КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 2 страница



      Согласно Фрейду человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять «Оно» своим целям. При этом он указывает способ, которым культура может проводить в жизнь свои цели. Этот способ Фрейд назвал сублимацией, что означает использование сосредоточенной в «Оно» биологической энергии не по прямому назначению, а в целях разума и культуры.

      Фрейдовскую «сублимацию» по аналогии с гегелевской «хитростью разума» можно было бы назвать «хитростью культуры», т.к. культура, по Фрейду, выражает систему общественных норм и всегда стоит над отдельным человеком. Но культура может руководить человеком лишь став частью его бессознательного, оформившись в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фрейд называет «Сверх - Я» и считает, что она выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных страстей. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой за это оказывается психологическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, агрессивностью и моралью.

        Концепцию изначальных культурных истоков бессознательного обосновал Карл Юнг. Согласно этой концепции коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Первичные формы (структуры) бессознательного Юнг называет его архетипами, который являются осадком от первичного душевного опыта человечества. Архетип - это психический смысл, направляющий жизнь нашей души. На архетипах построена вся психика человека; все сознательные смыслы имеют свою архетипическую основу и так или иначе выражают соответствующий архетип.

       Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы так или иначе связаны с мифологическими образами. Миф лежит в самой основе человеческой души и именно он даёт человеку чувство единения с первоосновами жизни.

       Несмотря на архаическое происхождение, бессознательное, по Юнгу всё же может жить в мире с культурой. Человек должен найти для бессознательных сил адекватное культурно-символическое выражение. Культура призвана вести диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализации жизни. Появляется явное противоречие - жизнь рационализируется, а человек не становится более рациональным по своему психическому устройству. Рушится прежний символический мир, уходит в прошлое культурное выражение архетипов, жизнь человека обессмысливается. XX век становится веком неслыханных психических эпидемий, которые страшнее обычных эпидемий и землетрясений.

          По мнению Юнга, европейская культура изменится, чтобы восстановить утраченное единство человеческой души, что, однако, не означает погружение в бессознательное и полное подчинение его архаическим мотивам.

    Таким образом, Юнг раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного, а историю культуры представил как осуществление бессознательных основ души, что явилось новым направлением, своеобразным переворотом в культурологии. — Общую концепцию развития культуры создал Арнольд Тойнби. Он исходил из существования многих различных культур, каждая из которых обладает собственной истиной. Однако, в отличии от Шпенглера, Тойнби не рассматривает каждую культуру как обособленный и замкнутый организм. Наоборот, каждая локальная культура выступает у него как одна из ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения.

         Заслуга Тойнби состоит в том, что он раскрыл диалогическую сущность развития культуры, показал возможность альтернативы в развитии культуры, отказался рассматривать историю как реализацию одного определяющего фактора. Он видит в истории реализацию божественного начала, сталкивающегося при этом с внешними препятствиями. Однако эти препятствия превращаются для творца в условие прогресса. Препятствие воспринимается творческим началом как Вызов, Ответом на который является новый акт культурно-исторического созидания.                                                                                          

       Концепция Тойнби даёт ключ к пониманию творческой природы и возможной альтернативности культурно-исторического процесса. Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа и общество. При этом возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов.

        Видное место в современной культурологии занимает структурализм, идеи которого разработаны французскими учёным К. Леви-Строссом, и М,Фуко, Ж. Дерридой и др. Структурализм стремится преодолеть описательность в культурологическом анализе и использовать для исследования культуры методы естественных наук. В качестве образца ими была взята лингвистика, которая в 20-30-е годы XX века в результате использования новых методов исследования приобрела черты точной науки.

        Структурализм делает акцент на исследовании форм, общих схем и законов духовной деятельности. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры. Структура понимается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода, причём, они действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовную деятельность человека.

          Все культурные системы: язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. структурализм рассматривает как знаковые системы. Наиболее универсальной знаковой системой является Язык. Целью структурного анализа является поиск системообразующего фактора данной культуры, выявление структурных закономерностей определенного множества культурных объектов.

       Одной из самых распространенных концепций современности является концепция игровой культуры, наиболее видными теоретиками которой являются И. Хейзинг, Ортега-и-Гассет, Е. Финк и др. Они считают игровое начало не только свойством художественной деятельности, но и основанием всей культуры. Игра сопровождает культуру на всем протяжении её истории и характеризует многие культурные формы.

      Культуроформирующее свойство игры связано с тем, что для изменения окружающей среды посредством любой деятельности, человек должен совершить предварительно аналогичную -работу в собственном воображении, т.е. своеобразно «проигрывать» деятельный процесс. При этом игровой элемент присутствует не только в духовном проявлении, но и во всех сферах материальной культуры. В определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации социально-нравственной идеи.

