Jewish Education Committee, 1946. 148 страница




Межгрупповые конфликты 317

 

гров называется «переходом», а для евреев «ассими­ ляцией». Можно было бы легко решить проблему меньшинства, если бы она исчезала в результате ин­ дивидуальной ассимиляции. Однако в действительнос­ ти для любой низкостатусной группы такое решение не представляется возможным. Женщины не смогут добиться равных прав с мужчинами, если им одной за другой будет даровано право голоса; негритянская проблема не может быть решена посредством инди­ видуального «перехода». Лишь незначительное коли­ чество евреев может быть целиком и полностью при­ нято в нееврейской среде. Однако сейчас это шанс еще менее реален, чем обычно, и было бы абсурдом предполагать, что пятнадцать миллионов евреев смо­ гут один за другим преодолеть эту границу.

как в этом случае определить ситуацию одного из представителей меньшинства, которое сохраняет свое единство лишь вследствие внешнего давления? Основным фактором жизни этого человека будет его желание пересечь эту непреодолимую границу. И по­ этому он практически постоянно будет пребывать в состоянии конфликта и напряжения. Он будет отно­ ситься с неприязнью или даже ненавистью к своей собственной группе, поскольку она для него не что иное, как досадное препятствие. Как подросток, ко­ торый не желает более быть ребенком, зная при этом, что его еще не воспринимают как взрослого, такой человек стоит на границе своей группы, он не там и не здесь. Он несчастлив, ему свойственны типичные характеристики маргинальной личности, которая не знает, где ее группа. Еврей такого типа будет непри­ язненно относиться ко всему еврейскому, поскольку будет усматривать в нем то, что отдаляет его от боль­ шинства, к которому он стремится. Он будет прояв­ лять неприязнь и к тем евреям, которые не стесняют­ ся своей принадлежности к группе, и нередко будет ненавидеть себя самого.

 

Есть еще одна характеристика, отличающая тех представителей меньшинств, которые не выходят из


318                                              Межгрупповые конфликты

 

группы лишь вследствие внешнего давления, от тех, кому свойственна позитивная установка по отно­ шению к собственной группе. Проявления групповой жизни вторых совершенно естественны, им присущи организованность и внутренняя сила. Меньшинство, удерживаемое вместе извне, довольно хаотично. Оно состоит из множества индивидов, не обладающих внутренними связями друг с другом, оно дезоргани-зованно и слабо.

 

исторической точки зрения, живущие в диаспоре евреи были объединены отчасти благодаря внутрен­ ней сплачивающей силе группы, а отчасти вследст­ вие давления враждебного большинства. Соотноше­ ние этих двух факторов было разным в различных странах и в различные периоды времени. В некото­ рых странах восточной Европы позитивная установ­ ка усиливалась за счет культурного превосходства над окружением. Также и в Америке до сих пор сильны позитивные установки. Однако нам не следует закры­ вать глаза на тот факт, что для многих евреев до­ минирующим или, по крайней мере, важным аспек­ том их внутреннего отношения к иудаизму остается их «вынужденное единство».

Некоторые еврейские студенты, живущие на Сред­ нем Западе, говорили, что они чувствуют себя в го­ раздо большей степени нееврейскими жителями Сред­ него Запада, нежели евреями из Нью-Йорка. Посколь­ ку религиозная проблема утратила большую часть своей значимости как для евреев, так и для предста­ вителей других групп, между ними более не сущест­ вует столь уж явственных отличий. И мы едва ли чего-то добьемся, если будем проповедовать таким людям еврейскую религию или национализм. Столь же ма­ лоубедительными покажутся им и рассказы о слав­ ной истории и культуре еврейского народа. Им со­ вершенно не хочется жертвовать своей жизнью и сво­ им счастьем ради прошлого. В местах с маленькими еврейскими общинами, в особенности среди подрост­ ков, без труда можно найти немало тех, кто никак


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!