Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности по музыке для младших школьников



 

Музыка – один из самых демократичных видов искусства, а пение - самый доступный вид исполнительства. В нём наиболее полно проявляется дух сотворчества автора музыкального произведения, личностей педагога и ученика, ведущее значение приобретает потенциал личности ребенка, его потребность и способность к творчеству, самореализации.

Главным принципом работы с детским музыкальным коллективом становится умелое сочетание обучения: развитие общих музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности, музыкального воспитания: формирование сознательного отношения к искусству, любви к музыке, пению, расширение кругозора и непосредственно исполнительства. Таким образом, предполагается личностно ориентированный подход к комплексному освоению эстрадно-песенного материала [37, с. 119] .

Основная задача педагога – создать в коллективе непринужденную, творческую атмосферу, дать почувствовать каждому ребенку, что на него направлено благожелательное, но требовательное внимание.

При записи в студию учитываются личностные предпочтения детей, стремление к эмоционально-образному самовыражению. Приветствуется, но не является обязательным, наличие музыкального слуха и чувства ритма.

В студии проводятся индивидуальные, малогрупповые и групповые занятия.

Учебной основой всех форм занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, а также произведения вокальной литературы. Основной пласт материала - это современная эстрадная музыка, позволяющая овладеть стилистически разными манерами исполнения.

Задачи, поставленные перед детьми, усложняются постепенно. Распределение тематического материала по полугодиям и годам обучения, а также по степени его сложности планируется с каждой группой и каждым солистом индивидуально.

Общая схема занятия выглядит примерно следующим образом:

Организационный момент (музыкальное приветствие)

Певческая установка и певческая позиция. Работа над дыханием. Распевание (работа над развитием вокальных навыков ансамблевого пения (в группе) – ритмическим, динамическим, дикционным и т.д.)

Работа над произведениями различных жанров. Выработка собственной манеры исполнения (для солистов). Работа над образом. Задания для развития общих музыкальных способностей. Творческие задания. Движения под музыку (своё пение). Работа с техникой (микрофонами, фонограммами и т.д.).

Занятия вокальной студии предполагают интеграцию музыки, литературы, живописи, элементов танца. Такое комплексное освоение искусства развивает фантазию, артистичность, мышление учащихся, то есть формирует универсальные способности, обеспечивающие самореализацию в различных сферах деятельности.

Можно выделить 2 основных направления в обучении детей в студии: вокально-хоровая работа (собственно само занятие) и концертно-исполнительская деятельность (выступления на сценических площадках различных уровней).

Таким образом, при организации работы вокальной студии следует руководствоваться следующими принципами:

- единство художественного и технического развития пения;

- постепенность и последовательность в овладении мастерством пения - от простого к сложному;

- гармоническое воспитание личности;

- личностно ориентированный подход, в том числе создание ситуации успеха для каждого члена коллектива;

- соразмерность нагрузки уровню вокальных данных и состоянию здоровья учащегося.

Особенности занятий с учащимися начальной школы

Характерная особенность учащихся этого возраста – наглядно-образное мышление. Значит, все элементы занятия: показ педагога, его речь, образы музыкальных произведений, задания - должны быть обязательно эмоционально окрашены. Кроме того, для младшего школьника огромное значение имеет игровая деятельность. Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Также игра необходима ему для выхода избыточной энергии, реализации инстинкта подражания, тренировки навыков, необходимых в серьёзных делах, удовлетворения потребности в отдыхе и разрядке, реализации стремления к соперничеству и главенству, компенсации вредных побуждений и невыполнимых в реальной жизни желаний. Другими словами, ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре могут формироваться его эстетические потребности.

 «Вхождение» в музыкальное творчество и выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ребёнок включается в игру, естественнее взаимодействует с ними, воспринимает музыку гораздо внимательнее и полнее, чем наедине с взрослым.

Музыкально-дидактические игры

Игры могут быть направлены как на развитие общих музыкальных, вокальных способностей детей – мелодического слуха, дикции, так и личностных качеств ребёнка, в частности способности к коммуникации.

Для развития мелодического слуха и чистоты интонирования можно использовать традиционные игры: «Музыкальное эхо» (подробное описание всех игр см. в приложении 1), «Музыкальная команда». Однако, технические приёмы, которые используются в этих играх, существуют достаточно давно и, несмотря на свою эффективность, быстро надоедают детям. Я постаралась придумать к ним маленькие истории, чтобы превратить процесс обучения в увлекательную игру.

