КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 1 страница



ЛЕКЦИЯ 1.

                             КУЛЬТУРА: ЕЕ ПРЕДМЕТ И СУЩНОСТЬ

 

   Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварству. Само слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка» и первоначально служило для характеристики земледелия, т.е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие «культура» концептуировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре отождествляется с переходом от язычества к единобожию.

    В новое время религиозное содержание эволюционистской концепции культурного развития человечества вытесняется просветительской интерпретацией, которая предложила всеобщую схему развития человечества – дикость, варварство, цивилизация, по аналогии с непрерывной биологической эволюцией.     

Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический). Уже в 1964 году американские ученные А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 дефиниций культуры, и, по мнению Л.Кертмана, их количество в 1987 году удвоилось. Такая поразительная многозначность свидетельствует не только о все более активном обращении ученных к проблемам культуры, но главным образом об объективной сложности и многогранности самого феномена культуры.

Обратимся к историческому опыту постижения культуры на разных этапах развития человечества.

  Античные представления о культуре. Согласно культурологическому мифу Протагора – древнегреческого философа, возникновение материальной культуры, а также упорядоченным развитием общественной жизни люди обязаны богам. По мнению других мыслителей, среди которых находился и Демокрит, творец культуры – человек. Он создает культуру, подчиняясь своим потребностям и подражая природе.

Древнегреческая культура, сделав человека мерой всех вещей, не страдала гигантоманией, избегала всего, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. Не случайно, что у греков даже боги были человекоподобны, как внешне, так и по поведению. Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека – гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Греки первые дали идеалы демократии и гуманизма.

Свое понимание культуры дали и древнеримские мыслители. В своих сочинениях римский оратор – Цицерон учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Только Рим с его гражданами и государством может быть образцом культуры, полагал он.

Культура согласно Цицерону не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств. Подлинная культура заключается в особом строе жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства находятся в противоречивом и неразрывном единстве. Противоречия социальной жизни разъедали римскую солидарность, государственную целостность и единство индивида и коллектива, делали их в определенной степени фикциями и химерами. Но, с другой стороны, интересы Рима требовали их постоянного возрождения и поддержки. В следствии этого культура раскрывалась как явление, принадлежащее действительности и в то же время противоречащее ей. Поэтому ее сферой и формой становились не только мечты и не только реальная повседневность, а то, что их связывает, – слово.

Связующим звеном между государством и гражданином Цицерон считал слово. Он верил, что гражданин и государство обретают в слове свое живое, подвижное и внутренне расчлененное единство, а само слово становится необходимой формой идеальной республики.

  В эпоху средневековья происходит радикальное переосмысление основополагающих принципов, лежащих в основе культуры. Главной ценностью становится Бог. Все важнейшие разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип, реализованный в символе веры.

Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература, живопись, музыка все было подчинено религии. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни подчеркивали свое единство с богом, а также безразличие к земному чувственному миру.

Наиболее развернуто христианское понимание культуры дано у Августина Блаженного (354-430 гг.), оригинального религиозного мыслителя средневековья. Он считал, что ориентации человека на человека не должно быть. Жизнь по богу является единственно ценной и достойной человека. Абсолютное превосходство души над телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. Августин разграничил блага на те, которые нужно любить (Бог), и те, которыми нужно только пользоваться (все блага и вещи реального мира). Чем большим количеством вещей пренебрегает человек, тем выше его добродетель. Земные блага - только средства для культивирования внеземных ценностей. Отсюда Августин делает вывод, что и в природе, и в самом себе человек должен любить то, что стоит ближе к богу.

   Возрождение – культура приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека. В противоположность средневековому человеку, находящемуся в полной зависимости от Бога, человек Возрождения приписывает свои заслуги собственным талантам. Человек сам творец своего счастья, так как бог дал ему свободную волю и он сам должен определить свое лицо и место в мире.

  В центре новой культуры стоит человек-художник. Художник подражая природе должен ее превзойти и обнаружить свой талант. Бог дал человеку свободную волю и он сам должен решать свою судьбу, определить свое место мире. Своеобразным гимном человеку звучат рассуждения Пико делла Мирандолы, Э.Фрома, Б.Паскаля, Ф.Бэкона и других мыслителей эпохи Возрождения.

  Просвещение. В своих рассуждениях о культуре идеологи просвещения идут не от разума к природе, а от природы к разуму, полученному от природы и который должен быть приспособлен к ней. Природа разумна, так как разум людей приемлет ее законы, одобряет их, рано или поздно следует им, и конце концов в действии всех людей законы берут верх.

Просветители убеждены, что на этой основе возможен прогресс, расцвет ремесла, науки и искусства. Цель культуры, соответствующая высшему назначению разума, - сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с природой.

