Jewish Education Committee, 1946. 155 страница
Тот же самый фактор можно описать и иначе, бо лее технически, сказав, что развитие ребенка в диф ференцированную и стабильную личность с функ циональной точки зрения очень тесно связано с раз витием дифференцированного и стабильного психо логического окружения ребенка. Если мы посмот рим на мир глазами ребенка, то вначале мы увидим его недифференцированным, и только некоторые области постепенно приобретают определенную форму и цвет. Постепенно все больше и больше частей мира становятся отчетливо определенными. Мы говорим: «Ребенок растет, приобретает знания,
|
|
332 Межгрупповые конфликты
обретает ориентацию». Однако нам необходимо осо знавать, что это научение означает нечто большее; это — сам процесс построения того мира, в кото ром живет ребенок, той социальной почвы, на ко торой он стоит. С самого раннего детства социаль ные факты и, в особенности, чувство принадлежно сти к определенным группам представляют собой одни из самых важных составляющих его растуще го мира; они определяют, что человек считает хо рошим, а что плохим, они обусловливают его цели
|
|
его желания.
теперь мы более глубоко можем понять пове дение той темнокожей девушки, о которой говори лось выше. Она выросла среди белых и негритянских друзей, которые относились друг к другу как рав ные к равным, и уверовала в равенство прав, кото рое, как ей говорили в школе, даровано американ ской конституцией каждому гражданину. Короче говоря, она росла с идеей равенства белых и негров,
|
|
ее представления о будущем основывались на этой идее. Мир этой девушки, должно быть, был разру шен до самого основания, когда она вдруг осознала, что это всего лишь ее иллюзии.
|
|
не так уж важно, насколько жестоко обошлись с девушкой в том бассейне. Что в данном случае име ло значение, так это сам смысл, который имело это действие, то влияние, которое оно оказало на ее представление об отношениях между той группой, к которой она принадлежала, и другими группами. Де вушка вдруг обнаружила, что социальная структура ее психологического мира, которая медленно выст раивалась год за годом, разбилась вдребезги. Она по теряла Ориентацию и лишилась основы, на которой выстраивала свои действия: она больше не могла быть уверена в том, что какое-то действие приблизит ее к намеченной цели. Более того, ее вера в стабиль ность мира была жестоко разрушена, а без такой стабильности нет никакого смысла строить какие-то планы на будущее.
Межгрупповые конфликты | 333 |
Тем же самым вызвано и отчаяние приемного ре бенка, несмотря на то что «объективно» ничего не изменилось. Изменились его представления о его групповой принадлежности, а поэтому изменилось
отношение ко всем без исключения фактам, со ставлявшим содержание его мира. И он почувство вал, что его мир, строившийся годами, обрушился за один миг; он потерял и веру в стабильность почвы, на которой он стоит, и желание строить какие-то планы на будущее.
Таким образом, мы можем сделать два вывода, непосредственно относящиеся к еврейской проблеме:
Рассуждая о том, сколь важно переживание принадлежности к группе, нашего статуса в ней, и сколь важны другие составляющие нашей социаль ной почвы, не следует придавать слишком большое значение тому, насколько часты или насколько не приятны эти переживания сами по себе. Вместо это го следует принимать во внимание смысл этих пере живаний, то, насколько они меняют структуру жиз ненного пространства личности. Еврейские родители должны понять, что не так уж важно, как часто ребенок будет сталкиваться с предрассудками, и как они будут проявляться — в форме жестоких напа док или в вежливой форме. Что важно, так это зна чение этих переживаний для определения позиции еврейской группы по отношению ко всем другим группам, а также для определения тех ситуаций, в которых принадлежность к еврейской группе будет восприниматься как ведущий фактор.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!