ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ТУВИНСКОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Диагностика знаний младших школьников о тувинской фольклорной музыке

 

Для определения современного состояния проблемы нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Целью исследования является определение уровня знаний по тувинской фольклорной музыке. Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ СОШ №12 города Кызыла. Экспериментальную группу составили школьники 3 класса в количестве 28 школьников. Исследование проводится путем тестирования.

Тестирование, состоящее из 10 заданий позволил установить уровень знаний школьников по тувинской фольклорной музыке.

Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 10 баллов.

В конце оценивается общий уровень знаний по тувинской фольклорной музыке по следующим критериям:

Высокий уровень – 8-10 баллов;

Средний уровень – 5-8 баллов;

Низкий уровень – меньше 5 баллов.

Таким образом, обрабатываются результаты тестирования школьников.

Рис.1. Уровень знаний школьников по видам тувинской фольклорной музыки

Данные диаграммы показывают, что 39% школьников показали низкий уровень знаний по видам фольклорной музыки, 37% школьников имеют средний уровень знаний, и только 24% школьников показывают высокий уровень знаний видам тувинской фольклорной музыки.

Рис.2. Уровень знаний школьников по манерам исполнения тувинской фольклорной музыки

Анализ диаграммы показывает, что манерам исполнения тувинской фольклорной музыки большинство школьников показали низкий уровень знаний. Средний и высокий уровень знаний по данному разделу показывают только 12% и 26% школьников соответственно.

Рис.3. Уровень знаний школьников по музыкальным инструментам

Таблица 2.1. Результаты тестирования школьников

Уровень знаний по тувинской фольклорной музыке

низкий

средний

достаточный

кол. % кол. % кол. %
14 56 5 20% 6 24%

Как показывают результаты исследования уровня знаний школьников по тувинской фольклорной музыке, большинство школьников показывают низкий уровень знаний, только 20% школьников показали средний уровень знаний по дисциплине, 24% школьников показали высокий уровень знаний.

Рис.5. Данные по результатам тестирования уровня знаний школьников тувинской фольклорной музыке

Таким образом, мы определили уровень знаний экспериментальной группы по знанию тувинской фольклорной музыки. Анализ и обобщение результатов тестирования школьников показывает, что больше всего ошибки и затруднения школьников вызывают такие тестовые вопросы, которые затрагивают такие темы жанры тувинской фольклорной музыки, манеры исполнения тувинской фольклорной музыки.

 


 

План-конспект внеурочной деятельности по обучению тувинской фольклорной музыке детей младшего школьного возраста

 

В республике Тыва, которая является родиной горлового пения, изучение тувинской музыкальной фольклористики является актуальным. Изучение специфики тувинского феномена - горлового пения испытывает сегодня острую необходимость.

Цель внеурочной деятельности по музыке в школе – это воспитание музыкальной культуры учащихся. На уроках музыки ребят знакомят с музыкальными образцами тувинской национальной музыки, с произведениями (русской и зарубежной классики, в том числе и современной).

Разнообразная музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) являются одним из условий всестороннего развития музыкальных способностей детей.

В МБОУ СОШ №12 имени воинов-интернационалистов города Кызыл проводится внеурочную деятельность с целью формировать музыкальный вкус учеников, вовлекать учащихся в активную музыкально-творческую деятельность. Ученики с удовольствием посещают занятия объединения. На занятиях развивают их вокальные возможности, учатся преодолевать трудности исполнения песен.

Учебно-методические методы и приемы, которые применяются во внеурочной деятельности:

1. Тувинские национальные игры.

2. Конкурсы на лучшего певца.

3. Встреча с артистами-горловиками.

4. Изготовление тувинских национальных инструментов.

5. Оформление концертов тувинско-национальными орнаментами.

6. Выступления в выездных концертах.

7. Посещение театра, фестиваля горлового пения.

8. Участие в фестивалях горлового пения.

9. Участие в конкурсах исполнителей на национальных инструментах.

Знания и умения, которые учащиеся должны приобрести.

1. Умение слушать музыку.

2. Выработка четкой дикции.

3. Знать историю и аппликатуру инструментов (игил, бызаанчы, чанзы, дошпулуур).

4. Хорошее владение тувинскими национальными инструментами (игил, бызаанчы, чанзы, дошпулуур).

Технические средства обучения:

Телевизор, DVD, музыкальный центр-караоке, синтезатор, баян, тувинские национальные инструменты (игил,бызаанчы,чанзы,дошпулуур),

 микрофон, CD-компактные диски, аудиокассеты, аудиооборудование, интерактивная доска, проектор.

Тема: «Тувинские национальные инструменты»

Цель: 

1. Познакомить учащихся с тувинскими национальными музыкальными инструментами, и историей их появления в народе.

2. Дать учащимся элементарное представление «как к нам музыка пришла».

3. Развивать самостоятельность мышления, эмоциональную отзывчивость, желание действовать с музыкой.

 Задачи:

1. Развитие интереса учащихся к тувинским национальным инструментам.

2. Показать учащимся, что тувинские музыкальные инструменты – это не только инструменты с красивым звучанием, а их мелодии укрепляют здоровый дух и национальную гордость.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине.