     Роль игры в истории культуры не всегда была одинаковой. По мере культурного развития игровой элемент отступал на второй план, материализуясь в науках, в литературе, в правовых отношениях, в формах политической деятельности. Вытеснение игры началось в XYIII веке, что привело к утрате свободного духа культуры, а затем и к кризису европейской культуры в XX веке. Для преодоления этого кризиса, для противопоставления натиску современной «массовой» культуры следует возрождать подлинную культуру, сущность которой составляет спонтанность, внутренняя потребность человека, отсутствие прагматической установки, т.к. из элементов именно такой культуры складывается «элитарный» пласт всего культурного процесса.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

В процессе становления культурологии как науки возникали и развивались различные подходы к периодизации и типологии культуры. Суммируя их и выделяя наиболее распространенные, можно представить следующую структуру исторической типологии культуры:

- Архаическая культура;

- Доосевая культура древних локальных цивилизаций;

- Универсальная культура Востока и Запада в «осевое время»;

- Культура Востока и Запада в новую эру.

Дадим общую характеристику каждому из этих исторических типов культуры.

1. Понятие «архаической культуры» чаще всего понимается как явление которое преобразуется или преодолевается в эпоху формирования цивилизаций в условиях перехода к оседлости. В то же время историческая грань между архаической культурой и культурой эпохи цивилизации весьма относительна, т.к., во-первых, современная цивилизация своими корнями уходит в архаическую эпоху, а, во-вторых, архаическая культура лежит в основе существования человека и общества. Культурная архаика - это то, что навсегда остается в человеческой культуре, будучи впервые приобретенным в начальную историческую эпоху.

     Человеческая мысль постоянно предпринимала попытки найти эту «первооснову» ("архэ") культуры. Так, «просветители» считали определяющим в человеческой культуре разум самого человека, «Романтики» и иррационалисты - волю к жизни или религиозное чувство, Гегель - духовность, Маркс - трудовую деятельность, Вл. Соловьев – нравственность, современная культурология - язык и другие символические культурные формы.. 

Основания первоначальной культуры никуда не исчезают, но непрерывно видоизменяются и поэтому часто неузнаваемы.

2.          На определенном историческом этапе (в эпоху «неолита») происходит «аграрная революция» - возникновение земледелия и скотоводства. Человек, который до этого присваивал плоды природы, начинает производить продукты, которые она непосредственно не содержит ( напр., хлеб). Присваивающее хозяйство сменяется производящим. Впервые появляются центры постоянного человеческого существования - опоры фундамента цивилизации. Финалом этой социокультурной революции явилось возникновение первых цивилизаций мира. Первые две из них возникли примерно в одно время ( в конце IY - нач. III тысяч, до н.э.) на Ближнем Востоке (Шумер) и в Северной Африке (Др. Египет), третья - в Южной Азии (Индия) в III тыс. до н.э., четвёртая и пятая - в Китае и в бассейне Эгейского моря (П тыс. до н.э.). В итоге на этих территориях образуются локальные цивилизационные центры, где формируется уникальные и неповторимые самостоятельные культуры.

      Несмотря на локальность, у этих культур есть и общие черты: высокий уровень развития ремесла, торговли и военного дела; профессионализм людей; появление вместо родовой организации семьи и государства и др. Общность языка и религии, художественной символики, однородность социальной структуры, организующая роль государства придают этим обществам характер локальных цивилизаций, способных существовать самостоятельно, сохраняя преемственность. По этим признакам их называют традиционными цивилизациями. Их традиционная культура будет поколеблена лишь в процессе модернизации в новое и новейшее время, хотя некоторые важные сдвиги здесь произошли и значительно раньше (с- сер. I тыс. до н.э.).

3. В середине I тыс. до н.э. произошли два исторических события в культуре, которые способствовали важным сдвигам в формах традиционных цивилизаций. Во-первых, произошел духовный переворот, приведший к появлению «философской веры», и мировых религий, что давало возможность универсалистского понимания человека. Во-вторых, впервые в культуре обозначилась противоположность между Востоком и Западом. Эти события многими культурологами (К. Ясперсом и др.) рассматриваются как «ось», разделяющая старые традиционные культуры и новую универсальную культуру. Данный период подразделяется на ряд этапов: культура европейского средневековья, культура эпохи Возрождения и Реформации, культура Просвещения, романтизма.

4. Вторая половина 19-20 вв. выделяются в отдельный период, характеризующийся быстрым прогрессом человечества во всех сферах жизни и прежде всего в технической области. На данном этапе приоритетными становятся ценности западной цивилизации, охватывающие и неевропейские культуры. Преобладание стран западного типа культуры в экономической сфере привело к их культурной экспансии во всем мире. Для данного этапа характерно преобладание мировой культуры над национальной. При этом изменилось и само понятие «мировой культуры», объединяющей далеко не лучшие достижения национальных культур.  

