КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 4 страница



  В гимне «Песнь творения» говорится о создании мира: вначале существующее было бесформенным хаосом. В нем возникло стремление, и в нем прорезался свет, оформились небо и царство воды. Из небытия вышло бытие. Так возник мир. Боги появились позже сотворения этого мира.

  Ведийские боги, а их 33, олицетворяли различные силы природы и иерархического пантеона не составляли: главным становился тот, в ком возникала нужда. Молитва-заклинание, которая произносилась при принесении жертвы, носила обязывающий характер - бог не мог ее не выполнить. Жрецом был вождь, глава рода. Жрецы составили особое сословие — варну брахманов, которая обладала исключительными преимуществами перед другими варнами.  

   Брахманизм является идеологией жесткой иерархии. Причем речь идет не только о выделении царской власти, которой покровительствовал один из богов (Индра), но и о разделении всего общества на касты. Переход из касты в касту был практически невозможен. Если выделение двух высших каст было связано с профессиональной принадлежностью (жрецы и воины), то представителями низшей касты оказалось покоренное ариями местное население (дравиды и мунда).

   Устойчивость такого социального порядка обеспечивалась учением о переселении душ: строгое следование предписанному порядку в этой жизни обеспечивало в будущей рождение уже в качестве представителя высшей касты. И наоборот: нарушение установленного социального порядка могло привести к рождению в облике животного и т.п.

  Совокупность поступков, совершенных человеком в предыдущих воплощениях, создает карму: некоторую предрешенность его будущего воплощения. Кроме Брахмы (творца) выделяются также боги Вишну (хранитель) и Шива (разрушитель). Каждому мужскому божеству соответствует и женское. Большинство богов этого периода - местного, доарийского происхождения.

    От ведийской религии сохранился культ предков. Причем для первых трех каст обряды в честь предков считались важнее обрядов в честь богов. Последние не были публичными — они были частным делом богатых людей, и руководить ими мог только брахман.

    С 8 века до н.э. создаются комментарии к ведам: "Брахманы" (ритуального характера), "Араньяки" и "Упанишады" (философского). К этой литературе примыкает и "веданта" — произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др. Необходимость комментариев была вызвана древностью языка вед. Но комментарии превращались в философские и иные рассуждения, имевшие собственные цели. "Брахманы" обосновывали главенствующую роль Жреца в обществе. В "Араньяках" и особенно "Упанишадах" переосмысливается представление о боге и меняется характер религии: совершается переход от обожествления природы и ритуальной деятельности к богу как духовному началу и религии как духовно-интеллектуальной основе нравственности и способу внутреннего совершенствования. Цель религии полагается уже не в достижении благополучия, а в слиянии с богом.

   В Упанишадах четко сформулированы идеи Брахмана и Атмана. Брахман — абсолютная реальность, абсолютная духовность, Вне его ничего нет, и все сущее заключено в Брахмане. Атман — осознание индивидом собственного «я», завершающееся признанием тождественности Атмана и Брахмана.

Упанишады дали толчок к развитию религиозно-философского мышления, и вскоре сформировались шесть его основных школ: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. В системе брахманизма все они считаются равноправной формой толкования истины.

Миманса занимается разъяснением религиозных ритуалов и допускает жертвоприношение. Жертвоприношения нужны для выполнения долга, без чего невозможно высвобождение из оков кармы. Карма занимает особое место во всей индо-буддийской культуре. «В широком смысле карма — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования». Мимансу относят к атеистическому учению, так как в ней признается, что мир создав из атомов в соответствии с моральным законом кармы.

   Веданта учит о возникновении мира из Брахмы. Индивидуальная душа способна достичь тождества с Брахмой. Это состояние называется Атман. Оно дает освобождение от смерти (умирая индивидуальная душа возрождается). Веданта занимает центральное место в брахманизме, и по сей день у нее масса сторонников.

Санкхья исходит из признания двух реальностей: материальной и духовной. Материя активна и самостоятельна, но слепа. Духовность пассивна, но обладает сознанием. Соединение материи и духа взаимно компенсирует их недостатки и взрывает устоявшийся порядок, порождая новый строй явлений в мире. Здесь же формируется и человек как единство чувств и тела. В его телесном бытии изначально заложено страдание. Избавление от страданий возможно лишь путем отделения духовного от материального, подавления телесного. Это и есть выход из круговорота рождений и смертей, достижение бесстрастия и свободы.

