Jewish Education Committee, 1946. 152 страница



Однако ситуация еврейских юноши или девушки, намеревающихся поступить в университет, несколько иная. Ни для кого не секрет, что в большинстве престижных университетов существует неофициаль­ ная и, тем не менее, совершенно определенная кво­ та, ограничивающая количество евреев-студентов, особенно на тех факультетах, где обучают юристов, врачей и других представителей интеллектуальной элиты общества. Только еврейские землячества и


326                                              Межгрупповые конфликты

 

женские студенческие организации открыты для всех еврейских студентов. Таким образом, тому, что тот или иной студент — еврей, придается большое зна­ чение, и внимание к этому вопросу нередко значи­ тельно превосходит желания самого студента.

 

Каким образом еврейские студенты реагируют на подобную ситуацию? Некоторые из них могут спра­ виться с ней, приняв ее как факт. То есть их пове­ дение адекватно и сбалансированно, они живут сча­ стливо и входят как в еврейские, так и в нееврей­ ские группы.

 

Однако есть немало еврейских студентов, кото­ рые не смогли приспособиться к такой ситуации. И на тех, кто переехал в Америку из догитлеровской Германии, производит огромное впечатление тот факт, что здесь, как и там, и иногда даже в большей сте­ пени, можно обнаружить такие типичные симптомы недостаточной адаптированности евреев, как чрезмер­ ное напряжение, крикливость, чрезмерная агрессив­ ность, избыточная старательность.

 

 

II

 

Какие факторы определяют, насколько сбалансиро­ ванным будет поведение того или иного еврея, и какова роль образования в формировании спокойно­ го, сбалансированного поведения?

 

Мы могли бы порассуждать о том, что антисеми­ тизм — это лишь одна из множества проблем, с ко­ торыми приходится сталкиваться ребенку. Помимо этого существуют и школьные проблемы, и трудности во взаимоотношениях с родителями и родственника­ ми, и сложности с друзьями. На самом деле, ситуа­ ции описанного нами типа, в которых ребенок стал­ кивается с антисемитизмом, достаточно редки, если мы сравним их с частотой возникновения всех прочих проблем. И если мы будем рассматривать проблемы, возникающие вследствие антисемитизма, беря за ис-


Межгрупповые конфликты 327

 

ходную точку отсчета не евреев как группу, а еврея как отдельную личность, может быть, мы придем к выводу о том, что нет никакой необходимости каким-то специальным образом подготавливать ребенка к тому, чтобы он мог противостоять антисемитизму. Очевидно, будет достаточно того, что мы разовьем в ребенке общую способность, позволяющую ему справ­ ляться с возникающими трудностями, в особенности

 

неудачами в социальной сфере. По крайней мере, в раннем детстве такая подготовка не обязательна; до­ статочно помогать ребенку тогда, когда у него воз­ никают те или иные частные проблемы.

Существует несколько факторов, которые обуслов­ ливают формирование такого рода установки у не­ которых еврейских родителей. Согласитесь, это все­ гда неприятно — взваливать на маленького ребенка еще какие-то дополнительные проблемы. Воспитать ребенка так, чтобы он осознавал свою принадлеж­ ность к еврейскому народу, значит, заставить его почувствовать, что он не такой, как его нееврейские товарищи по классу и играм. У него возникнет мно­ жество вопросов, и в конечном счете он может от­ далиться от сверстников. Возникает вопрос не луч­ ше ли как можно дольше откладывать разговор об этой проблеме, до тех пор, пока ребенок не станет достаточно сильным, чтобы справиться с ней? Не будет ли педагогически правильным, по крайней мере,


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!