КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 7 страница



    В процессе миграции (или противостояния миграции) возникали объединения деревень, очевидно, вокруг укреплений, которые со временем превращались в города. Полис по прежнему делился на филы и управлялся несколькими басилеями, один из которых признавался главным. Существенной чертой полиса являлось наличие военной родовой аристократии, которая в гомеровскую эпоху сосредоточила в своих руках всю полноту власти. Не следует забывать, что возможность заниматься земледелием (основным для колоний-полисов) обеспечивалась и завоеваниями территорий. Сам полис можно рассматривать как форму организации, с помощью которой аристократии удалось покончить с властью общины: в полисе филы лишь представлены.

  Ранние законодательства отстаивали мировоззрение и интересы общины. Лишь в законах Харонда (г. Латан на Сицилии) можно заметить влияние новых политических слоев: фиксация норм торговых отношений, представление о соразмерности наказания (правда, в примитивной форме - "око за око"). Целью же большинства законов оставалась защита крестьянства от экономически активных чужестранцев: законы Залевка (италийский г. Локры) прямо запрещали посредничество, давая возможность крестьянам самим заниматься сбытом. Следуя древним традициям общины и ограждая граждан от крючкотворства, это законодательство не признавало письменных контрактов - только соглашения при свидетелях.

Законы Драконта, афинского архонта (621 г. до н.э., отсюда - "драконовские меры") своей жестокостью напоминают табуальные запреты - очень многие нарушения карались смертью. Убийство еще воспринималось как преступление не против личности, а против государства (общины, рода), запрещалось носить в городе оружие и безопасность граждан обеспечивалась силами должностных лиц. (Как ранее в функции жреца входила обязанность очищать местность от осквернения - от пролитой крови.) Правда, дела об остальных преступлениях должен был возбуждать сам пострадавший.

   В основном защищало интересы общины при торговых отношениях и законодательство Солона (Афины, 594 г. до н.э.): аннулируются долги, отменяется долговое рабство, ограничиваются возможности приобретения земельных участков, запрещается вывоз сельскохозяйственной продукции (кроме оливкового масла), ремесленники не получают политических прав.

     Активность персов в 6 в. привела к упадку малоазиатских колоний, и центр политической и культурной жизни переместился в Афины. Участие торгово-ремесленного населения в политической жизни полиса позволило Афинам создать мощный флот и не только победить персов, но и возглавить антиперсидский Эллинский союз. Использование экономической мощи всей зоны Эгейского моря обеспечило расцвет культуры Афин в 5 в. до н.э.

     Во второй половине V в. противостояние торгово-ремесленного сословия и родовой аристократии превратилось в противостояние Афин и Спарты. 30-летняя война между двумя коалициями государств подорвала экономическую и политическую мощь Греции.

    Новый расцвет Греции связан с именем Александра Македонского. В 334 году до н.э. 30 тысяч пехотинцев и 4 тысяч всадников под его предводительством переправились через пролив Геллеспонт, чтобы завоевать мир. В конце десятилетнего похода, покорив пол мира и не потерпев ни одного поражения в битвах, Александр Македонский внезапно заболел и умер в возрасте 32 лет.

    После смерти Александра Македонского его империя распалась на отдельные царства: Египет (монархия Птолемеев), Сирия (монархия Селевкидов), государства Малой Азии и Македонии. Общий смысл этих грандиозных социальных процессов состоял в объединении побережья и глубинных районов материка, а также создании единого экономического пространства для различных сложившихся культур. В основном на всех национальных территориях сохранилась местная власть при условии, что она признает свою зависимость и регулярно выплачивает дань.

  Во всех завоеванных странах распространялась греческая духовная культура (эллинизм), которая сама вбирала некоторые черты других национальных культур, соответствующие духу социальных изменений в Греции. В условиях непрерывных военных действий, когда жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, в массовом сознании стал преобладать субъективно-идеалистический подход в оценке общественной жизни, теперь снова идеалом служила не гражданская норма и отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце 4 в. до н.э. афиняне обожествляли в прямом смысле своих царей-благодетелей, возводя им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь и т. п.

       Значительную роль в эволюции социальной структуры играло общественное мировоззрение. В пантеоне греческих богов высшее положение занимал Зевс - отец богов и людей, тучегонитель, громовержец, щитодержатель. Гера - жена и сестра Зевса, ревнивая и своенравная. Она покровительствовала браку. Гефест - бог огня; кузница его была на Этне. Любимейшей дочерью Зевса была Афина Паллада; она вышла в полном вооружении из головы Зевса. Афина - богиня мудрости, ясности и прозорливости как на войне, так и в мире.