Культурность нации или страны в противоположность дикости и варварству первобытных людей состоит в «разумности» их общественных порядков и политических институтов и измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве (Вольтер, Тюрго).

      Сущность культуры Гердер рассматривает в контексте единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего определенные ступени.

Культура, по мнению Гердера, - результат космогенеза и биогенеза. История общества непосредственно примыкает к истории природы, сливаясь с ней. Огромную роль в развитии человека он отводит языку. Язык не просто показатель перехода человека к культуре, но и связующее звено от одного поколения к другому. Он не только объединил людей, но и способствовал развитию науки, ремесел, искусства.

Критическое отношение культурных основ человеческого общества звучит в работах Жан-Жака Руссо, характеризующего современную ему цивилизацию (культура) как плод и источник неравенства. И это потому, что наука и искусство "обязаны своим происхождением нашим порокам".

Общественный прогресс имеет место, но он глубоко противоречив и не идеален. Рост просвещения, по мнению Руссо, не тождественен увеличению человеческой мудрости. Идея противоречивости прогресса связана с начавшимся в социальной философии осознанием отчуждения. Отчуждение - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Руссо выделяет различные типы отчуждений - правителей от их подданных и потребностей государства, политическое отчуждение, социально-экономическое, моральное, психологическое и общекультурное. Для преодоления отчуждений Руссо призывает возвратиться к истокам, бежать от всего социального, рассудочного к естественному, сентиментально искреннему, устремиться от культуры к природе. Возрождение прошлого должно состоять, согласно Руссо, в натурализации культуры, гарантирующей людям счастье.

Найти выход из противоречия между человеком и "гримасами" цивилизации пытается Гегель. Его интересует разум, который он возводит в ранг фундаментальной силы исторического процесса. Гегель считает, что лишь европейская культура является образцом, которому должны подражать другие народы.

Человеческий разум не только познает мир, но и преобразует его. Он подчиняет внешний мир "своим целям с такой энергией, которая обеспечивает ему господство над этим миром". В реальных делах человек более полно демонстрирует подлинный способ свое мышления, чем в словах о них. Соответственно и человеческая история рассматривается Гегелем как процесс внешнего обнаружения силы мысли, как процесс эволюции человеческой культуры через эволюцию духа. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры - иудаизм, античность, христианство -, мировой дух одновременно познает и себя как их творца.

Новое время. Свое дальнейшее развитие тема культуры нашла в концепциях и теориях культурологов Г.Гегеля, Ф.Ницше, Тойнби, О. Шпенглера и др.     

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Термин "культура" восходит к латинскому слову «cultyrа», которое означало возделывание, преобразование почвы, то есть «изменение в природном объекте под воздействием деятельности человека». В современном понимании «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура - это сложная, многоуровневая система. В зависимости от носителя культуры принято выделять мировую и национальные культуры. Первая - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов планеты. В свою очередь, национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп данного общества. Своеобразие и оригинальность национальной культуры проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия и др.), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства и др.) сферах жизни и деятельности. Подразделение культуры на материальную и духовную часто бывает условным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все её элементы взаимодействуют друг с другом. Это обстоятельство определяет и разнообразие функций культуры в жизни общества и человека.

Главной функцией культуры является гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и вытекают из неё:

-     1) функция трансляции (передачи) социального опыта. Её ещё называют функцией исторической преемственности или информационной. Значение этой функции определяется тем, что культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой, поэтому её считают социальной памятью человечества;

-     2) познавательная (гносеологическая) функция, которая тесно связана и вытекает из первой, т.к. культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт многих поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения;

-      3) регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура влияет на поведение людей и регулирует их действия, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей, опираясь при этом на такие нормативные системы, как мораль и право;

- 4) семиотическая или звуковая функция вытекает из того, что культура, являясь определенной знаковой системой, предполагает знание и владение ею, так как без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки (знаки) нужны для познания мира искусства. Своими знаковыми системами располагают естественные науки (физика, химия, математика и др.).

- 5) ценностная или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации, по уровню которых судят о степени культурности человека, критерием такой оценки, как правило, выступает нравственное и интеллектуальное содержание.

ЛЕКЦИЯ 2.

ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

На протяжении длительного времени становления культурологии как науки возникали различные идеи и теории, которые способствовали ее развитию и обогащению. Рассмотрим основные из них.

Попытку по-новому понять культуру, разум и человека сделал великий философ Г.Гегель. У него культура выступает как реализация мирового разума, или мирового духа. Именно мировой дух реализует себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного устройства и государственной жизни. Все, что делают люди, есть осуществление целей мирового духа, который незримо дирижирует историей. Творчество отдельных людей и даже целых народов, по Гегелю, подчиняется скрытой логике, которая обнаруживает себя лишь тогда, когда все многообразие культурных явлений будет понято как саморазвивающееся целое,

В работах «Философия истории», «Эстетика», «История философии», «Философия права» и др. Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры.