 

 

ЛЕКЦИЯ 3.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

   Египет - одно из самых древних государств на земле. Уже в 4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные ее признаки: письменность, монументальные сооружения, города, дифференцированное общество и государство.

Историю древнеегипетского государства делят на три крупных периода: Древнее царство, Среднее царство, и Новое царство. Эпоха древнего царства начинается с объединения Египта фараоном Миной и заканчивается в первой половине 22 века до н.э., когда одному из номархов (правитель области) удалось захватить Мемфис - столицу Египта, и объявить о создании на юге государства с центром в Фивах.

Лишь спустя 100 лет фараону Ментухотепу 1 удалось завоевать ном мятежного правителя и вновь объединить Египет - Среднее царство.

  Однако из-за слабости верховной власти страна на 150 лет попала под власть гиксосов, пришедших из Азии. Их изгнали номархи Верхнего Египта, которых привлек на свою сторону правитель Фив Яхмос 1. Так возникло Новое царство, которое существовало вплоть до покорения в 10 веке до н.э. Персией, а затем Александром Македонским.

   Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.

Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено. Со временем появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.

Развитие древнеегипетской культуры обусловлено благоприятными условиями обитания в долине реки Нила, на плодородных землях. Нил течет через пустыню и для развития земледелием египтяне вынуждены были создавать оросительные системы - каналы. В воде было много черного ила, который при разливах оседал на желтых песках пустыни. Слово Египет и означает - "черная земля". Без разливов Нила развитие земледелия было бы невозможным, поэтому в древности говорили: "Египет - дар Нила".

Приоритет социальных связей и разрушение родовой замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.

Формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств, тем не менее крестьянское хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования.

  Бурное развитие египетской цивилизации было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества.

   Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона - не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина - члена общины.

В то же время пирамида символизирует лестницу к солнцу, да и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные лучи (вершинами, примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу. Дальнейший путь умершего фараона повторял путь солнца по небосводу - с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме: это ворота в начале его пути. Далее вела "дорога восхождения" заупокойному храму, где проходила церемония обожествления фараона. После этого гроб с мумией помещали в саркофаг.

В Среднем царстве символика пути фараона, очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса - царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). Ментухотеп 1, вновь объединивший Египет в Среднем царстве, вообще устроил гробницу в скале, хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах строили свои гробницы и фараоны Нового царства.

  Как и в других культурах, в борьбу со светской властью вступили жрецы. Поэтому фараоны IV династии не только пытались возвеличить свою власть строительством самых высоких пирамид; есть свидетельства о том, что Хуфу закрывал храмы, запретил жертвоприношения. Начало упадка власти фараонов не случайно совпадает с расцветом храмового строительства (с V династии).

  Как попытку восстановить власть фараона во времена VI династии следует расценивать, в частности, и вынесение статуй фараона за стену, окружающую пирамиду, - на глаза верующим. Простым смертны были впервые открыты некоторые помещения заупокойных храмов.

  Власти фараона угрожали и областные правители. Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия - распадом Египта на изолированные номы, что приводило к упадку ирригационных систем. В дальнейшем, в период Среднего царства, общегосударственные функции централизованной власти расширяются: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики - завоевание и освоение новых земель и рабов.

  Новый скачок в развитии египетского государства сопровождался появлением различных новшеств в средствах производства (во времена Нового царства, в 16-12 вв. до н. э.). Совершенствуется бронзовое литье, изобретены мехи, приводимые в действие педалями, пластинчатый панцирь для воинов, создается военный флот; половину войск отныне составляют наемники; в земледелии используется удобный плуг, колодезные "журавли" для подачи воды в ирригационные системы различного уровня, произведен дренаж плодороднейшей дельты Нила, возникает овцеводство и коневодство. На юге Египет продвигается до З-его порога, на севере охватывает Сирию и Палестину. Влияние фараона достигает такой силы, что в царствование Эхнатона от власти (на время) отстраняются жрецы.

Хозяйственная и этническая определенность была закреплена не только политически - централизованной властью, но и поддерживалась мощными идеологическими средствами. Именно формирование общей религиозной структуры послужило предпосылкой формирования общественного сознания.

    Пантеон египетских божеств включает несколько исторических пластов. Первобытное сознание представляло рождение мира как стихийный процесс: солнце рождается на первичном холме, камне "бен-бен", восставшем из хаоса; уже к тотемным представлениям, причем поздним, после того, как был изобретен лук и началась промысловая охота, относится образ рождения солнца из яйца птицы; родовое сознание рассматривало мир как ряд кровно-родственных связей, олицетворенных стихий.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!