 «Тётушка Фермата»

Вводится понятие музыкального термина фермата (знак, увеличивающий продолжительность звучания ноты, над которой он стоит). Детям предлагается представить, что к ним в гости пришла Тётушка Фермата и заколдовала все ноты. Она могла заставить звучать каждую из них столько, сколько захочет. По руке педагога дети поют отрывок из разучиваемой песни. Если рука дирижёра остановилась в воздухе, дети должны тянуть «заколдованный» звук столько, сколько захочет Тётушка Фермата (пока рука педагога снова не продолжит движение).

Играть в эту игру можно практически на любом разучиваемом в данный момент музыкальном материале. Хорошо развивает вокально-интонационный слух (как говорят педагоги-музыканты, помогает «вычищать» интонацию) и внимание.

 «Немой телевизор»

Дети представляют, что они озвучивают какого-либо музыкального героя, поющего песню. Неожиданно у телевизора по техническим причинам пропадает звук, но изображение при этом остаётся.

Задача детей - продолжать артикулировать песню, не издавая звука. Самый простой вариант задания – включать и выключать звук по фразам, более сложный – посреди слова. Включение и выключение звука происходит с помощью дирижёрского жеста учителя. Педагог дирижирует - дети поют вслух, убирает руки – поют про себя. Игра хорошо развивает внимание, внутренний музыкальный слух, мимику и артикуляцию.

 «Зеваки и торопыги»

Детям предлагается спеть несколько фраз или куплет несложной в ритмическом отношении песни. Далее песня пропевается детьми по цепочке, каждому нужно спеть лишь по одному звуку. Опоздавшие («зеваки») или поспешившие («торопыги») спеть свою ноту дети из игры выбывают. Игра продолжается до того момента, когда останется последний, самый внимательный, ребёнок. При кажущейся простоте задания не все дети с первого раза смогут с ним справиться.

Кроме внимания, игра хорошо развивает метроритмическое чувство, ощущение темпа и музыкальную память.

Для развития дикции хорошо использовать скороговорки. Их можно проговаривать, исполнять на нескольких звуках, меняя тональность, темп (от медленного к быстрому), исполнять как небольшое самостоятельное музыкальное произведение, инсценировать.

Ещё одна характерная особенность младших школьников – их импульсивность. Дети склонны незамедлительно действовать под влиянием эмоций, не обдумав обстоятельств. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Учитывая, что в этот период формируется творческий коллектив, нужно включить в занятия коммуникативные игры. Игры должны быть направлены на формирование позитивного отношения друг к другу, на умение организовать общение, на знание норм и правил отношений в коллективе.

На занятиях должны проводиться беседы о доброте, хороших словах, красоте, красивом звуке.

Движения под музыку

Учитывая специфику занятий в вокальной студии, необходимо, чтобы ребёнок с первых месяцев работы учился управлять своим телом, исполнять простейшие движения под музыку. Начинать лучше с обыгрывания простейших песенок-попевок, разучиваемых на занятии, их инсценировки, изображения главных героев: «Уж как шла лиса», «Серый волк», «Паровоз», «Утята», «Игра в гостей». Музыкальный материал для таких заданий можно найти в пособии по сольфеджио для подготовительного и 1 классов М.А.Котляревской-Крафт. Также помощниками будут разнообразные пособия по ритмике.

Приведём примеры простейших ритмических заданий: прохлопать своё имя, длинные и короткие звуки в попевке, простучать ритмический рисунок песни, показать пульс или прохлопать заданный ритмический рисунок на фоне исполняемого произведения. Хорошо, если последнее задание есть возможность выполнить на простейших музыкальных инструментах.

Быстрая утомляемость учащихся побуждает к необходимости частой смены форм работы.

К сожалению, не получили широкого распространения интегрированные занятия в чистом виде (объективных причин здесь много, но, думаю, самая главная – сложность в подготовке таких занятий для самих педагогов).

