Особенности тувинской фольклорной музыки



 

В традиционной тувинской музыкальной культуре выделяется несколько жанровых сфер: нарративная, обрядовая, трудовая, песенно-лирическая, инструментальная. Нарративная сфера представлена жанрами эпоса и сказки, которые имеют общее этнические названия тоол. Выделяется несколько манер исполнения: «алганып ыдар» (фарингализованное (с использованием сжатой гортани) пение, как правило, исполнявшееся без аккомпанемента), «ырлап ыдар» (пение, по тембру близкое песням), «чугаалап ыдар» (речевое интонирование). Тоол нередко сопровождалось игрой на 4—12-струнной цитре «чадаган» или 2-струнной смычковой лютне «игил». Основным композиционным принципом является тирадное или строфическое строение. Для ритмики характерен силлабический принцип (слогу текста соответствуют 1-2 звука напева). Ладо-звукорядная организация напевов определяется ангемитонной (бесполутоновой) и гемитонной (с использованием полутонов) пентатоникой (пятизвучие), а также многоступенными широкообъёмными гемитонными звукорядами. Тоол сказывается на один напев, который иногда дополняется стабильными мелодическими композиционными формулами зачина и концовок. Наиболее известные тоолчу - С. К. Баштак-оол, С. А. Каваакай, О. Н. Маннай, Х. С. Монгуш, Ч. Ч. Ооржак и др.

Обрядовая сфера включает музыку шаманской традиции, лечебные (чалбарыг) и скотоводческие заговоры, семейно-бытовой фольклор, благопожелания, сопровождающие обряд переплывания рек, речитации секундантов - салыкчы, восхваляющие лошадей речитации наездников. К обрядовой сфере должна быть также отнесена музыка буддийского храмового ритуала.

Скотоводческие заговоры «мал алзыры» исполняются ранней весной для приучения самок домашних животных к детёнышу. Их напевы состоят из импровизированного монотонного зачина, исполненного на многократно повторяемые слова традиционных подзываний животных, и стабильной каденционной формулы с характерным тремолированием на малой секунде или большой терции. Последняя типична также для колыбельных укачиваний «уруг опейлээр» и для речитаций шаманских камланий «хамнаар», «хам алгыжы». Шаманским песням «хам ыры» свойственна однострочная архитектоническая организация с многократным повтором мелодичной формулы. Магическую функцию выполняют шаманские звукоподражания голосам животных и птиц, почитаемых в качестве родовых предков. Коллективные благопожелания, сопровождающие обряд переплывания рек, представляют собой повторение на особый напев слова «хартыгай» и завершаются восклицанием «ку!», «эй!» с фальцетным скачком на октаву вверх, либо долгим звуком. При выходе борцов на арену традиционной борьбы «хуреш» секунданты - салыкчы одновременно произносят восхваляющие борцов речитации. Каждый стих интонируется на одном звуке и завершается долгим выдержанным тоном. Аналогичные речитации-восхваления и кличи исполняются одновременно несколькими наездниками при выезде на старт во время конных состязаний «аът чарыжы». Для них также характерно завершение каждого стиха распевным припевом на особые слоги. Похоронные причитания представляют собой обращение к умершему. Им свойственно сочетание различных типов интонирования (сигнального, вокального, речевого). Погребальные «качыгдал ыры», колыбельные «опей ыры», свадебные песни «куда ыры», песни обряда моления горам, благопожелания «алгыш», «йорээл» и проклятия «каргыш» отнесены к обрядовой сфере по содержанию текста, в музыкальном плане они родственны жанрам песенно-лирической сферы или исполняются на песенные напевы.

Трудовой фольклор включает различные трудовые песни, не имеющие специальных напевов и исполняющиеся на напевы песенно-лирической сферы: песни, сопровождающие сбивание шерсти и обкатывание войлока, весенний сев, песни пастухов. К этой сфере должны быть также отнесены разнообразные скотоводческие сигналы, вокальные и инструментальные охотничьи звукоподражания животным (крик марала «сыын эдискилээри», косули «элик эдискилээри», белки «диин эдискилээри», кабарги «тоорга эдискилээри» и др.).

Песенно-лирическая сфера представлена песнями «ыр», припевками «кожамык» и сольным горловым пением «хоомей». По музыкальным признакам к ней примыкают другие жанры, исполняемые на типовые напевы.

«Ыр» и «кожамык» имеют общие типологические черты: силла-бика, 4-строчная строфическая форма, 8-сложный стих, состоящий из 2 полустихов, ангемитонная пентатоника. С точки зрения тематического содержания поэтических текстов выделяются 3 основные сферы, свойственные в разной степени обоим жанрам. Сфера этнородовых отношений и любовная сфера более характерны для «кожамык», сфера малой родины - для «ыр». «Ыр» предполагает серьезное, неторопливое монологическое высказывание с небольшими распевами, «кожамык» - монологическое, либо соревновательное диалогическое исполнение в подвижном темпе. Кроме того, в западных районах Тувы существует разделение «ыр» на протяжные «узун ырлар» и короткие песни «кыска ырлар». В северо-восточных районах таких терминов не зафиксировано [23, с. 236].

Уникальным феноменом тувинской музыкальной культуры является высокоразвитое искусство сольного 2-голосного пения «хоомей». По тембровым и регистровым признакам выделяются несколько стилей горлового пения, таких, как «сыгыт», «эзенгилээр», «хоомей», «борбаннадыр», «каргыраа». Звуковая структура хоомея имеет полную аналогию со спецификой инструментальной музыки тувинцев. И в инструментальной музыке, и в музыке хоомея звуковой материал строится по принципу бурдонно-обертоновых звукосочетаний. Это принципиальное отличие традиционной инструментальной культуры тувинцев от музыки европейской и иных традиций. При обычном вокальном исполнении (пении) такое соотношение звуков физически извлечь невозможно. Очевидно то, что при исполнении хоомея голосовой аппарат человека тувинцами интерпретируется как инструмент. Можно предположить, что даже отсутствие родового названия этого феномена свидетельствует о том, что каждый вид этого искусства (сыгыт, хоомей, каргыраа и др.) функционирует в культуре подобно самостоятельным инструментам. Целью хоомейжи (исполнителей горлового пения) является достижение особого колорита звучания — игра тембрами, формирование обертоновой мелодии [2, с. 145].

Подобная организация характерна и для тувинской инструментальной музыки, представленные огромным количеством инструментов. Среди них есть инструменты, предназначенные для исполнения оригинальных программных наигрышей и напевов песен, бытовых звукоподражаний животным и птицам: варганы «демир-хомус» (металлический дуговой), «кулузун-хомус» (тростниковый пластинчатый), дощечная цитра с резонаторным ящиком «чадаган» (преимущественно 7-струнная), смычковые лютни «бызаанчы» (4-струнная) и «игил» (2-струнная), щипковые лютни «дошпулуур» (2-струнная) и «чанзы» (3-струнная), флейты «шоор» (продольная с 3 игровыми отверстиями) и лимби (поперечная с 6 игровыми отверстиями), охотничий лук «ча». Фоноинструменты, сопровождающие традиционную хозяйственную деятельность: охотничьи манки, скотоводческие сигнальные орудия, детские звуковые игрушки. Шаманские инструменты: бубен «дунгур», колотушка «орба», металлические детали костюма шамана (соударяемые идиофоны «салгыттар», «чинчилер», колокольцы «конгураа», стержневые погремушки «ок-чылан», сосуды-погремушки «кынгыраа», язычковый висячий колокол «конгулуур») [36, с. 143].

 


 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!