     Последователи йога разработали комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. В них входят средства самоограничения (аскетизма) и вхождения в состояние глубокой сосредоточенности. В ведах говорилось о возможности достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики, а в «Махабхарате» отмечалась возможность соединения учения санкхья с практикой йога. В дальнейшем в йога главным образом обращается внимание на разработку приемов подавления психической активности и прекращения всякой умственной деятельности. Таким представляется в йога путь к приобретению власти над божеством.

Ньяя делает упор на правилах логики, знание которых полезно для построения суждений, ведущих к освобождению души. В целом ньяя близка последней системе брахманизма — вайшешике.

  Вайшешика учит, что существует шесть видов положительной реальности (субстанция, качество, действие (карма), всеобщность) особенность, присущность) и один вид отрицательной реальности (небытие). Все физические объекты состоят из атомов, которые в вайшешике трактуются как несотворенные и вечные. Хотя физический мир создан из атомов, его движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законом кармы.

  В брахманизме лейтмотивом проходит идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей — это мировой закон жесткой обусловленности посмертной судьбы человека его моральным поведением при жизни. Убийца обращается в хищное животное, похититель зерна — в крысу, вор мяса — в ястреба, убивший брахмана — в собаку или осла, брахман, который пьянствует или ворует, перевоплощается в моль или уха, а всякий, оскверняющий брачную постель своего учителя, возрождается в виде терновника или кровожадного животного. Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед и почитание брахманов — все это сулит смертному высокое положение в обществе после возрождения его души.

    Наступление железного века, развитие государственной системы образования стимулировали идеологические искания в середине 1-го тыс. до н. э. Возникают новые религиозно-философские системы - джайнизм и буддизм.

  Основоположником джайнизма был Махавира (Вардамана). Сторонники этой секты проповедуют аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны. Различный по суровости аскетизм давал какую-то перспективу изменения последующего жизненного статуса. В своем фанатизме самые ярые джайнисты требовали отказа от одежды и в конце жизни — от пищи. Джайнизм нашел точки соприкосновения с брахманизмом и сохранил свое влияние в Индии и по сей день. Особенно много последователей Махавира среди торговцев.

    В VI в. до н.э. начал формироваться буддизм. Его основоположник — Сиддахартха, который принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. В своих проповедях Будда критикует как брахманизм, так и джайнизм: брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни, а джайнизм за аскетизм. Он за средний путь: «Существуют две крайности, о монахи, от которых человек, ведущий духовную жизнь, должен оставаться вдали. Какие же это две крайности? Одна — жизнь наслаждений, преданная похотям и удовольствиям; это жизнь низменная, неблагородная, противная духу, недостойная, ничтожная. Другая крайность — жизнь добровольных страданий; это жизнь мрачная, недостойная, ничтожная. Совершенный стоит далеко от обеих этих крайностей; он познал путь, который лежит посредине…"

  В своей бенаресской проповеди Сиддахартха изложил лежащие в основе буддизма четыре благородные истины: 1) жизнь есть страдание; 2) рожденная невежеством привязанность к жизни (а не направленный поступок) — причина новых перерождений; 3) избавление от желаний ведет к избавлению от страданий; 4) к спасению ведет восьмеричный путь: праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание (память), праведное самоуглубление (размышление). Буддизм отрицает загробную жизнь и существование души.

  Учение Будды глубоко нравственное. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом», «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен». Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

  Буддизм отрицает кастовую систему, что помогало усилению царской власти и способствовало ослаблению влияния брахманов-жрецов. К тому же идея непротивления злу насилием способствовала укреплению любой власти. Новая религия способствовала и объединению страны. Во время правления династии Маурья (322—185 гг. до н. э.) буддизм становится государственной религией. Особого расцвета достиг буддизм при царе Ашоке (273-232 гг до н. э.). По всей стране как реликвии распространяются части скелета Будды - их пепел (называют цифру 84 тысячи). Были выстроены и первые восемь ступ.

    В начале нашей эры появились новые разновидности буддизма: "махаяна" (широкий путь) и "хиньяна" (узкий путь). При царе Канишке, ставшем "вторым Ашокой", был созван IV буддийский собор, который сформулировал основные положения махаяны.