Однако, даже эпизодическое использование таких форм занятий может принести огромную пользу детям. Например, когда я собиралась разучивать с ребятами песню «Розовый слон» (автор слов Г. Горбовский, композитор С. Пожлаков), на уроке литературы педагог читал и анализировал это стихотворение с детьми (что было предусмотрено программой). Затем на занятии в вокальной студии мы пытались представить, какими бы выразительными средствами мог воспользоваться композитор при написании музыки к этим стихам. Далее слушали песню в записи и сравнивали предполагаемый вариант с уже реально существующим. А на рисовании дети раскрашивали шаблоны (фигурки слона, вырезанные из обычного листа ватмана), заготовленные педагогом заранее.

Ребёнок от природы доверчив и восприимчив. Он всему верит, всё впитывает как губка. Поэтому для меня важно ответственно и серьёзно относиться к маленькой личности, начинающей обучение.

В этот период необходимо начать формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям, воспитывать у них правильную самооценку.

Главной целью обучения должно стать формирование у ребёнка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Творческие приёмы, которые можно использовать в работе с младшими школьниками:

1) Вопросно-ответные импровизации: пропеть своё имя, поздороваться, попрощаться, допеть начатую педагогом мелодию до устойчивого звука (тоники), сочинить ответную фразу.

2) Выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение.

3) Поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования.

4) Пластическое интонирование. С самого раннего возраста реакция детей на музыку экспрессивно двигательная. Выразительная пластика является одной из природных основ интонации. В отечественной педагогике под пластическим интонированием подразумевается любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее её образ. Мы же, занимаясь с детьми пением, не только пытаемся выразить образ в целом, но используем этот приём, детализируя его, направляя его на решение конкретных технических и творческих задач: показ фразировки, динамики, штриха, траектории движения звука (звуковысотную и вокальную).


 

Выводы по второй главе

Главным принципом работы с детским музыкальным коллективом становится умелое сочетание, музыкального воспитания и непосредственно исполнительства, а основой организации деятельности объединения - эмоционально-нравственные связи между участниками (дружелюбные отношение и взаимопомощь, взаимная ответственность за конечный результат). Таким образом, предполагается личностно ориентированный подход к комплексному освоению фольклора.

Основная задача педагога – создать в коллективе непринужденную, творческую атмосферу, дать почувствовать каждому ребенку, что на него направлено благожелательное, но требовательное внимание.

Самобытность тувинского музыкального фольклора предполагает адекватного исполнителя. Чтобы передать содержание и смысл исполняемого, необходима высокая степень мастерства, позволяющего певцу быть независимым от техники исполнения, свободным в своих художнических мировоззрениях и оригинальным в передаче народной характерности. Все это обеспечивается высоким уровнем духовного, национального и эстетического сознания.


 

Заключение

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Министерством образования и науки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей.

В традиционной тувинской музыкальной культуре выделяется несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки, которые имеют общее этнические названия тоол. Выделяется несколько манер исполнения: «алганып ыдар» (фарингализованное (с использованием сжатой гортани) пение, как правило, исполнявшееся без аккомпанемента), «ырлап ыдар» (пение, по тембру близкое песням), «чугаалап ыдар» (речевое интонирование).

Уникальным феноменом тувинской музыкальной культуры является высокоразвитое искусство сольного 2-голосного пения «хоомей». По тембровым и регистровым признакам выделяются несколько стилей горлового пения, таких, как «сыгыт», «эзенгилээр», «хоомей», «борбаннадыр», «каргыраа». Звуковая структура хоомея имеет полную аналогию со спецификой инструментальной музыки тувинцев. И в инструментальной музыке, и в музыке хоомея звуковой материал строится по принципу бурдонно-обертоновых звукосочетаний. Это принципиальное отличие традиционной инструментальной культуры тувинцев от музыки европейской и иных традиций.

Как показывают результаты исследования уровня знаний школьников по тувинской фольклорной музыке, большинство школьников показывают низкий уровень знаний, только 20% школьников показали средний уровень знаний по дисциплине, 24% школьников показали высокий уровень знаний.

Анализ и обобщение результатов тестирования школьников показывает, что больше всего ошибки и затруднения школьников вызывают такие тестовые вопросы, которые затрагивают такие темы жанры тувинской фольклорной музыки, манеры исполнения тувинской фольклорной музыки.

 


 

Список использованной литературы

1. Авдеева, А.Л., Потемкин А.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – 150 с.

