Jewish Education Committee, 1946. 185 страница



 

высшие психические процессы отдельных людей. Бихевиоризм привнес идею о фрагментировании ок­ ружающей среды на бесконечное количество услов­ ных стимулов, вызывающих бесконечное количество рефлекторных актов. В середине этого периода Мак-даугалл попытался избежать того солипсизма, кото­ рый во многом он сам и породил, предложив кон­ цепцию «группового сознания», как полной анало­ гии индивидуального сознания. Этот термин, исполь­ зовавшийся как им самим, так и многими его пред­ шественниками, отражает их пристрастие к индиви­ дуальным моделям. Однако существовали веские при­ чины для того, чтобы отвергнуть эту теорию: она не соответствовала духу крайнего плюрализма, распро­ страненного в тот период, она не предполагала кон­ структивных способов экспериментальной проверки, она несла на себе печать европейской метафизики. Эра индивидуализма была временем, когда в науч­ ной среде доминировали методы и концепции экспе-


Послесловие 393

 

риментальной психологии, когда индивидуальные пси­ хические процессы, проинтерпретированные на основе статистики, рассматривались как адекватная объяс­ нительная схема всего социального поведения. И фрейдизм со своим выраженным акцентом на инди­ видуализм человека также пришелся весьма к месту.

 

За два десятилетия до того в лексикон социоло­ гов и антропологов вошли и стали активно исполь­ зоваться понятия, подчеркивающие важность учета факторов статуса, роли, стиля и ситуации (как не­ посредственной, так и более отдаленной) при анали­ зе актуального поведения. Действительно, социологи

 

антропологи долгое время оперировали этими тер­ минами, но пока стенки между кафедрами в наших университетах не обветшали, их голоса не были ус­ лышаны психологами, живущими по другую сторону коридора. Пришло время, когда многие из тех же самых психологов, которые до того рассуждали в терминах индивидуализма, бросились в другую край­ ность. Стало модным апеллировать к понятиям пат­ тернов культуры, рассматривая личность как носите­ ля некоторого статуса.

 

До некоторой степени, влияние всех этих трех периодов мы ощущаем на себе и поныне, и в особен­ ности, конечно, актуальны тенденции третьего перио­ да. И именно здесь мы по достоинству начинаем оце­ нивать вклад Левина, предложившего модель хорошо сбалансированного переплетение индивидуальных и социальных тенденций. На первый взгляд, любимая формула Левина, Π = f (Л, С), не несет в себе ниче­ го нового, и мы склонны пренебречь ею. Разве все без исключения психологи всех времен не соглаша­ лись с тем, что именно динамика личности и динами­ ка окружающей среды являются теми факторами, которые обуславливают динамику поведения? Вероят­ но, это так — в их терминах. Но даже если мы со­ глашаемся с этим принципом в целом, те из нас, кто придерживается индивидуалистического подхода, на­ стаивают на том, что в интерпретациях должна до-


394                                                                               Послесловие

 

минировать Л, где детерминирующая роль приписы­ вается прошлому опыту личности. Те из нас, кто яв­ ляется сторонником культурального подхода, стремятся минимизировать Л и преувеличить значимость С. Ле­ вин придерживался среднего курса, и советовал нам находить компромисс в наших разногласиях, приняв в расчет то ситуационное поле, которое существует в представлениях самих его действующих лиц. Посту­ пив таким образом, мы обнаружим, что паттерны культуры, роль и статус действительно определяют поведение, но только в том случае, когда эти катего­ рии социальной структуры действительно представля­ ют собой реальные силы, преломленные через инди­ видуальные потребности и процессы восприятия.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!