    Если ранний буддизм объявлял все материальное бытие страданием, то махаяна объявляла все существующее пустотой. Эволюция буддизма в этом направлении естественна: борьба со страданием может опираться на наслаждение уже в этом мире. Распространение махаяны в народных массах Восточной Индии привело к слиянию буддизма с тантризмом.

  Сравнительно быстрое распространение буддизма объяснялось тем, что Будда рекомендовал чтить местных богов, но это никак не обосновывалось в учении. Махаяна использовала и развила представление о перевоплощениях Будды и стала считать его воплощениями - аватарами — местных богов. Это учение резко расширило и возможности изображения Будды. В буддийский пантеон проникли и вишнуистские, и шиваистские боги (из индуизма).

   Будда хинаяны - прежде всего учитель. К нему невозможно обратиться с молитвой о помощи — ему возносились только хвалы. В махаяне Будда прежде всего космическое божество; когда он проявляет себя в активных действиях — это его второе тело; и только третье его проявление — схождение на землю в человеческом обличье, причем не только в образе Гаутамы: называются будды, предшествовавшие Гаутаме, и будда, который готов явиться на земле - Майтрея. Появляются и еще более значимые для верующих высшие существа - бодхисатвы, которые, достигнув совершенства, отказались от нирваны и своим могуществом помогают людям. Формируется культ царя как живого божества в империи Гуптов. Если ранее олигархические кланы избирали правителя, то теперь власть становится наследственной.

   Буддизм, получивший мощную поддержку со стороны царствующих правителей и создавший разветвленную сеть монастырей, не смог удержать своих позиций в Индии и постепенно, без политических потрясений и религиозных войн уступил место индуизму. Основной силой выступившей против буддизма стала сельская община — основа индийского общества.            Буддизм формировался как мировоззрение кшатриев, и их поддержало в определенной степени население Индии, недовольное засильем брахманов. Но община и похоронила буддизм. Особое значение, которое буддизм и джайнизм придавали принципу ненасилия, привело к тому, что земледелие стало считаться низким занятием, ибо оно часто было связано с убоем животных. Это занятие, служившее некогда предметом гордости индоариев, стало считаться в некоторых районах страны не столь почетным, несмотря на его важнейшее значение, а те, кто непосредственно обрабатывал землю, заняли более низкую ступень на социальной лестнице. Так сельская община отвернулась от буддизма в сторону индуизма, сохраняя, однако, многие религиозно - нравственные положения Будды.

  В надписях этого времени индуистские имена встречаются в пять раз чаще, чем буддийские и джайнистские. K V в. оформляются своды индуистских мифов и преданий. Эти своды предназначались не для избранных, а для всего населения, которому они были близки и понятны. Вполне соответствовала духу иерархического общества основная идея индуизма — идея личного служения богу и беспредельной преданности ему.

  Индуизм — широкое религиозно-культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых культов. Его цементирует тантризм, культ Брахмы, Вишну и Шивы. Правда, звезда Брахмы несколько померкла. На первый план выдвинулись Вишну и Шива. Их культ — результат синтеза абстрактного представления об Абсолюте времен Упанишад и региональных богов крестьянских общин, которые наделяли природу различными духами, полагая, что именно они управляют сменой времен года, контролируют ритмы земледельческих работ.

  Вишну — помощник людям. Он сообщает им истину, сохраняет их в опасности, избавляя их от зла. Такое участие Вишну в делах людей достигается за счет его перевоплощений. Одним из таких перевоплощений был Будда. Так Будда стал Богом.               

  Простые смертные достигают блаженства, становясь духовно тождественными Вишну, что достигается благочестивой жизнью.

   Шива — суровое и страшное божество, бог — разрушитель. У него три глаза, вокруг тела — змеи, на шее — черепа. Но он же представляется индусам и как покровитель искусства и учености, разгульной жизни и любовных утех.

    Индуистские боги приближены к земным условиям, конкретизированы в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий. И Вишну, и Шива имеют жен. Жена Вишну — Лакшми, богиня красоты и счастья. Жена Шивы имеет ряд имен, и одно из них — Кали, богиня истребления и смерти.

     Индуизм и буддизм различно понимают ценность земных удовольствий, сладострастия и неги. Буддизм проповедует умеренную жизнь, воздержание и верность в любви. В противовес этому индуизм подчеркивает значимость праведной жизни, чувственных радостей и плотских утех (кама).