2. Аксёнов, А. Н. Тувинская народная музыка [Текст], / А. Н. Аксёнов. – Москва: Музыка, 1964. – 144 с.

3. Андреева, М. М. Андреева, Е. Конорова. Первые шаги в музыке. Методическое пособие. В 2 частях. Музыкальное воспитание. Ритмика / М. Андреева, Е. Конорова. - М.: Музыка, 2013. - 152 c.

4. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 c.

5. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа 2-ое изд. / А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2017, - 414 с.

6. Бабанский Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 2012. - С.3-48.

7. Балакина, Е. И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. – Барн., 2003. – С. 42-47.

8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько - М.: Высшая школа, 2009. – 169с.

9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 3-е изд. / Л. И. Божович. - М.: НПО МОДЭК, 2011. – 349 с.

10. Власенко, О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / О.П. Власенко. - Москва: Мир, 2016. - 388 c.

11. Власенко, О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах / О.П. Власенко. - М.: Учитель, 2007. - 583 c.

12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 2016. -416 с.

13. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 770 c.

14. Гозенпуд, А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Исследование / А. Гозенпуд. - М.: Советский композитор, 1981. - 224 c.

15. Донгаузер, Елена Диалог культур Германии и России в сфере музыкального воспитания / Елена Донгаузер. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 128 c.

16. Каплунова, И. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей школьного возраста / И. Каплунова, И. Новоскольцева. - М.: Невская нота, 2010. - 399 c.

17. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование [Текст] / Е. К. Карелина; Московская гос. Консерватория им. П. И. Чайковского; науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусова. – Москва: Композитор, 2009. – 552 с.: нот., ил.

18. Козинская, Ольга Духовно-ценностное воспитание подростка в музыкальном образовании / Ольга Козинская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 368 c.

19. Комаров, Н. А. Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов / Н.А. Комаров, С.Н. Федюнин. - М.: [не указано], 1988. - 856 c.

20. Коротин, Е. И. Музыкально-песенный фольклор уральских (яицких) казаков / Е.И. Коротин. - М.: Реноме, 2012. - 248 c.

21. Коджаспирова Г. М. Особенности эстетического воспитания в коррекционных классах: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Изд-ий центр «Академия», 2016. – 176 с.

22. Крижанская Ю. С. Музыкальное образование в начальной школе / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. -2-е изд е. - М.: Смысл; Академич. проект, 2019. - 279 с.

23. Кыргыс, З. К. Тувинское горловое пение: этномузыковедч. Исследование [Текст] / З. С. Кыргыс. – Новосибирск: Наука, 2002 – 236 с.

24. Ладыженская Т. А. Эстетическое воспитание в начальной школе / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина, П. В. Лад. М.: Компания С - Инфо - Баланс, 2017. - 208 с.

25. Леонтьев А. А. Психология общения.-2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2017.-365 с.

26. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практич. психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 2017. - 384 с.

27. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1982. - 272 c.

28. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников. - Москва: ИЛ, 2016. - 875 c.

29. Огороднов, Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие / Д.Е. Огороднов. - М.: Лань, Планета музыки, 2014. - 224 c.

30. Огороднов, Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д. Огороднов. - М.: Логос, 2011. - 168 c.

31. Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. Хрестоматия по методике преподавания музыки. Организация учеб. процесса по музыке в начальной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 271 с.

32. Петленко Л. В. Средства и методы на уроках музыки // Начальная школа. – 2006. – №12. – с.31-34.

33. Полякова А. В. Методика преподавания музыки в начальной школе: Метод. реком.:1-2класс.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 220 с. 

34. Программно – методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Вохмянина Л.А. – 4е – изд., Стереотип. – М.: Дрофа, 2001.– 315 с.

35. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4). Ч.1. – М.: Просвещение, 2001. – 136 с.

36. Сузукей, В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты [Текст] / В. Сузукей; ТНИИЯЛИ, РНМЦ; отв. Ред. З. К. Кыргыс. – Кызыл, 1989. – 143 с. : ил.

37. Танов А. С. Музыка: учебник для 1-2 кл. четырехлет. начал шк. [Текст] / А. С. Танов. – Кызыл: тув. кн. изд-во, 1987 – 119 с.: нот., ил.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!