Jewish Education Committee, 1946. 171 страница
проблемой благополучия всего рода человеческого могут стать возможными источниками силы. Сильное чувство того, что ты — часть и представитель груп пы, положительная установка по отношению к ней как у детей, так и у взрослых — это достаточные условия для устранения установок, основанных на ненависти к самим себе.
Формирование чувства групповой принадлежности на основе активной ответственности за каждого еврея должно стать одной из первоочередных задач еврей-
|
|
364 Межгрупповые конфликты
ского образования. Это не означает, что мы должны развивать в своих детях чувство принадлежности, за ставляя их ходить в воскресную школу или в хедер 1 . Тем самым мы еще в раннем детстве сформируем ту модель навязанной групповой принадлежности, кото рая характерна для психологической ситуации негатив ных шовинистов, и в конечном счете породим именно такую установку. Слишком много молодых евреев было отвращено от иудаизма как раз тем, что в их жизни было слишком много хедера. Наши дети должны вос питываться в контакте с еврейской жизнью таким об разом, чтобы фразы типа «этот человек, похоже, ев рей» или «поступает совсем по-еврейски» носили ско рее позитивный, чем негативный оттенок. А это пред полагает, что еврейские религиозные школы должны, по меньшей мере, соответствовать педагогическим стан дартам всех других наших школ.
|
|
|
|
организационной точки зрения, группа как це лое, по всей вероятности, была бы гораздо сильнее, если бы мы смогли избавиться от наших негативных шовинистов. Но такое изгнание части группы невоз можно. Однако мы могли бы значительно приблизить ся к такому положению вещей, когда принадлежность
|
|
еврейской группе будет основываться — по край ней мере, пока речь идет о нас самих, — на желании человека принять активную ответственность за груп пу и готовности пойти на жертвы ради нее. По мое му мнению, евреи совершили оольшую ошибку, посчи тав, что членство в большой группе будет привлека тельнее для человека в том случае, если от него са мого будет требоваться как можно меньше. Сильные группы не формируются подобным образом, принцип их построения совершенно иной. И в этом отноше нии мы можем многому научиться на примере като лической группы. Действительно, поддержание в че ловеке духа самопожертвования с большей вероятно стью приводит к снижению ненависти к самому себе.
1 Еврейская религиозная школа. — (Прим. перев.)
Межгрупповые конфликты | 365 |
еще одно финальное замечание заслуживает вашего внимания. Многие евреи, по-видимому, все-таки уверены в том, что предубеждения против ев реев исчезнут, как только все люди станут вести себя должным образом, — и это несмотря на все доказа тельства того, что между этими двумя явлениями нет значимой связи. Еврейские родители гораздо боль ше, чем любые другие, привыкли уделять огромное внимание благопристойному поведению детей в об щественных местах. Подобное внимание — это один из источников чрезмерной чувствительности к пове дению соплеменников, о котором мы уже говорили выше, и источник бесконечного чувства неловкости
напряжения. И чем больше человек будет склонен рассматривать еврейский вопрос как социальную проблему, а не как проблему хорошего поведения отдельного человека, тем самым взваливая на свои плечи двойную ношу, тем более он будет способен к адекватному, свободному поведению. Подобная нор мализация уровня напряжения, по всей вероятности, является самым важным условием избавления евреев от ненависти к самим себе.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!