План:

Вступление.

Тувинские национальные инструменты: Игил, бызаанчы, допшулуур, чадаган.

Секреты изготовления тувинских национальных инструментов.

Закрепление-игра: пословицы и загадки о тувинских музыкальных инструментах

Итог.

Ход:

Тихо звучит мелодия игила на медиа в течение выступлений.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Урок-встреча. Тема нашего занятия «Тувинские музыкальные инструменты».

Педагог: Я хочу у вас спросить, как вы думаете, давно ли появилась музыка?

 (Ответы детей.)

Педагог: Да, давным – давно, когда землю стали заселять разные племена и народы, когда люди не знали слов, не умели писать, уже тогда существовала музыка. Мамы укладывали своих малышей, напевая тихую мелодию, охотники и воины показывали в плясках предстоящее сражение. Сначала люди сопровождали свое пение ударами по коленям, но вскоре убедились, что и куски дерева, камни тоже могут звучать, так появились музыкальные инструменты, и среди них тувинские музыкальные инструменты.

Педагог: А какие тувинские музыкальные инструменты знаете?

 (Ответы детей.)

Педагог: Да, у меня здесь разные инструменты, посмотрите, каждый из инструментов сделан из необыкновенных материалов.

 (показывает игил, дошпулуур, бызаанчы, чадаган, хомус)

Педагог: Ребята, а что вы знаете об инструменте – игил?

 (ответы детей)

- История создания музыкального инструмента игила.

 Игил – издревле и по сей день это струнный смычковый инструмент является неотъемлемой частью жизни тувинского народа. Игил называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворяется с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня. Одному из главных духовных символов жизни кочевника центра Азии - народному инструменту игилу - придан особый статус "Достояния культурно-исторического наследия Республики Тыва. Игил - двухструнный смычковый инструмент. Корпус игила изготавливается из цельного куска древесины, выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, переходящего в шейку. На шейке нет ладков. Шейка часто заканчивается резной головкой в виде головы лошади.

Дека изготавливается из кожи мелкого рогатого скота. Но, в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с лицевой части черепа лошади. Струны для игила делают из волоса конского хвоста. Тембр игила характеризуется сочной, бархатной, иногда гнусавой, теплой (от самого светлого до темного тембра) звучностью, с налётом некоторой сентиментальности, а отсюда и приглушенной страстности (узун-хоюг, уянныг, уянгылыг, уяранчыг).

История создания музыкального инструмента игил, который сопровождает горловое пение и является символом тувинской степи, насчитывает около четырех тысяч лет. Из этого можно сделать вывод, что игил стал родоначальником всех тувинских инструментов. С незапамятных времен игил сопровождает певцов, сказителей, хоомейжи. Под мелодии игила народ радуется, наслаждается, грустит. По сообщениям информаторов ни одно событие в жизни кочевника не обходится без наигрышей игила, потому что это способ выражения мировоззрения, сопровождавший всю степную жизнь людей. Игилист - желанный и почётный гость в любой юрте. Всюду дарит он слушателям свою музыку, рожденную в сердце и душе его народа. Душевный звук игила - искусство, которое придётся по вкусу не только знатокам и ценителям народной музыки, но и тем, кто хотел бы узнать историю тувинской музыки. По традиции раньше в юртах висели игилы и бызаанчы. Когда от малейшего движения воздуха и сквозняка струны тихо звенели, люди говорили, что это очищает жилище. В старину верили: когда хозяин юрты играл на игиле, на звуки приходил невидимый дух местности. Значит, в это стойбище нечистая сила уже не придёт, ведь дух хранит и защищает благополучие аала и его хозяев. Под такой защитой скот размножался, дети были здоровы и радостны. Но некоторые не поняли, что поступают неправильно, вешая на стену сувенирный безголосый инструмент. Он должен быть живым и поющим. Только звучащий инструмент будет радовать и распространять хорошую энергетику. Если сам не умеешь играть, просто извлекай из игила звуки, настраивай его время от времени.

- Кто может рассказать о дошпулууре?

 (ответы детей)

Дошпулуур. Традиционный дошпулуур - это двухструнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом, обтянутым с обеих сторон кожей.

Струны традиционного дошпулуура делались из кручёных волос конского хвоста. В наше время конский волос заменяется тонкой леской или капроном. Струны дошпулуура настраиваются в кварту, что называется «дошпулуур хоону», т.е. «строй дошпулуура». Звук извлекается в основном щипком большого и указательного пальцев правой руки двух струн попеременно или ударом указательного пальца по обеим струнам. Народные исполнители пользуются для звукоизвлечения и плектром.

Струны при игре прижимаются к шейке, в отличие от игила и бызаанчы. На шейке нет ладков. Современные дошпулууры во многих случаях стали делать трехструнными.

Тембр традиционного дошпулуура мягкий, бархатный.

- А об инструменте бызаанчы кто знает?

 (ответы детей)

Бызаанчы

Бызаанчы - 4-струнный смычковый инструмент, 1-я и 3-я струны настраиваются в унисон, 2-я и 4-я также в унисон, но на кварту выше. Два пучка волос смычка продеты между струнами.