         В результате развитие культуры во всем многообразии её проявлений - от философии, религии и искусства до государственных форм впервые предстало как закономерный, целостный процесс. При этом Гегель вовсе не игнорирует многообразия культурных форм и различия национальных культур. Каждая конкретно-историческая культура у него есть лишь ступень в саморазвертывании мирового духа. В трудах Гегеля множество глубоких и актуальных мыслей об искусстве, мифах, религии, науке, о природе символа и др.

     В 20-х гг. XX века широкую известность приобрела философия культуры Освальда Шпенглера. В своих трудах («Закат Европы" и др.) О.Шпенглер отказывается от гегелевского стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой логике. Для Шпенглера нет единой мировой культуры, а есть лишь, различные культуры, каждая из которых имеет собственную судьбу. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является внерациональная душа культуры. Культура в шпенглеровском понимании - это символически выраженная смысловая целостность (система), в которой естественно реализует себя соответствующая душа. У каждой культуры есть своя собственная «душа», реализующаяся во множестве индивидуальных жизней.

    Душа каждой-культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Для Шпенглера все культуры равноправны в том смысле, что каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры. Каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё естествознание, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. Все культуры рождаются в этот мир из таинственного хаоса душевной жизни, реализовывают свои душевные силы, которые постепенно угасают со старостью и уходят в небытие со смертью. «Каждая культура, - пишет Шпенглер,- проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость... Культура умирает, когда душа осуществила полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук...» (Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М, 1993, с.265). Смерть культуры Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. По его мнению, культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубоко интимную связь с человеческой душой. Если культура перестаёт притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. И именно с этих позиций Шпенглер видит опасность, которую несет с собой цивилизация, вытесняющая подлинную культуру.

         Не отрицая цивилизацию как таковую, он в то же время против отбрасывания старого «культурного хлама» в угоду прагматически ориентированной рациональности цивилизации.

      Значение О.Шпенглера для культурологии не только в том, что он предложил новое решение проблем теории культуры, но и в том, что он впервые поставил вопросы, являвшиеся предметом серьёзных современных исследований о человеке, культуре, цивилизации. Близкую к шпенглеровской концепции теории и истории культуры разрабатывал ещё в XIX веке российский ученый Н.Я. Данилевский.

Ницше Ф. художественно обрисовал опошление и угасание творческого пафоса западноевропейской культуры. Центральное место в его культурологической концепции занимает жизнь, основу которой образует воля. Первоначально Ницше считал, что понять импульс воли, ее характер можно лишь с помощью искусства. Но со временем взгляды его несколько изменились и жизнь им понимается синонимом воли к власти. В ней, в сверхчеловеке - конечный смысл жизни и культуры. Сверхчеловек - выражение и продукт трагических эпох, которые характеризуются взлетом искусства.

В своей переоценке ценностей Ницше отводит искусству роль противоядия нигилизму. Оно должно спасти сильных духом от упадка и жалости к обездоленным, дать им освобождение от моральных обязательств перед обиженными и угнетенными. Философия Ницше - это призыв к саморазрушению твари в человеке во имя самосозидания в нем творца, названного сверхчеловеком.

- Многие культурологические проблемы получили осмысление в трудах Н.А. Бердяева. Он исходит из нового философского понимания духа. По Бердяеву именно дух соединяет сферу человеческого со сферой божественного. Свобода духа есть источник всякой творческой активности, а личность есть подлинный субъект культуры. Такой подход позволил Бердяеву увидеть подлинный драматизм отношений человека и культуры. При этом на первый план у него выходит именно человек как личность. Он выявляет противоречие между безграничностью духа и сковывающими его символическими формами культуры.

        Бердяев считает, что уже в самой сущности культуры кроется начало ограничивавшее творческий дух человека. Культура и её формы часто противостоят личности как нечто принудительное и сковывающее творческую свободу. Определяющая человека культурная форма есть не что иное, как "остывшая" свобода личного духа, а не выражение некого безличного мирового разума (как у Гегеля)», трагедия культурного творчества в том, что дух вынужден воплощаться в предметно-символические формы, сковывающие его свободу.

         Новую концепцию человека выдвинул в начале XX века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Свое учение он назвал психоанализом. Философское обобщение психоанализа (Фрейдизм) сыграло важную роль в развитии культурологии.

          Главное, что сделал Фрейд, эго то, что он открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души. Это бессознательное активно вмешивается в Человеческую жизнь. Природное безличное начало властвует над человеком. Фрейд называет это бессознательное начало «Оно» и считает, что наше «Я» целиком зависит от него. Если «Я» руководствуется принципом реальности, т.е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни, то «Оно» целиком исходит из принципа удовольствия, отсюда неизбежна борьба между «Я» и «Оно».


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!