     Благороднейший сын Зевса Аполлон был богом солнца и света. Он считался творцом образования и был поэтому богом прорицания, поэзии, а также отвращал от людей болезни и мог насылать их.

     Главным богом морей, всех источников и вод был брат Зевса Посейдон, колебатель земли, с трезубцем в руках; а его многочисленная свита состояла из тритонов и нереид - мужских и женских насмешливых духов.

     Из подземных богов самым выдающимся был Плутон со своей супругой Персефоной. Он был богом царства теней Аида, вход в которое стерег трехголовый пес Цербер. Перевозчик Харон перевозил души умерших через реку Ахерон в Аид. Здесь души пьют из реки Леты забвения земного бытия и после этого превращаются в бесплотные тени. Судьями мертвых были Минос, Радамант и Эак. По их приговору души отправлялись в Элизиум - обитель блаженства или в Тартар - место мучений.

    Как и в Египте, мифология в Греции изначально фиксировала и символически интерпретировала сезонные земледельческие работы: культ Деметры, богини плодородия (дочь которой, Персефона, треть года проводит в подземном царстве), культ Диониса, бога плодородия и виноградной лозы, виноделия; орфический культ. Позднее, как и в Египте, возник мотив загробного мира, потустороннего существования. В культе Деметры счастливое посмертное существование (воздаяние) обеспечивалось посвящением и выполнением определенных обрядов.

     У орфиков и в культе Диониса родилась идея бессмертной души, способной на существование отдельно от тела. Но если орфики создали сложную картину посмертного воздаяния, считая, что душа переселяется из одного тела в другое, и отодвигая момент слияния с божеством в далекое будущее, то простонародный культ Диониса демонстрировал возможность "регулярного" освобождения души под воздействием вина, в оргиастических шествиях. Демократическому сознанию импонировала такая легко достижимая свобода, иллюзорное, но реально ощутимое улучшение своего положения.

   Греческая культура в различных регионах воспринималась неоднозначно. В восточном Парфянском Царстве приятие греческой культуры было просто невозможно. Иудеи относились к ней как к культуре поработителей, восстание Маккавеев в 165-142 гг. до н. э. было направлено в первую очередь именно против греков. Римляне пришли в эллинистический мир для многих не как поработители, а как миротворцы.

Философия.   Различие в социальных позициях основных противостоящих сил - земледельцев, аристократии и купечества - способствовало окончательному формированию основных направлений в философии - материализма, объективного и субъективного идеализма, которые определили в свою очередь и основные подходы в искусстве.

     В ряду первых известных греческих философов называют Фалеса и Гераклита из Милета, Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и многих друних. Фалес открыл длинный ряд общих суждений о первооснове мира. Первоначалом всего он считал воду. Все из воды возникает и все в нее возвращается, говорил он.

Гераклит и Пифагор жили в одно время и являлись интеллектуальными противниками. Именно к спору между ними относят начало многовекового противоборства материалистического и идеалистического направлений в философии. Пифагор утверждал, что Земля имеет шарообразную форму и движется вокруг некоего очага, расположенного в центре мироздания. Вокруг этого пылающего очага движутся с запада на восток десять небесных тел. Солнце получает свой свет от этого космического огня, а луна от Солнца.

Первым из греческих мыслителей, основавшим философскую школу был ученик Сократа - Платон. В отличии от Сократа Платон не ограничился проблемами этики, а создал целостную систему философского идеализма. Платоновская Академия, привлекавшая к себе ученных со всех концов Средиземноморья, просуществовала почти 900 лет, пока в 529 году ее не закрыл восточноримский император Юстиниан. Платоновсая школа оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли.  

Литература. Древнегреческая литература - одна из величайших в человеческой культуре. Греки являются родоначальниками многих современных стилей: эпос, поэма, басни, драма, комедия, лирика и др.

   Двумя шедеврами древнегреческой литературы считаются - "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Уже то, что у порога многовековой греческой литературы стоят столь совершенные произведения, заставляет предполагать предшествующее длительное развитие греческого эпоса.

      Сюжеты древних мифов, разработанные при помощи унаследованной эпической техники, вызвали к жизни большое количество эпических сказаний, образовывавших целые поэтические циклы, названные "киклическими поэмами". Число подражаний Гомеру постоянно росло из них сохранились: "Киприи" Стасина с Кипра, "Эфиопида" Арктина Милетского, "Малая Илиада" Лесхеса из Пирмы и др.

