Jewish Education Committee, 1946. 170 страница



 

 

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ

 

С НЕНАВИСТЬЮ ЕВРЕЕВ К САМИМ СЕБЕ


 

Может создаться впечатление, что ненависть к самому себе является феноменом психопатологичес­ кого характера и что его предотвращение — задача,


362                                              Межгрупповые конфликты

 

которую должен решать психиатр. Однако современ­ ная психология свидетельствует о том, что многие психологические феномены — это всего лишь про­ изводные от социальной ситуации, в которой нахо­ дится человек. В некоторых случаях еврейская нена­ висть к самим себе может характеризовать невроти­ ка или человека с каким-либо другим личностным отклонением, но в подавляющем большинстве случа­ ев мы имеем дело с людьми с нормальной психикой. Иными словами, это — социально-психологический феномен, даже с учетом того, что он обычно оказы­ вает сильное влияние на личность в целом. Фактиче­ ски, невротические расстройства у евреев нередко бывают результатом их недостаточной адаптации к существованию подобных групповых проблем.

 

Ненависть евреев к самим себе исчезнет только тогда, когда они получат равный статус с другими группами. Лишь тогда враждебность к своей собст­ венной группе снизится до относительно незначимых показателей, характерных для представителей боль­ шинства. Ее место займет здоровая самокритика. Однако все это вовсе не означает, что до тех пор мы не можем ничего сделать. В конечном счете, в нашем обществе есть множество евреев, которых никак нельзя заподозрить в антисемитизме.

 

Единственный способ избежать ненависти евреев к самим себе в ее различных проявлениях, — это изме­ нить негативный баланс сил притяжения и отдаления в отношении еврейской группы на баланс позитивный, сформировать лояльность к еврейской группе взамен негативного шовинизма. Сегодня мы не можем уберечь наших соплеменников или наших подрастающих детей от тех проблем, которые возникают из-за того, что человек принадлежит к еврейской нации. Однако мы можем попытаться улучшить еврейское образование как детей, так и взрослых, чтобы воспрепятствовать воз­ никновению чувства неполноценности и чувства стра­ ха, которые представляют собой самые важные причи­ны возникновения негативного баланса.


Межгрупповые конфликты 363

 

Чувство неполноценности, присущее еврею, — это не что иное, как свидетельство того, что он смотрит на все еврейское глазами недружественного большин­ ства. Я помню, как, будучи подростком, я был глу­ боко расстроен тем, что обвинение евреев в неспо­ собности к конструктивной работе могут соответст­ вовать действительности. Я знаю, что многие еврей­ ские подростки, испытавшие на себе воздействие предрассудков, чувствовали себя точно так же. Се­ годня молодые евреи, будучи очевидцами развития Палестины, оказались в гораздо более благоприят­ ной ситуации. Каким бы ни было мнение о сионизме как о политической программе, едва ли кто-то, кому пришлось наблюдать немецких евреев в первые судь­ боносные недели после прихода Гитлера к власти, будет отрицать тот факт, что тысячи немецких евре­ ев избежали самоубийства лишь благодаря известной статье в «Еврейском обозрении», озаглавленной — «Скажи „да" своему еврейству». Излагавшиеся там идеи стали объединяющим лозунгом и источником силы как для сионистов, так и для тех, кто не раз­ делял сионистских воззрений.

 

Если мы хотим противостоять страху и быть силь­ ными перед лицом будущего, каким бы мы его себе ни представляли, то самое главное — это ясное и полное принятие принадлежности к группе, судьба которой нам не безразлична. Долговременная пер­ спектива, охватывающая прошлое и будущее еврей­ ского народа, и связь решения проблем меньшинства


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!