Jewish Education Committee, 1946. 188 страница
Е. Мюллера. Мир узнал его благодаря выдающей ся серии из двадцати исследований, опубликованных в период с 1926 по 1930 год в « Психологише фор-шунг» (Psychologische Forschung). Самым запомнив шимся событием Международного конгресса по пси хологии, состоявшегося в Америке в 1929 году, была демонстрация простого, но поучительного фильма Левина о восемнадцатимесячном ребенке, сидящем на камне. На некоторых американских психологов этот фильм оказал особое влияние, побудив их пересмо треть собственные теории, касающиеся природы ин теллекта и научения. Другие фильмы Левина, отно сящиеся к германскому периоду его деятельности, можно считать классическими произведениями того же порядка. В двадцатые годы мы могли с уверен ностью назвать его динамическим психологом, дет ским психологом, сторонником экспериментального подхода, но только не социальным психологом.
|
|
|
|
Трагические исторические события заставили его искать убежища в нашей стране. Эти события побуди ли его изменить сферу собственных интересов и обра титься к решению проблем социальных отношений. Незадолго до его смерти я задал ему вопрос о том,
Послесловие | 399 |
когда его впервые заинтересовали психологические проблемы демократии. Он рассказал, что это было непосредственно вызвано перемещением его жизненного пространства в Америку. На первом этапе деятельнос ти внимание Левина привлекали либеральные идеи, прогрессивное обучение, философия политики. Но ре троспективно он понял, что немецкий либерализм был отмечен абстрактными дискуссиями и непродуктивны ми попытками. И для него оказалось ярчайшим пере живанием увидеть в Соединенных Штатах демократию
|
|
|
|
действии и осознать причины, по которым здесь она Ф ункционировала с большим успехом, чем в Германии,
сказал мне: «На меня произвела огромное впечат ление открытость, беззаботность, терпимость к ближ нему, свойственные американскому образу жизни. Я убедился, что американские идеалы — это лучшие из идеалов, которые могут быть у человеческого общест ва. Теперь я гражданин Соединенных Штатов». Он поставил перед собой задачу понять те условия, при которых групповая дискуссия приводит к полезному действию, и те принципы, которые распределяют от ветственность таким образом, чтобы каждый человек мог развиваться, влияя на свою собственную судьбу.
Первой публикацией финального периода его жизни стала блестящая работа, касавшаяся активно обсуждавшихся в то время этнических и националь ных различий (3). Вскоре после этого он приступил
осуществлению известных экспериментов в облас ти авторитарной и демократической групповой атмо сферы. Проблемы для исследования предлагала ему сама ситуация, сложившаяся в мире. Америка пре доставила ему возможность работать над решением этих проблем, вдохновляющее принятие и справед ливую критику. И, тем не менее, фактор ситуации, каким бы благоприятным и детерминирующим он не был, не имел бы никакого значения, если бы объек том его воздействия не являлась столь человечная, одаренная и увлеченная личность с кипучей энерги ей и жаждой открытий. Сама история его жизни,
400 Послесловие
включая и страдания его друзей-евреев, была важ ным элементом ситуации. Поистине, поведение — это функция и окружения, и личности.
Наконец, последняя отличительная черта гения — значимость одной или нескольких негедонистических ценностей. Мы привыкли причислять к гениям наукитех, кто посвятил себя поискам истины. Но послед ние непростые годы показали нам, что сама по себе истина — ценность, которая недостаточна для выжи вания человечества. В социальной психологии, напри мер, недостаточно выяснить, почему люди, принадле жащие к определенным национальным группам, ведут себя именно так, а не иначе. Неожиданно нам при шлось осознать, что мы должны понять, каким обра зом они могут научиться вести себя лучше. (Посколь ку, если в ближайшем будущем им не удастся этого достичь, может не оказаться ни групп, которые нуж но изучать, ни самой науки.) Курт Левин открыто говорил о том, какие именно ценности кажутся ему приоритетными. Для него лучшая жизнь — это всегда демократия, человечность, юмор и доброта. Мы по читаем его как искателя истины и как гуманиста, всей душой преданного ценностям демократии, которую, как он заявил, он обнаружил именно у нас, и вспо минаем его с особенным уважением и благодарностью.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!