       Авторы "подражаний" оказались однако неспособными проложить новые пути эпической поэзии. Это удалось лишь великому Гесиоду, создавшему три новых эпических жанра: космогонический, генеалогический и назидательный. Наиболее известные его работы - поэма "Теогония", эпос "Труды и дни", "Каталог женщин" и другие.

  Греческая трагедия обязана своей неувядающей славой трем великим поэтам 5 века до н.э. ;

Эсхилу, Софоклу и Еврипиду. Наиболее выдающимся произведением Эсхила является "Орестея", в которой автор выступил выразителем назревших изменений в обществе: установленный Афиной суд, выносит приговор Аресту и тем самым старому родовому праву, праву кровной мести. Эсхил, как это было свойственно людям его поколения, мыслил еще в рамках религиозно-этических. Неотвратимый закон справедливого возмездия проявляется в судьбах почти всех его героев.

  В своем творчестве Еврипид, в отличии от Эсхила и Софокла, разделяющих старые религиозные верования и предрассудки, полон скепсиса и доходит до прямого богоборчества. Боги у него жестоки и пристрастны, но не они, а безудержные порывы человеческой души определяют судьбу людей, бросая их из одной бездны страданий в другую.

      Интерес к внутреннему миру выразился в оформлении лирики как литературного жанра (в VII в. до н.э.). Ведущей темой нового жанра стала любовь. Наряду с наиболее яркой лирикой о любви-страсти (поэтесса с о. Лесбос Сапфо, Алкей, Пиндар) возникла лирика о любви-игре, развлечении или разновидности интеллектуального общения, где также проявляется индивидуальность (Анакреонт).

   Наряду с интимной лирикой (а быть может, в противовес) возникла лирика гражданская, обратившаяся уже к обществу, а не к отдельному герою (Солон, Тиртей), а также ямбы - стихи назидательной, нередко сатирической направленности (Архилох, Мимнерм, Гиппонакт).

Архитектура. Говоря о мастерстве и эстетическом вкусе древнегреческих зодчих необходимо помнить, что пять из "Семи чудес света" созданы их руками: статуя Зевса, Колосс Родосский, мавзолей в Галикарнасе, храм Артемиды в Эфесе и Александрийский маяк.

   Наиболее ранние архитектурные сооружения найдены на Крите. Безусловное господство на море давало критянам возможность не строить оборонительных сооружений. Сохранились дворцы в Кноссе и Фесте, царская вилла, дома вельмож. Дворец в Кноссе напоминает город-лабиринт: там помещаются залы для зрелищ и состязаний, жилые помещения, мастерские и др. Являясь как бы продолжением холма, дворец снаружи - живописное чередование лестниц и террас, каменных и кипарисовых колонн. В залы свет проникает из типичного для Крита открытого центрального двора, а также через специальные отверстия в перекрытиях и потолках: теплый климат позволял обилие проемов.

   На стенах дворцов - яркие фрески совершенной техники исполнения и гипсовые рельефы, изображающие сцены придворной жизни, животных и растения: кабан, преследующий зайца, кот, подкарауливающий петуха, сцены игры с быком, танцовщицы и юноши с ритуальными сосудами, придворные дамы в пышных юбках, затянутые в корсеты и с обнаженной грудью.

Реализм фресок первого стиля сменяется стилизацией и скованностью второго стиля, фрески которого более похожи на орнамент. Ярко выражена и стилистическая эволюция в керамике: геометрический многоцветный рисунок сменяется на сосудах рисунком натуралистическим, а затем - стилизациями, близкими к орнаменту.

В Древней Греции строилось огромное количество храмов, посвященных различным божествам: храм Аполлона в Сиракузах, храм Зевса в Олимпии, афинский Парфенон и многие другие. Поскольку храм считался жилищем божества, его главное помещение копировало прямоугольный зал царского дворца; главный фасад был обращен на восток. Классический тип храма (периптер - "оперенный") - прямоугольный, со всех сторон окруженный колоннами. Четко различаются несущие и несомые части. Храм имел преддверие, святилище (наос), освещенное через световые люки в потолке, и опистодом - маленькое помещение с выходом в задней стене храма, где ранее помешалась сокровищница. Храмы раскрашивались в основном красной и синей краской.

