КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 3 страница



   Земледельческие культуры описывали появление мира как растительный процесс: из вод поднялся холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя-солнце. В скотоводческих культах солнце родилось от коровы-неба в виде теленка. В другом варианте солнце отождествляется с Амоном (бараном). По-видимому, наиболее поздним представлением является ремесленный образ - Бог-творец вылепил людей из глины на гончарном круге.

   Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум -"Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках.

   Земледелие и потребности государственного объединения определили деформацию бытовавших верований. Иерархия богов получала переориентацию в зависимости от того, в какой ном переносили столицу, а с солнцем - Ра - поочередно отождествлялись местные божества. Земледельческие культы образуют сюжетную мифологию, воспроизводящую смену времен года и циклы полевых работ. Первоначально богиней плодородия была Хатор (а также владычицей кладбищ и "прекрасного запада", она встречала умерших перед вратами подземного царства). Пробуждение растительности после засухи и зноя связывали с возвращением солнечного "ока", дочери Ра - Тефнут. Праздник ее возвращения в египетском календаре назывался "днем виноградной лозы". Спад жары объяснялся тем, что солнце жалит змея, подосланная Изидой. Наступление знойного времени года воспринималось как наказание за человеческие грехи богом Ра - за то, что люди перестали почитать состарившегося за год бога. Мстит за это дочь Ра, богиня-львица Сохмет, олицетворявшая зной, всех убивающая и пожирающая. Остановить ее можно лишь с помощью хмельного напитка (виноградного пива).

  Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами. Согласно мифу, Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.

  Гор, сын Осириса, победил Сета и занял земной трон отца, став олицетворением власти фараона. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли: во время совершения культовых обрядов фараон бросал в Нил свиток с указом перед разливом реки; торжественно начинал подготовку почвы для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, приносил жертвы богине урожая и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый - с Гором.

Египтяне поклонялись священным животным. Так в одном из храмов Мемфиса содержали огромного черного быка с белой отметиной на лбу - Апис. Вся страна скобила, когда бык умирал. В искусственном озере содержали крокодила по имени Себек, которого кормили отборной пшеницей, вешали золотые серьги, а на передние лапы надевали кольцо. Археологи находят в песках Египта целые кладбища священных кошек, крокодилов, быков, похороненных по особым правилам.

   В египетской мифологии жило положительное отношение к подземному царству - его владыки могут уподобляться солнцу. Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых. Само солнце мертвые видят так же, как и живые, поскольку ночью оно проходит через подземное царство. Там тоже есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зреет зерно на полях и растут сладкие финики. Но туда попадет тот кто вел праведную земную жизнь, а творившего зло в земной жизни поедает чудовище с телом гиппопотама, лапами и гривой льва и пастью крокодила - Аммат.

  Для жизни в загробном мире необходимо было также сохранить и тело умершего, в которое могла вновь вселиться его душа - Ба. Египтяне научились высушивать тела, что бы оно могло долго сохраниться, - изготавливать мумию. Процесс изготовления мумии (бальзамирования) продолжался 70 дней (поскольку Исида такое же время собирала тело Осириса и мумифицировала его). Мумию клали в гроб - каменный саркофаг.

  Социальная эволюция египетской религии затемняется изменением внешних образов, вызванным различием местных культов. В "Текстах пирамид" (V династия) излагаются прежде всего основы гелиопольской теологии - культ солнца Ра; фараон носил титул "сын Ра". Во времена VI династии возросла роль города Абидоса и все большее распространение получал культ Осириса с его идеей посмертного воздаяния. Новое царство процветало под знаком фиванского бога Амона (отождествленного с Ра), а его закат сопровождала мемфисская теологическая концепция, по которой все боги являются эманацией единого бога Птаха, создавшего мир силой своего слова.