   Индуизм религиозно освятил кастовую систему. В индусских священных книгах содержатся перечни дхарм — функций и обязанностей различных каст, отступление от которых в обстановке кастовой системы просто немыслимо.

 

Художественная культура

    Искусство в Индии развивалось под непосредственным влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинениями по вопросам веры, о смысле жизни и окружающего мира. И Веды и Упанишады — это литературные памятники, созданные на древнеиндийском языке — санскрите. Их художественные достоинства и по сей день радуют сердце читателя.

   Архитектура. С распространением буддизма связано начало строительства крупных архитектурных культовых сооружений. Город как средоточие культуры уже резко противостоял деревне. При царе были выстроены первые восемь ступ.

Ступы — полусферические земляные холмы с реликварием и священным диском. Наиболее известна ступа Санчи (321 г. до н. э.),   диаметром 32,2 м. В 1 в. н.э. вокруг нее была выстроена ограда с четырьмя воротами со скульптурами юных дев — духов плодородия. Ворота символизируют не только стороны света, но и четыре "благородные истины", и жизненный путь Гаутамы: рождение (восток), просветление (юг), проповедь (запад), нирвану (север).

    В Индии получили распространение стамбхи — культовые столбы с высеченными проповедями. Самый знаменитый — Сарнатхский (колонна Ашоки). На барабане высечены спящие животные - символы сторон света, на капители — львы, которые несут колесо закона (образ Будды и знак его просветления).

   С III в. до н.э. создаются буддийские храмы, высеченные в пещерах Аджанты. Хорошо сохранилась живопись на их стенах: сцены из жизни Будды, его воплощения, сцены из жизни индийцев. Изображениям присуща изысканная эстетичность (только женских причесок насчитывается 240 видов). Потолки, стены, колонны храмов покрывает каменная резьба.

    Интересен также пещерный комплекс в Карла (недалеко от Бомбея). Длина главного храма — 40 м, высота и ширина — 15 м. Сохранились деревянные балки из тиса, вдоль стен тянутся ряды колонн. Капители представляют собой группы коленопреклоненных слонов с восседающими на них гениями. Против входа, у задней стены, находится ступа, увенчанная трехъярусным зонтом.

     В штате Бихар в комплексе Бодх-Гая выстроен храм Прозрения: крутая усеченная пирамида на квадратной платформе. У западной стены храма под деревом — прямым потомком дерева Будды на невысоком основании лежит плита из полированного песчаника — "алмазный трон".

    В VII — VIII вв. н.э. в Индии сооружается храм Кайласы в Эллорских пещерах и создается изваяние Тримурти (триады из Брахмы, Вишну и Шивы) в Элефантских пещерах.

В период могольского правления в Индии эта буддийская традиция в скульптуре сурово подавлялась. Следуя исламу, потомки Бабура запрещали изображать богов и поощряли орнаментальное искусство. Шедевром индийских мастеров является беломраморный с инкрустацией мавзолей Тадж-Махал.

Скульптура. Развитие скульптуры больше связано с буддистскими памятники. Матхурская школа скульптуры, связанная на древних традициях маурьев, славилась портретами царей. В первые века нашей эры в многофигурных композициях появились изображения будды, еще не ограниченные каноном. На северо-западе высокого уровня мастерства достигает гандхарская школа, воспринявшая влияние античной и среднеазиатской традиций. С IV в. в этой школе преобладала лепная скульптура, более легкая в изготовлении. На каменную основу накладывался слой известкового раствора, из которого лепились лица и детали одежды. Статуи расписывались. Иногда головы делались отдельно.

     В гуптскую эру мастера матхурской школы уже старались передать психологическое состояние даже второстепенных персонажей. Эллинистические влияния заметны в искусстве западных областей, завоеванных Александром Македонским. Изображения Будды стоящего отталкивались от античных образцов - фигура была одета в гиматий. Постепенно канон обрел традиционно-национальные черты. В статуях Будды скульпторы стремились выразить состояние высшей одухотворенности.

   Величественными памятниками Индийского зодчества являются - колонна Чандрагупты II в Дели из нержавеющего железа и огромная бронзовая статуя Будды в Султангандже.

Живопись. До нашей эры Будда в образе человека не изображался: подношения Будде изображались как подношения алмазному трону, на котором он получил прозрение, дереву, ступе, чакре — колесу, символизирующему в данном случае учение.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!