Корпус делается из полого медного или деревянного цилиндра или же в виде четырех-, шести- или восьмигранного деревянного цилиндра. Встречаются бызаанчы, у которых корпус сделан из коровьего или бычьего рога, широкое отверстие которого затянуто кожаной декой.

Сквозь корпус проходит шейка, заканчивающаяся резной головкой лошади.

Дека традиционно изготавливается из кожи (козлиная, телячья, маралья или рыбья). Шкуру теленка, козла или марала обрабатывают также, как и для игила. Рыбью кожу после снятия сразу натягивают на готовый корпус.

Струны для традиционного бызаанчы делались из некрученого конского волоса. Пальцы исполнителя во время игры находятся под струнами.

При игре исполнитель держит инструмент вертикально, опирая его на колено, и водит смычком одновременно по паре струн, настроенных в унисон. Пальцы левой руки он ставит под струны и слегка прикасается к ним ногтями, извлекая звуки.

- Чадаган – это что за инструмент?

(ответы детей)

Чадаган

Чадаган - многострунный щипково-ударный инструмент.

При игре на чадагане тувинцы издавна применяли разнообразные приемы звукоизвлечения: играли щипком пальцев правой руки, медиатором, сделанным из рога или копыта, и ударами деревянных палочек. Струны традиционного чадагана изготавливались из кручёных бараньих или козьих кишок.

У современного чадагана струны металлические. Размеры у разных инструментов разные - от 60 до 80 см в длину.

Звучал старинный чадаган мягко, сравнительно тихо и имел разное количество (4,6,7,8,12) струн. Современные чадаганы звучат громко, поскольку имеют металлические струны.

Хомус 

Чем же всё-таки отличается тувинский хомус (варган) от всех остальных? Для начала небольшой обзор инструмента. Хомус как известно - самый древний самозвучащий музыкальный инструмент. Встречается практически у всех народов в той или иной "модификации" - есть деревянные модели, есть из китового уса, и естественно металлические. Обычно, хомус прижимают при игре к зубам, но встречаются совершенно удивительные "модификации", которые просто можно слегка приложить ко рту и звук получается не менее сильный как на других. Конструкция существует в 2 модификациях: 1 - когда играющий дергает за язычок и 2 - где играющий дергает за "основание", а язычок находится во рту (или у рта). Соответственно, меняя объём внутренней полости меняется сам звук, отраженный в них. Безусловно, некоторые из них могут иметь интересные призвуки (хотя бы потому, что двух одинаковых хомусов не бывает), но они не могут идти в сравнение с настоящей ручной работой и традицией изготовления естественно! В Туве изготовление хомусов не то, что не поставлено на поток, а хомус просто тяжело найти! Отдельной особенностью тувинского хомуса является его внешний вид. Производство такого хомуса -процесс исключительно творческий, настройка производится с помощью молотка и напильника. Потому когда берешь его в руки сразу понимаешь- это ручная работа. Обычно, все тувинские хомусы имеют футляр в виде "идика" - тувинской национальной обуви. Для тех, кто ценит трационное исполнение инструмента и его особое звучание тувинский хомус подходит лучше всего! Так же соотношение цена-качество приятно радует!

- Физминутка «Две руки»

- Ребята, Вы хотите послушать, как звучат все эти инструменты?              (ответы детей)

- Мы приглашаем Заслуженного артиста РФ, Заслуженного артиста РТ, народного хоомейжи РТ, педагога дополнительного образования гимназии № 9 г. Кызыл - Монгуш Бориса Чолдак-Хунаевича. Борис Чолдак-Хунаевич покажет нам, как звучат эти инструменты и как на них играть.

(Игра на инструментах)

- Ребята, эти инструменты известны по всему миру. Наши знаменитые музыканты лауреаты, (показывает портреты музыкантов), выступают с концертами, участвуют на фестивалях и конкурсах в разных странах и прославляют нашу Родину – Туву.

Рефлексия: закрепление-игра: пословицы и загадки о тувинских музыкальных инструментах.

Кулугурнуң кулаан долгаар,

Барасканын баарын суйбаар (игил, бызаанчы).

Чеди кысты

Ийи савааш-биле улдадым

Четтинчипкеш

Ишкирнигип ыглашты (чадаган)

Аргамчы-биле шалбадааш

Аскымга эккеп ызырдым

Аянныг-ла ырлай берди

Арат чонум таалай берди (щелер-хомус)

Пословицы:

Уран кыстың өеэ чараш,

ус-дарганның эди чараш.

Садары белен, садып алыры берге,

Чарары белен, чазаары берге.

Эштиң эргизи эки.

Эттиң чаазы эки.

Шевер кижи мактадыр,

Чевен кижи бактадыр.

Сеткилге ак херек,

Ажылга шынар херек.

Уран кыс ширтек сырып билир,

Ус оол мөнгүн шуткуп билир.

- Помните, что эти инструменты настоящая драгоценность Тувы. Эта тема занятия у нас не окончена, продолжение на следующем занятии. Сегодня все очень хорошо позанимались. Мне очень понравилось. Всем большое спасибо.

 

 


 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!