КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 8 страница



Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи чудес света - Колосс Родосский, статуя бога Гелиоса, представлявшая собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м. Колосс был сооружен в начале III в. до н.э. при входе в гавань города Родос. Всех, видевших статую, поражали не ее художественные достоинства, а инженерное мастерство его создателя - Хареса из Линдоса.

 

ЛЕКЦИЯ 7.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА

 

  Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

  Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.

  Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в различии мифологий. Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за конкретные явления и функции. Такая же жесткая и расписанная регламентация лежит в основе организации государства, зафиксированная и развитая в форме римского права; членение любого действия или процесса на отдельные фазы и функции, соотнесенность каждой из них с определенным богом привело, очевидно, к возникновению последовательного мышления, названного позже рациональным.

    Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) с целью обеспечить содержание армии - регламентировать участие в его снаряжении в зависимости от доходов. Введение имущественной классификации населения, в отличие от греческого территориального деления полиса на филы, не затрагивало родовую структуру римского общества, а лишь оценивала ее и разнообразила экономическими критериями. Поскольку цари избирались и делили власть с советом старейшин, можно говорить о том, что римляне находились на стадии военной демократии. Высшие должности государства совпадали с воинскими званиями.

   Главной целью походов было не только расширение собственных земель, но и разграбление покоренных стран и захват рабов. Видимо, наследием военной демократии был и запрет сенаторам заниматься торговлей и финансовыми сделками. Этот запрет, очевидно, должен был предотвратить чужеземное влияние на римские социальные структуры, но на деле привел к превращению родовой знати в крупных землевладельцев. Всадники, на которых запрет не распространялся, стали аристократией финансовой.

   Таким образом, в отличие от Греции и земельная, и финансовая аристократия была родовой. Изменить порядок политическим путем, хотя бы дать всем италийским союзникам римское гражданство, пытался Гай Гракх, но безуспешно. Именно реформа армии в последние годы II в. до н.э.- набор неимущих добровольцев, которые затем получали участки земли - положила начало социальным изменениям. Можно увидеть некоторую аналогию между установившейся затем эпохой военных диктатур в Риме и периодом греческих тираний. Но если последние были рычагом окончательной силовой ломки родового общества и утверждения господства наследственной аристократии, то военный характер римского общества обусловил противоположную направленность диктатуры Суллы: возвращение полноты власти аристократам-землевладельцам.

  Гражданская война в Риме - это война двух аристократий. Но военный характер государства не позволил установить даже аристократическую республику: новая диктатура Юлия Цезаря привела, в конечном итоге, к единовластию - принципату (империи). После короткого затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между патрицианскими родами.

     Борьба за власть требовала средств и поощрения финансовой активности. Уже в эпоху республики ростовщичество приняло государственные масштабы. Римская знать погрузилась в неслыханную роскошь и разврат. Женщины ни в чем не уступали мужчинам. Семья деградировала.

 Архитектура. В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.

    Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3-6, а порой и в 8 этажей.

  Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (1 в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.

В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до новою времени, оставалось основой энергетики.

   Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья. Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены - апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.

   Во время правления Августа (27 г. дон. э.-14г. н.э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.

   На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.

Скульптура. Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этруски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.

  Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность. В дальнейшем эти две тенденции соединились и родился новый жанр - смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Портрет сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно - от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменялся портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в эпоху борьбы с варварами - до религиозной покорности судьбе к V в. н.э.

Литература. Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь "Одиссеи" и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его "серьезная" комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра). Но если в "родных" комедиях зрителю все было известно с самого начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в такое же положение, что и героев пьесы, появился элемент непредсказуемости.

     Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В своем творчестве он не только упорно сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский уклад жизни от эллинской изнеженности роскошью. Воспринимая литературу прежде всего как средство передачи социально значимой информации, Катон не понимал общее гуманитарное содержание греческой культуры.

     Расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу. Как исполнение государственного заказа можно расценивать создание Вергилием "Энеиды" - эпической поэмы о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа. Как "Илиада" - идеологическое осмысление единства греческой нации, так "Энеида" - это осознание единства Рима с Италией. Однако именно в "Энеиде" впервые чистой нотой зазвучал подлинный национальный патриотизм.

   Поэты-лирики продолжали катулловское направление, стояли в оппозиции Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У Овидия сама мифология служит стилистическим приемом, который поднимает любовную игру до уровня обожествления (а значит, выше государственного). В условиях, когда Август провозгласил возврат к суровым обычаям предков, возрождение семьи и нравственности, любовные элегии расценивались как кощунство - остаток жизни Овидий провел в ссылке.

     Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).

В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

 

ЛЕКЦИЯ 8.

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

    Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии -проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан(вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

       Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

       Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

       Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

       Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

       Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

       Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

       Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

       Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

       Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V - VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов - и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

       После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

       На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Анлии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.

       Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

       Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках.

       Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григогий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

       В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

       В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.

       Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа.

       Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

       Четвертый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!