. Линус9. Ей же посвящают в своих общих трудах отделы Мерсенн10, Э. Маньян (Magnanus = Maignan) ", Цукки (Zucchius)12, Гарсдорфер13 и др. Было бы неблагодарным трудом в пыли библиотек разыскивать эти заброшенные трактаты и подвергать их длительному и пристальному исследованию. К счастью, мы имеем труды малосамостоятельного, но добросовестного и вдумчивого систематизатора той эпохи — Каспара Шотта, ученика и друга А. Кирхера; в этих трудах (ΜΗ, Μ и Тс) мы встречаем не только первое описание опытов Герике (о чем мы уже говорили) и опытов Бойля (из SA), но и подробные и точные ссылки на большинство названных трактатов. Если бы вдруг уничтожилась вся физическая литература XVII столетия, кроме трудов Шотта, то по ним мы могли бы составить достаточно обширные сборники фрагментов, вроде тех, которые мы в отношении древних физиков составляем по Placita Аэция или комментариям Симплиция — богатейшим историческим кладезям античности. Поэтому-то, если еще присоединить к трудам Шотта классические труды Паскаля, Герике и Бойля, то на основании этих материалов могут выразительно вырисоваться лицо эпохи и главные этапы развития спора «вакуистов», признававших пустоту в природе, и «пленистов» или перипатетиков (также картезианцев), защищавших «страх пустоты» в том или ином его виде.
|
|
Обычный (самый обычный) аргумент против «страха пустоты» заключался в том, что это понятие — мифично, анимистично, метафорично, ничего не объясняет (нельзя же ведь воображать в насосе присутствие испуганного существа, терроризируемого пустотой, которое ради избежания ее тянет вверх воду, ртуть и т. д.)> но если, быть может, такое представление и породило психологически первоначальное представление о страхе пустоты, то позднее оно все более затушевывалось, и мифический (анимистический) образ обнаруживал тенденцию превратиться
в наукообразный термин и.
Любопытно и показательно, что в эпоху Паскаля и противники «страха пустоты», и его защитники соглашались в том, что слово «страх» следует понимать лишь условно, метафорически15. Со времени опыта № 1 стало возможным говорить о предельной высоте и предельном значении страха пустоты — стало возможным измерять страх пустоты. Это понятие обнаружило уклон ассимилироваться со всеми прочими движущими силами механики, превратиться в силу притяжения sui generis· Если Герике, опровергая № Г-6', истолкованные с точки зрения страха пустоты,
|
|
мог просто ссылаться на опыт № 1 (предельная высота жидкости), то такая ссылка била мимо модифицированной теории, признававшей horror vacui как некую конечную притягательную силу. Эта новая концепция отчетливо выявилась в теориях Цукки и Фабри — противников «вакуистов». Они подчеркивали, что Торричеллиева пустота не есть vacuum в строгом смысле слова, а наполнена парами ртути16. Эти пары имеют притягательную или удерживающую столб ртути силу (vim eductivam seu retentivam). Предельная высота поднятия объясняется тем, что столб ртути в данном случае уравновешивает эту силу (т. е. vis retentiva или horror vacui) ". Опыт № 2 объясняется переменностью количества тонких паров, варьирующего от условий 18. В том же духе объясняются и дальнейшие опыты. Нетрудно видеть, что здесь, как и в теории давления воздуха, вопрос сводится к тем же законам равновесия, но уже не между давлением воздуха и столбом жидкости, а между столбом жидкости и «страхом пустоты», понимаемым как притягательная сила паров, не допускающая пустого пространства между телами. Дальнейшее оригинальное развитие эта теория получает у противника Бойля Фр. Линуса19.
|
|
По теории Линуса тонкие нити ртутных паров20 — funiculi удерживают ртуть в трубке21. По поводу № 7' (решета весталки) Линус замечает: «Непосредственное основание, почему вода в этой садовой лейке, сверху закрытой, не выливается, — не есть боязнь пустоты; его основание — в том, что мы только что указали: что нет достаточного груза для того, чтобы разорвать связь, благодаря которой вода сцепляется (adhaereat) с крышкой закрытой лейки»22. В фуникулярной теории Линуса, таким образом, еще более наглядно (нити притяжения), чем у Фабри и Цукки, проступает замена сил давящего воздуха силами сцепления и притяжения23. Дабы яснее понять мотивы этой, на первый взгляд, странной теории, надо напомнить, что в эту эпоху от круга явлений, связанных с давлением воздуха, не отделялись такие явления, как упоминавшийся № 2, и, что особенно важно, явления капиллярности. Систематическое изучение явлений капиллярности начинается именно в эту эпоху. Ею занимаются Дж. Борелли (1608-1679) 2\ Монтанари (1633-1687)25, Ис. Фосс (1618—1689)2б и уже известный нам Фабри27. Для объяснения капиллярности Борелли вводит представление о частицах с гибкими ветвями, представляющими одноплечий рычаг, точка опоры которого — в стенке трубки (funiculi Линуса!). Фабри связывает явления капиллярности с теми, которые мы объясняем давлением воздуха . Такова модификация теории horror vacui, возникающая в результате новых опытов. Horror vacui превращается в силу сцепления и притяжения, противящуюся Разрыву связи между телами. Но и эта формулировка не окончательная и не характерна для всего спора «пленистов» и «вакуистов». Так, Шотт в Тс отказывается от теории Фабри—Цукки и переходит на позицию, исходящую из давления воздуха, но продолжает борьбу с вакуистами, которую начал в M H и M. Спор переходит на принципиальную почву: можно ли оперировать с понятием пространства, не занимаемого никаким физическим телом, как с чем-то физически реальным. Собственно, эта тема уже с самого начала лежала в основе спора29.
|
|
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!