  Социальное и идеологическое основания Древнего Египта оказались столь прочны, что вторгшиеся с северо-востока гиксосы не разрушили принципы сложившейся культуры. Новое царство стало эпохой расцвета Египта в качестве уже мировой державы, распространившей политическое и культурное влияние далеко за свои пределы. Возврат к солярному культу уже на основе фиванской мифологии (Амон-Ра) обеспечивают единение Египта с другими странами. В храмах помещаются рельефы с изображениями посольств от четырех стран света, церемоний принятия дани, торжественных пиршеств, походов в иные земли. В анналах, одах и гимнах прославляются египетские боги как творцы и других стран.

   Через Нубию и Ливию египетская культура распространилась вглубь Африки, Азии. На территории Библа был построен храм в честь богини с обликом Хатор - Баалат Гебал; в Сирию и Финикию проникают черты египетской живописи, декора, бытовые предметы.

  Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе. Очевидно, это влияние действовало как стимул и привело к пышному расцвету культуры.

В эпоху междуцарствий шла настоящая идеологическая война между сторонниками централизованной власти, призывающими к единению и возврату к культу Ра и опирающимися на идею посмертного воздаяния и носителями центробежных тенденций. Оппозиционная идеология зародилась в среде местных правителей обособившихся номов, присваивающих царские привилегии.

   В "Споре Человека и Ба" утверждается, что умерший никогда больше не увидит солнца, тем самым разрушается и идея возможности посмертного воздаяния, и одна из основных мифологических идей, согласно которой солнце в ночные часы проходит сквозь подземное царство.

Большое значение для развития Египта имела реформа Эхнатона (Аменхотепа IV, 1372-1354 гг. до н. э.), цель которой была полная централизация власти, отстранение от нее всех жрецов, фактическое обожествление фараона; было предложено признать единым богом нечто, лишенное земного облика. Это преобразование религии содержит в себе и тенденцию к монотеизму.                                               

   Эхнатон сделал попытку соединить официальную идеологию с оппозиционной. Порывая с традиционным многобожием, признавая только одного бога - солнечный диск Атон, сыном которого был сам Эхнатон, фараон-реформатор стремился сосредоточить всю власть в руках одного правителя. Эхнатон стремился не только уничтожить имена других богов, но и само понятие бога заменить на фараона. Собственно бог был оттеснен на второй план уже отцом Эхнатона, т. к. при нем именно фараон признавался непосредственно "владыкой Маат". Сам Эхнатон уже отождествлял себя с законом и справедливостью - "Живущий Маат". Идя навстречу оппозиционной идеологии, Эхнатон игнорировал осирическую идею о посмертном воздаянии.

  Эхнатон недооценил роль жрецов как носителей идеологии, понадеявшись на наместническую бюрократию. Но жрецы, опираясь на номовую оппозицию - знать и общественное традиционное религиозное сознание, вернули свое положение. Единственным средством укрепления общества был возврат к прошлому. Упрочился культ Амона фиванского, уже более монотеистический, и усилился культ посмертного воздаяния.

     Но поскольку общественное сознание стало более светским, это требовало и от идеологии движения в сторону более общих магических и этических представлений. Наряду с прямой полемикой с оппозиционной идеологией создаются 125-я глава "Книги мертвых" с идеей нравственного загробного суда, ритуально-магические композиции ("Книга Амудат", "Книга врат", "Книга дня", "Книга ночи" и др.).

  Необходимость возврата к испытанным идеологическим устоям обоснована в "Прославлении писцов", где проводится мысль о вечности идей древности, сохраненных трудами писцов. Переписывается с древнего оригинала "Мемфисский богословский трактат". Примирение новой служилой аристократии со старой жреческой кастой и номовой знатью произошло, когда всеми сторонами был признан мемфисский культ бога Птаха - творца всех богов и всего сущего. Опорой власти фараона становилась отныне жесткая иерархия служилого чиновничества. Возможная угроза со стороны армии была нейтрализована путем привлечения наемных войск. При Рамсесе II последующее укрепление государства привело к расцвету культуры и распространению ее влияния в Нубии, Сирии и Палестине, а также усилению межкультурных связей. При сыне Рамсеса II внутренняя обстановка была вновь дестабилизирована, с чем Новому царству справиться уже не удалось.