   Замкнутость полиса-государства в эпоху эллинизма сменилась открытостью города, принадлежащего обширной империи. Центром его становится не храм, а административные здания и торговые портики, окружавшие агору. Вдоль широких, пересекающихся под прямым углом улиц стояли многоэтажные доходные дома с окнами на улицу, дома богачей с колоннадами, дома без окон с внутренним двориком. Город меньше связан старыми градостроительными традициями, он больше подчинен рельефу местности, естественные склоны стали использоваться для сооружения террас - можно говорить уже о появлении городского пейзажа.

   В строительстве храмов преобладал ионический ордер, большое распространение получили круглые храмы, появились открытые алтари (как, например, Пергамский алтарь).

   Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гимнасии, булевтерии (здания городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - также причисленный к семи чудесам света. Маяк был сооружен в 280 г. до н.э. на острове Фарос в устье Нила и в высоту достигал предположительно 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 м. Под куполом маяка горел костер, дрова для которого поднимали по винтовому пандусу на ослах. Маяк, известный нам по описанию арабов, представлял собой трехступенчатую башню.

Скульптура. Не менее важную функцию в формировании и управлении общественным мировоззрением играла скульптура, которая не только украшала храмы, но и служила религиозному культу. Она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы, и религиозное чувство грека не было замкнуто стенами храма. Живя среди сонма разных богов и богинь, он тем более был готов увидеть божество в победителе игр, которые именно для того и проводились, чтобы среди людей (родов, полисов) выявить того, кто отмечен благоволением богов.

Скульптура мраморная была характерна для храмов, ритуала жертвоприношения, поэтому отображала трагические жанровые сцены.

  Эквивалентом симметрии в скульптуре служило равновесие. Было замечено, что "Дискобол" Мирона (470-440 гг. до н.э.) не смог бы бросить диск, не нарушив равновесие позы. Уже Поликлет разрабатывал художественный канон, подбирая варианты пропорций. Однако его статуи лишь изображают возможность движения - одна сторона тела статична. Это обусловлено и особенностями скульптуры, которая должна сохранять максимальную устойчивость.

   Мраморная скульптура еще больше сковывала художника хрупкостью материала. Однако и предоставляла дополнительные возможности, которые раскрыл замечательный скульптор Парфенона Фидий (третья четверть V в. дон. э.). Чтобы достичь гармонии, Фидий преодолевал скованность отдельных фигур ритмом композиции. Пластика, сюжет и философское содержание составляли единое неразрывное целое: например, многофигурные ансамбли барельефов Фидия на фризах Парфенона - шествие афинских граждан.

   Ритм становится основным художественным приемом рельефов Скопаса (первая половина IV в. до н.э.). Общее равновесие достигается тем, что неподвижность одних фигур компенсируется движениями других, разнообразием и выразительностью поз. В рельефах Скопаса отчаянные движения воинов подчеркивают трагичность идеи: среди них нет победителей - только жертвы.

  Пракситель тоже перестал видеть в человеке (и боге) гармоничное существо, но не перестал им любоваться. Он находит прекрасное в мимолетном: то в полной неги позе, то в атлетических формах, скрывающихся в располневшем теле.

  В период после правления Александра Македонского происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея (30 в.до н. э.). Стройная фигура в развевающихся одеждах словно слетела с небес на нос корабля, установленного на скале высоко над морем.

   В основном этот жанр развивал приемы, которые использовал Лисипп из Сикиона, последний скульптор классики и первый скульптор эллинизма (времен правления Александра Македонского). Он умел передать индивидуальное, характерное в человеке и одновременно подчеркнуть самостоятельное выразительное значение скульптурной формы. Именно эти приемы, создающие иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях Афродиты Милосской (Агесандр, III-II вв. до н. э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар,340 г. до н. э.) .

  Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по своему более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика, появляются камеи - синтез пластики и ювелирного искусства, садово-парковая архитектура (особенно в Александрии).

Шедевром античной скульптуры является фриз храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. дон. э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен борющимися фигурами. При этом вместо ужаса битвы фриз передает жизнеутверждающее настроение, вызывает ощущение гимна. В известном смысле он предвещает искусство барокко.

    Лучшие традиции Родосской школы воплощены в скульптурной группе "Лаокоон" мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (около 50 г. до н. э.). Лаокоона, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи. Страдание на лице героя, высокий трагизм всей композиции выражают безмолвный протест против несправедливости богов, фатума.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!