      После периода смутного времени (борьбы с иноземными завоевателями) основные классические черты древнеегипетской культуры воспроизводит (в несколько утрированном виде) "Саисский ренессанс" - с середины VII в. до н.э. Именно в это время начались активные контакты Египта с греками. Милетцы основали в Египте свой торговый город Навкратис, в Мемфисе появился греческий квартал.

   Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.

Литература. Созданиецентрализованного государства привело к созданию египетской письменности. У египтян не было алфавита и вместо букв они использовали рисунки иероглифы. Изучить такое письмо было очень трудно. Умение писать считалось священным и основными его носителями были жрецы. 

Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды. В них идеологические мотивы представлены достаточно выпукло. Центральное место в древнеегипетской религии занимала богиня Маат, отождествлявшаяся с истиной и порядком (законом). Владыки, визири рассматривались как жрецы истины, создатели, учредители и блюстители законов. Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в "Текстах пирамид", в одном из древнейших поучений "Премудрость Птаххотепа". "Мемфисский богословский трактат" освящает существующие социальные отношения как созданные Птахом. Бессмертие и могущество фараона восхваляется в заупокойных "Текстах пирамид".

    Утверждению идеалов объединенного царства служат исторические свидетельства, рисующие картины междоусобиц и развала, сопровождающие крушение Древнего царства, - пророчества мудреца Неферти, "Речения Ипувера", гелиопольского жреца Анху.

      Нравственное обоснование централизованной власти дано в первом дидактическом "Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикару". В этом же сочинении намечена идея посмертного воздаяния, которую развивают позднее "Тексты саркофагов" и "Книги мертвых".

"Песнь арфиста" из гробницы царя Антефа призывает радоваться каждому дню, не думая о смертном часе. Можно говорить о зарождении светской литературы, вполне сложившейся в эпоху Среднего царства. Излюбленным чтением древних египтян были "История Синухета" - "роман", уже совершенно лишенный фантастического элемента, и "Сказка о потерпевшем кораблекрушение", сохранившая сказочные представления о дальних странах.

  Преображение общественного сознания в период междуцарствия отразилось в расцвете светской литературы Среднего царства, научных знаний; в скульптуре и даже в официозных изображениях царя заметно возросло внимание к индивидуальным, чисто человеческим чертам.

  Окончательно формируется как средство объединения страны среднеегипетский язык; становление сословия писцов сопровождается развитием скорописи (иератическое письмо). Развиваются новые жанры литературы: сказки, басни, наставления, любовная лирика.

  Сближение идеологического и обыденного сознания, развитие новоегипетского языка содействовало появлению множества рукописей светской направленности: распространению "песен услаждения сердца", героем которых мог быть даже фараон (Мехи); произведений, высмеивающих богов, как, например, "Спор Хора с Сетом" или "Взятие кошачьей крепости" - пародии на героический эпос.

Поселения и ремесло. Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух - трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали.

В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями.

Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи.

В глубокую древность уходят корнями традиции гончарного искусства. С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости.

  Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы которой найдены в некоторых гробницах.

По суше грузы транспортировались главным образом рабами-носильщиками или вьючными животными (ослами), по воде - на лодках, судах, баржах, плотах. Колесные грузовые повозки из-за плохих дорог использовались редко. Знать передвигалась на носилках, которые несли слуги, и колесницах (с эпохи Нового царства).

Архитектура. Одними из величественных памятников Египта являются пирамиды - первое из чудес света. Самой известной из них является пирамида Хеопса, построенная древнеегипетским архитектором Хемиуну около 2600 года до н.э.. Она сложена из глыб весом 2-3 тонны, высота пирамиды 147 м., каждая сторона по 230 метров. С древнейших времен до наших дней пирамида Хеопса остается самой большой каменной постройкой на планете. 

   Во времена Среднего царства отчасти возрождается объединяющий солярный культ (заупокойный храм Ментухотепа 1). Продолжается и строительство пирамид (кирпичных), хотя и более скромных, чем пирамиды Древнего царства. Создается новый символ объединенного царства - Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III), занимавший 72 тыс. кв. м, в котором разместилось бесчисленное множество божеств со всей страны.

В Фивах были возведены посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнак и Луксор. Смена архитектурных решений была рассчитана на смену декораций торжественных религиозных шествий. От Нила к фасаду храма вела дорога, обрамленная сфинксами, завершающаяся грандиозными статуями и обелисками (символами солнечных лучей). Входом служили каменные трапециевидные ворота - пилон.

   Существование оппозиционной светской идеологии вызвало раздвоение общественного сознания и отразилось на характере заупокойных храмов и гробниц царей. Поскольку их святость уже ставилась под сомнение, а сокровищам угрожало разграбление, храмы располагались у подножия гор, а гробницы - в тайниках скалистых ущелий. Например, заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трех окруженных колоннами террас, ступенями врастает в толщу скал, являясь как бы естественным их продолжением. Целиком вырублен в скалах храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад - гигантский пилон, перед которым высятся двадцатиметровые статуи сидящих фараонов.

  При фараоне Эхнатоне столица из Фив была перенесена в Ахетатон. Храмы там лишены колонных залов, жертвенники помещаются в огромных открытых дворах, обряды совершались под открытым небом..

Скульптура. Создавая каменные статуи, мастер соблюдал особые правила: статуя должна быть легко узнаваема, ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, а другая - к коленям. Боги, фараоны и вельможи изображались так, словно они заколдованы: взгляд устремлен вперед, в одинаковой позе застыли тела. Статуя обязательно раскрашивалась в различные цвета: тело, одежда, украшения все должно было выглядеть натурально.

    Во времена Эхнатона монументальные шествия рельефов становятся динамичными, разрушаются каноны, усложняется композиция и движения фигур, очертания становятся мягкими и округлыми, колорит росписей обогащается сиреневыми и розовыми тонами (роспись гробницы Нахта). Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными и объемными. Скульптурные портреты царицы Нефертити стали первыми классическими образцами женской красоты.

Живопись. Художники древнего Египта следовали определенным канонам в изобразительном искусстве. Верхняя часть тела человека - плечи и руки - выглядят так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги - будто сбоку. Голова тоже повернута к смотрящему боком, но глаз нарисован так, словно вы смотрите изображенному в лицо. Существовали и другие правила: мужчин рисовали с кожей темного цвета, а женщин - светлого. Фигуры богов - всегда большого роста. Фараон изображался гораздо выше своих вельмож, а простолюдины в сравнении с ним совсем маленькие.

Светский характер культуры периода правления фараона Эхнатона обусловил и реалистическую направленность искусства. Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхнатон любуется молодой супругой или они вместе играют с детьми, или плачут у ложа умирающей дочери. Идеал физической мощи, сурового и жестокого властителя сменяется образом духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности.

 

ЛЕКЦИЯ 4.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

ИНДО-БУДДИЙСКАЯ КАРТИНА МИРА

   Одной из оригинальных и величественных культур мира является индо-буддийская, сформировавшаяся в основном на территории Индии. Данная культура тесно связана с развитием представлений ее народа.

     Родоначальниками первой идеологии Индии стали арии, принесшие с собой Веды, создание которых относится ко 2-му тысячелетию до н.э.. Веды представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы. Оно было изложено в четырех сборниках (самхитах): Ригведа ("Книга гимнов"), Яджурведа ("Книга жертв"), Самаведа ("Книга песен"), Артхарваведа ("Книга жрецов"). О рождении гимнов сами певцы говорили как о результате тяжелого труда и божественного вдохновения, явившихся следствием принятия волшебного напитка. Каждый гимн обращен к конкретному богу. Гимны девятой книги "Ригведы" посвящены силе божественного напитка - Сомы. В ведах встречаются и бытовые зарисовки, и иронические рассуждения о богах. Молитвы вед выражают желание богатства — пищи и мужского потомства.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!